Лучший педагог года

Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения

Татьяна Русанова
Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения

Информационные технологии (от англ. informationtechnology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Публикация «Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения» размещена в разделах

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В нашем детском саду был разработан и апробирован план коррекционной работы с детьми с нарушением речи. При разработке плана мы основывались на следующих принципах:

1. принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

2. принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений

3. принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушением развития.

4. принцип систематичности и последовательности обучения.

5. принцип доступности обучения.

6. принцип сознательности и активности детей.

7. принцип объективной оценки результатов деятельности.

Компьютерные технологии применяются в нашем детском саду, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития детей. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения стесняется его, боится, что он будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого предоставляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, который лежит в основе формирования правильной мотивации, произвольной памяти и внимания, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Компьютерные технологии позволяют повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

На фронтальных занятиях очень удобной для нас представляется программа Power Point. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия дошкольниками учебного материала небольшими «порциями» существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять голосовое и музыкальное сопровождение к демонстрации такой презентации.

Преимуществами электронного способа работы с информацией являются :

• Последовательность и системность информации;

• Тезисность и информативность;

• Наглядность и эффективность подачи материала;

• Легкость возврата к предыдущей информации;

• Возможность дополнения или исправления информации;

Максимальное участие детей в работе по теме достигается также благодаря тому, что в их поле зрения находится оптимальное количество информации, распложенной на одном слайде. Не все дети имеют хорошо развитые произвольные процессы, что проявляется в частом отвлечении от образовательной деятельности. Количество информации на одном слайде должно быть четко продумано.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

На индивидуальных занятиях или по подгруппам удобна специализированная компьютерная технология «Игры для тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная технология разработана основе методик обучения с отклонениями развития. Программа включает в себя серии упражнений различной сложности. Каждое занятие является комплексным, т. е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и комплексных средств компьютерного обучения, отвечает индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребенка. Занятия на компьютере развивает произвольную моторику пальцев рук, т. к. в процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться «мышью», т. е. формируется совместная координированная деятельность зрительных и моторных анализаторов.

Ограничивающими моментами, связанными с использованием компьютера на логопедических занятиях являются:

• Гигиенические ограничения во времени при работе детей с компьютером;

• Индивидуальные противопоказания или дополнительные ограничения по здоровью у отдельных учащихся;

Использование компьютерных технологий не более 1-2 раза в неделю;

Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно – образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельного подходов и коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использование интерактивной формы обучения, а также создания психолого – педагогических условий развития положительной мотивации.

Публикации по теме:

Бланк социального паспорта группы Социальный паспорт МБДОУ детский сад «Светлячок» Саратовская область, р. п. Лысые горы Средняя группа (2013-2014 год) Воспитатель: Общее.

Использование компьютерных технологий в методической работе ДОУ МОЖАЕВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА, старший воспитатель МКДОУ детского сада № 7 города Кирово-Чепецка Кировской области 1. Значение использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения
Опубликовано: 28 августа 2014 в 11:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД