Получи документы

Использование логических блоков Дьенеша для познания свойств и отношений между предметами

Андреева Ирина Федоровна
Использование логических блоков Дьенеша для познания свойств и отношений между предметами

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом, что важно при подготовке к школе.

Использование блоков Дьенешав работе с дошкольниками способствует:

• Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;

Публикация «Использование логических блоков Дьенеша для познания свойств и отношений между предметами» размещена в разделах

Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развитию познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;

• Развитию творческих способностей.

Цель работы: способствовать познанию детьми свойств и отношений между предметами с помощью логических блоков Дьенеша.

Задачи опыта

1. Изучение научно – теоретических основ развития логического мышления у старших дошкольников.

2. Выявить особенности математического развития дошкольников

2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).

3. Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша.

4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша)

5. Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления старших дошкольников.

6. Выявить динамику уровня математического развития.

Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:

создание определенной предметно-развивающей среды в группе, изготовление нестандартных дидактических игр математического содержания использование данного дидактического материала.

разработка перспективно-тематического плана и конспектов и игр с использованием блоков Дьенеша;

взаимодействие с родителями и специалистами

Свою работу мы начали с мониторинга образовательного процесса методом наблюдения по области «Познание» по методике Н. В. Верещагиной нормативный показатель составил 76% (19 детей, а показатель проблем 24% (6 детей).

Дополнительно, так как наша работа направлена на познание свойств и отношений между предметами, мы провели обследование представлений наших детей о величине и форме по методике Т. Д. Рихтерман. Наблюдения за деятельностью детей показали, что дети практически выкладывают правильно, но 10 детей из 25 путают название свойств, короткие называют маленькими. Также дети знают геометрические фигуры, но 8 из 25 детей не выделяют характерные признаки, относящиеся к данной фигуре.

Исходя из результатов обследования видно, что дети знают геометрические фигуры, сравнивают предметы по длине, ширине, высоте, цвету, но затрудняются в распознавании свойств геометрических фигур, путают обозначение свойств, короткий - маленький, большой – длинный. Испытывают затруднения в сериации предметов, классификации по 2 свойствам.

Исходя из полученных данных поставили перед собой задачи работы с дошкольниками:

Задачи:

1. Знакомить детей и самостоятельно называть геометрические фигуры и форму предметов, размеры, цвет. Научить выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину).

2. Развивать умение детей, обобщать группы предметов по свойствам предметов;

3. Учить детей овладению приемами замещения и моделирования свойств, используя

слова: «и», «или», «не».

4. Способствовать формированию у детей умения делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи.

5. Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения.

6. Упражнять в определении отношения групп предметов : по количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине, массе, пространственные и временные.

7. Закреплять умение детей читать карты-схемы.

8. Воспитывать интерес к математическим играм

9. Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников, дружелюбие, самостоятельность.

Наметили основные направления работы.

1. Создание предметно-развивающей среды.

2. Реализация системы работа с детьми

3. Взаимодействие с семьями воспитанников

4. Взаимодействие со специалистами

Формы организации работы с логическими блоками

1. НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная деятельность

3. Индивидуальная работа

4. Самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Работа с блоками проходит в три этапа:

1. Развитие умений выявлять и называть свойства и отношения

2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам. Развитие способностик логическим действиям и операциям (замещение, моделирования свойств, умению кодировать и декодировать информацию с помощью каточек)

3. Создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную самостоятельную деятельность с математическим материалом.

На первом этапе, прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, детям была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Затем познакомила детей с блоками Дьенеша, с их качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. На данном этапе знакомила детей с играми и упражнениями, способствующими развитию умений выявлять и абстрагировать свойства блоков.

Осуществляли и тесное сотрудничество с родителями через такиеформы работы как:

1. Информационные формы:

Консультации о подборе игр по формированию логического мышления;

Индивидуальные беседы с рекомендациями;

Собрания с показом фрагментов НОД

Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления

Родительские собрания

Анкетирование

Фотовыставки «Мы играем и растем»

Выставки рисунков, поделок

Подбор информации в газете детского сада «Малышок» и на сайте.

Показ мультимедийных презентаций.

2. Практические формы:

Праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках,соревнованиях между командами родителей и детей (используется занимательный материал, логические блоки Дьенеша);

Участие родителей в оснащении группы игровым материалом

Семинары-практикумы

При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.

При повторном обследование математического развития детей была видна положительная динамика.

Результаты мониторинга по области «Познание» показали, что нормативный показатель составил 84% (21 детей, а показатель проблем 16% (4 детей). А по методике Т. Д. Рихтерман на высоком уровне находятся 12 чел (48%, на среднем 10 (40%), на низком 3детей (12%)

Мы заметили, что дети стали больше играть, используя свойства предметов. При описании предмета, они не просто называли отдельные его части, но и называли свойства : цвет, форму, величину, научились сравнивать их. Активизировались слова, обозначающие отношения между предметами.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: использование дидактических игр и игрового дидактического материала способствует познанию детьми свойств предметов.

Результатами нашей работы стали

1. повышение уровня математического развития каждого ребенка;

2. развитие умений детей называть свойства предметов и геометрических фигур;

3. развитие умений детей обобщать группы предметов по свойствам.

4. научилисьприемам замещения и моделирования свойств

5. возросла активность родителей к данной проблеме

Публикации по теме:

Кружковая работа с детьми старшего возраста по ФЭМП Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать. отгадать, раскрыть секрет, составить, установить.

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логических блоков Дьенеша для познания свойств и отношений между предметами
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 08:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД