Получи документы

Использование мандала-терапии в диагностике и коррекции детских страхов (5 фото)

Лейсан Гафиатуллина
Использование мандала-терапии в диагностике и коррекции детских страхов

Исследования показывают, что Люди, которые чувствовали себя сильными и защищенными в детстве, сохраняют ощущение силы и уверенности в себе перед лицом любой угрожающей им опасности.

В исследованиях Д. В. Винникотта подчеркивается значение опыта общения ребенка с окружающими взрослыми, который ложится в основу переживания им ощущения безопасности, влияющего в дальнейшем на особенности интеллектуальной деятельности и формирование личности в целом. Чувство тревоги у маленьких детей, оставленных надолго без привычного человеческого окружения, Д. В. Винникотт выражает словами: «распад на куски», «бесконечное падение», «умирание… умирание… умирание…», «утрата всякой надежды на возобновление контакта».

Публикация «Использование мандала-терапии в диагностике и коррекции детских страхов» размещена в разделах

При хорошем материнском уходе эти ужасные чувства заменяются позитивными эмоциональными переживаниями, которые, «суммируясь», формируют базовое доверие к людям и миру. В основе этого фундамента лежит опыт, признанной окружением зависимости, и у ребенка появляется способность отвечать на требования, которые рано или поздно начинают предъявлять к нему мать и другие люди из его окружения.

Исследования психологов показывают, что страх имеет защитную функцию, он является прямым следствием инстинкта самосохранения и защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам, регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребнка и, в целом, имеют положительный эмоциональный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Дж. Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются : одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают : темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Исследования показали, что природные стимулы страха связаны с возрастом, т. е. зависят от процессов развития и созревания. Однако, кроме возрастных, существуют невротические страхи. Невротическими они становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психологических потрясений. Их отличительными чертами являются: большая эмоциональная интенсивность и напряженность, длительное или постоянное течение, неблагоприятное влияние на формирование характера и личности, болезненное заострение, взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями и т. п. Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений и нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

В своем исследовании я сопоставляла страхи детей дошкольного возраста, проживающих в семье. Количество страхов изучалось по методике А. И. Захарова. В табл. 1 приводится количественное распределение детей (в %, подверженных различным страхам.

Из таблицы видно, что у детей детского сада первые три места занимают страшные сны (85 %, врач или полицейский (80 %, наказания (64 %).

ТАБЛИЦА № 1.

Количественное распределение детей детского сада по видам в %

Наименование страхов Дети детского сада

1-страшные сны 85*

2-врач или полицейский 80

3-наказания 64

4-темноты 60

5- сказочные персонажи 56

6- животные 50

7- нападения 40

* Примечание: у каждого ребенка встречался не один, а несколько видов страхов.

Содержательная сторона страхов дополнительно изучалась с помощью методики «Нарисуй свои страхи».

Данная методика используется не только в диагностических целях, но в психотерапевтических. Считается, что процесс рисования способствует высвобождению отрицательной энергии. Кроме того, процесс рисования динамичен. Нарисованный объект можно «уничтожить», закрасив его или посадив в клетку. Его можно просто смять и выбросить, освободившись, проявить смелость, находчивость, «обуздать» свой страх.

Основная цель арт-терапевтических занятий заключается в снижении эмоционального напряжения. В процессе рисования происходит работа с бессознательным ребенка, результатом которой является «перекодирование образа страха» в иной, не пугающий образ. Дети учатся адекватно реагировать на новые пугающие ситуации, формируется уверенность в себе, активность.

Кроме прорисовки страхов с детьми коррекционная работа продолжается с помощью рисования Мандал. Арт-терапия может двумя способами достичь этой цели. Один способ — свободный процесс проективного самовыражения при помощи художественного материала, который ребенок видит как многогранное, объективное, композиционное, структурированное зрительное поле выразительных и интерактивных компонентов. Другой способ выявления скрытых аспектов внутреннего переживания — расширение сознания — акт интуитивного познания, который следует за спонтанным рисованием форм в цвете.

В работе с детьми М. Бетенски предлагает использовать рисование каракуль. Каракули – это что-то вроде игры со свободно текущей продолжающейся линией. В данном стиле отсутствует замысел и план – каракули возникают в результате легкого движения руки, которая разрешает мелк блуждать в различных направлениях. Линия может быть запутанная или четкая, простая. Техника каракуль стала использоваться в арт-терапии. Процедура проб состоит из нескольких этапов: 1) предварительное свободное рисование каракулей; 2) свободное рисование как реакция на поток бессознательного материала, освобожденного неструктурированными каракулями. Анализу подвергается структура каракулей, обнаруживаемые в них фигуры и образы, взаимоотношение фигур и образов со структурой каракулей. Для описания рисунков она использует следующие концепты : Фигура-Фон; Повседневная Жизнь в Мире; Личность; Перцептивная со-члененность. Анализ большой коллекции рисунков-каракулей показал, что большинство детей зарисовали мучительную потребность в неотложной помощи во время депрессии, беспомощной злобы, при навязчивостях, низкой самооценке и неадекватной концептуальной сочлененности, что подтвердилось проективными тестами.

Данная техника доступна дошкольникам с различным уровнем развития, и может быть внедрена в работе с детьми, испытывающим невротические страхи.

Еще одно направление, которое направлено на борьбу со страхами детей – это Мандала терапия.

Мандалы для детей :

Традиционные мандалы используются для медитации и предназначены для улучшения самочувствия, исцеления и духовного роста. Такие картинки разукрашиваются поэтапно от центра к наружному кольцу и имеют повторяющиеся элементы, разнообразные цвета и конструкции. Мандалы для детей в основном применяются как обычные забавные раскраски, но тем не менее они также оказывают свой терапевтический эффект. Дети просят более простые мандалы-раскраски. Детские мандалы-эскизы, как правило, имеют более крупные изображения, с отсутствием сложных деталей. Наши простые мандалы легко разукрасить и подходят даже для самых маленьких детей. В раскраске обычно есть центральный элемент, например, животное, листья, сердечки или другие интересные для ребенка конструкции. Центральный персонаж, может повторяться по всей картинке или дополнен другими сопутствующими элементами.

1. Разновидности мандалы для детей

Детские подобные картинки отличаются размерами, формой и дизайном. Некоторые раскраски даже не являются мандалами в традиционном смысле, но тем не менее они очень нравятся детишкам. Некоторые общие темы мандалы для детей : Природа – эти мандалы могут включать в себя природные элементы, такие как листья, семена и деревья. Также они могут отображать природные явления: круговорот воды, смена времен года, дождь и др. Такие картинки могут использоваться в качестве учебного пособия. Животные — как и природные мандалы, здесь может быть как одно конкретное животное или содержать изображения многочисленных животных, таких как животные или животные в зоопарке. Эти мандалы также популярены для обучения. Фэнтези/ Сказка – в этих мандалах главную тему представляют герои популярных сказок, книжек или мультфильмов. Они могут быть использованы при работе с дошкольниками для обучению детей пересказывать рассказы. Праздники – праздничные и сезонные мандалы пользуются большой популярностью у детей, поскольку они позволяют детям исследовать меняющийся мир вокруг них и отмечать праздники и смену времен года. Например новогодние и зимние. Еда – большинство детей с удовольствием раскрашивают картинки своих любимых блюд. Эти мандалы также можно применять для знакомства дошколят с различными продуктами питания, их свойствами, рассказать о здоровой и нездоровой пище. Геометрические — мандалы оперируют к детскому желанию экспериментировать с узорами и цветом. Они хорошо развивают творчество и кративность. Их возможно применить при изучении основ математики.

2. Применение детских мандал-разукрашек

Некоторые детские мандалы-раскраски с геометрическими узорами или цветочные могут быть использованы непосредственно для медитаций. Однако специалисты в области Арт-терапии считают, что детям для достижения терапевтического эффекта достаточно просто раскрашивать мандалы и заполнять простейшими узорами любые фигуры и силуэты. Врачи и школьные психологи могут использовать наши мандалы для оказания помощи детям в концентрации внимания и снятия стресса и тревоги, и борьбы со страхами.

Учителя изобразительного искусства могут использовать мандалы, чтобы обучать детей дизайну и колористике, пониманию эмоционального воздействия художественного произведения. Учителя используют мандалы для закрепления знаний в классе, а родители часто поощряют детей раскрашивать эти круглые раскраски как форму развлечения или как способ снижения эмоционального стресса.

«Использование мандал в коррекционно-развивающей работе с детьми в детском в саду»

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

Детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

В последнее время все чаще и чаще приходиться сталкиваться с множеством разнообразных трудностей. У дошкольников обнаруживается сложное сочетание нарушения эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты.

Работа с детьми, у которых наблюдаются страхи, способствовала поиску новых технологий. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является методы арт-терапии.

Одним из таких методов является мандалотерапия.

Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Цель работы при разукрашивании мандалы :

• развитие творческих способностей

• развитие произвольности поведения;

• развитие воображения;

• снятие внутреннего напряжения, релаксация;

• развитие мелкой моторики рук;

• борьба со страхами;

• воспитание аккуратности;

• активизация бессознательного;

В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.

Материалы и оборудование: набор готовых мандал, релаксационная музыка, карандаши.

Существуют правила работы при использовании мандалы :

1. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.

2. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.

3. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

4. Педагог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.

5. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка.

6. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.

7. Ребенок, при желании, даёт название своей мандале.

8. После работы важно дать возможность ребенку проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу.

Время работы с одной мандалой : 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Работа с мандалами включает в себя 3 этапа:

1. Организационный. Воспитатель предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования.

2. Основной. Педагог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования воспитатель предлагает назвать мандалу.

Задает следующие вопросы:

Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

Расскажи, что ты здесь видишь? (педагог отмечает высказывания ребенка).

Что для тебя значат эти цвета?

Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

Что тебе было сложно делать, а что легко?

Что ты сейчас чувствуешь?

Ты доволен результатом?

Хотел ли ты что-нибудь изменить?

3. Завершающий. После окончания рисования педагог предлагает посидеть молча. Найти ему место. Спросить, есть ли негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать).

Педагог благодарит за работу.

Библиографический список

1. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / пер. с анл. М. Золотник. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с., ил. (Серия «Ступени психотерапии»).

2. Боулби, Дж. Детям любовь и заботу // Лишенные родительского по-печительства: хрестоматия. – М. : Просвещение, 1991. – С. 144 – 154.

3. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери; пер. с англ. Н. М. Падалко. /Д. В. Винникотт. – М. : Класс, 1998. – 380 с.

4. Захаров, А И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Издательство Союз, 2000. - 448с. (Серия Психология ребн-ка).

5. Исследование феномена психологической безопасности личности в условиях социально-экономической нестабильности: монография / под общ. ред. Е. В. Опеваловой. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. -н/А гос. пед. ун-та, 2006. – 331 с.

6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л. М. Шипи-цыной и Е. И. Казаковой. – СПб. : Питер, 2000. – 108 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. – СПб. : Питер, 2007. – 352 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 978-5-91180-439-8.

Использование мандала-терапии в диагностике и коррекции детских страхов
Исследования показывают что Люди которые чувствовали себя сильными и защищенными в детстве сохраняют ощущение силы и уверенности в себе перед лицом любой угрожающей им опасности В исследованиях Д Чувство тревоги у маленьких детей оставленных надолго без привычного человеческого окружения Д Винникотт выражает словами распад на куски бесконечное падение умирание умирание умирание утрата всякой надежды на возобновление контакта
Публикации по теме:

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация «Использование детских тренажёров детьми»Консультация «Использование детских тренажёров детьми» Детство – период закладки основ здоровья. А потому крайне важно привить детям интерес к регулярной двигательной активности как можно раньше.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Выставка детских работ «Осенняя мандала»Выставка детских работ «Осенняя мандала» Уже давно в своей работе я практикую такую форму работы, как выставки. По итогам мероприятий с детьми часто получаются такие «продукты деятельности»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мандала-терапии в диагностике и коррекции детских страхов
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 11:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД