Папки-передвижки

Опыт работы «Использование метода моделирования в коррекции речи детей с ОНР»

Вихрова Светлана
Опыт работы «Использование метода моделирования в коррекции речи детей с ОНР»

Речь, имеющая социальный характер возникновения и развития, формируется в единстве коммуникативной (общение) и обобщающей функции (словесно-логическое мышление) : с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив – порождает негативизм, агрессию и ведёт в целом к снижению познавательной активности и мотивации к обучению детей с ОНР. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Таким образом, мы видим замкнутый круг искажённого личностного развития.

Публикация «Опыт работы „Использование метода моделирования в коррекции речи детей с ОНР“» размещена в разделах

С трудностями в обучении детей с ОНР сталкиваются и воспитатели коррекционных групп, и специалисты ДОУ, и родители воспитанников, посещающих эти группы. Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в группах компенсирующей направленности. Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников побуждает педагогов находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования. Одним из таких методов является метод наглядного моделирования.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Коррекция ОНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т. е. сформировать речь как систему.

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому мне представляется важным не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность. Для этого коррекционно-логопедическую работу необходимо планировать с учетом основных линий формирования наглядного моделирования, определённых Л. А. Венгером:

– расширение диапазона моделируемых отношений : пространственные, временные, логические;

– увеличение степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого их типа: от моделирования конкретных ситуаций до моделей, имеющих обобщенный смысл;

– изменение самих наглядных моделей от конкретных (структура отдельного объекта) к обобщенным (структура класса объектов) и к наиболее сложным условно-символическим, передающим наглядно-ненаглядные отношения;

– изменение типа действий моделирования в направлении овладения символическим видом замещения.

Одной из целей своей работы я поставила обогащение коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования наглядного моделирования.

В основе метода лежит использование заменителя (модели, в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

Процесс моделирования включает три этапа :

- усвоение сенсорного материала,

- перевод на знаково-символический язык,

- работа с моделью.

В целях формирования моделирования, как правило, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Использовать готовые наглядные модели начинаю уже на подготовительном этапе коррекции ОНР. Так, для совершенствования мелкой и артикуляционной моторики использую наглядные модели. Для активизации и расширения словаря использую пиктограммы предметов, признаков, действий.

Для эмоционального и интеллектуального развития детей использую маски с характерными чертами основных эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, страх. Дети знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами, но и учатся сравнивать эмоциональные ощущения как своих, так и других. По внешнему виду персонажей, изображённых на картинках, определяют их роль, эмоцию и соотносят их с характерными масками. В дальнейшем дети играют в игру «Театр одного актёра», где ребёнок выбирает себе карточку, изображает соответствующую эмоцию, а остальные участники угадывают по мимике и пантомимике настроение.

Дети с ОНР – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Дети с ОНР испытывают трудности в обучении чтению. Вместо плавного слогового чтения пользуются побуквенным угадывающим чтением. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смещением акустическим сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова. Поэтому развитие звукового анализа и синтеза должно быть одним из важных направлений в коррекционной работе.

По мере знакомства со звуками дети учатся характеризовать их с опорой на схему. В учебный процесс вводится наглядно игровой материал «Звуковички», которыми обозначаются изученные звуки. Изучая гласные звуки, вводится образ «девочки» в красном, изучая согласные – образ «мальчика» в синем и зелёном костюмчике, дифференцируются согласные по глухости - звонкости.

По мере знакомства с буквами, дети учатся изображать буквы с помощью пальцев рук. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита. Её неоднократное повторение развивает мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис. Для закрепления «Пальчиковой азбуки» проводятся игры «Живое слово», «Прочитай» с опорой на модели букв.

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим

Для развития фонематического восприятия и формирования звуковой аналитико-синтетической активности применяю наглядные модели Т. А. Ткаченко. В дальнейшем обучение звуковому и слоговому анализу провожу в рамках традиционной методики Г. А. Каше с использованием моделей.

Дети закрепляют навык определения количества слогов в названии картинок с опорой на модели вагонов с разным количеством окон; учатся выделять ударные слоги с опорой на схемы слов; угадывают слово по первым звукам названий картинок с последующим составлением схемы слова; определением места звука в названии картинки и соотнесением её с соответствующей схемой слова.

При дифференциации звуков «с» - «ш», «с» - «з», «ш» - «ж», «з» - «ж» использую модели этих звуков.

Для уточнения и обогащения активного словаря и совершенствования грамматического строя в рамках формирования развёрнутой фразовой речи применяю графические модели предложений и наглядные модели предлогов. Дети придумывают предложения с опорой графическую схему предложения. Анализируют предложение с последующим составлением схемы этого предложения.

На занятиях при пересказе нового текста дети расставляют картинки в логической последовательности, опираясь на заданную модель в виде серии картин, пересказывают рассказ по готовой схематической модели, составляют описательные рассказы с опорой на схемы, дети легче запоминают тексты стихотворений с опорой на модели.

На этапе формирование коммуникативных умений и навыков для развития связной, грамматически правильной монологической речи использую методику В. К. Воробьёвой, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у данной категории детей. В. К. Воробьева предлагает использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему, которая включает три части:

1. В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета

2. Объединяет корпус выделенных признаков.

3. Представляет изображение самого предмета.

Соответственно целям и задачам обучения объем первой и второй части может сужаться или расширяться.

Как создается текст?

Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Первую часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ.

Символ «ГЛАЗ» - определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения.

Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает)

Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий и т. п.)

Через символ «РОТ» - вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)

Логические признаки обозначает вопрос, символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?»

Признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).

Данная предметно-графическая схема, помогает ребенку строить рассказ последовательно, перечисляя признаки описываемого предмета.

В своей работе использую технологию – дидактический синквейн. Эта технология, которая помогает сделать оптимальной работу учителя-логопеда. Эта технология способствует:

- развитию лексико – грамматических категорий;

- обогащению и активизации словаря;

- оценке уровня усвоения ребёнком пройденного материала;

- развитию не только речи, но и внимания, памяти, мышления. Правила составления дидактического синквейна.

Первая строка - одно слово, отражающее главную идею.

Вторая строка - два слова, прилагательные.

Третья строка - три слова, глаголы.

Четвёртая строка – фраза, показывающая отношение к теме.

Пятая строка - слово, отражающее сущность темы.

Например: 1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

Параллельно развиваю у детей самостоятельные навыки линейного пиктографирования связных высказываний, как готовых (загадки, стихи, рассказы, так и собственных. Таким образом, развитие наглядного моделирования как способности идёт в направлении всё большего обобщения, сворачивания наглядности в сторону условной символизации с одной стороны и от использования готовых моделей до создания собственных с другой.

Создание детьми оригинальных (авторских) условно-символических моделей можно считать главным результатом в овладении наглядным моделированием, как основой общих умственных способностей и средством интеллектуальной и речевой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, метод моделирования, который помогает задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствуют мышление и речь, делают высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживают интерес детей к активной речевой деятельности.

С помощью схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому обучение детей с ОНР умению рассказывать или пересказывать, используя приемы моделирования, являются эффективным средством подготовки их к школе.

Публикации по теме:

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование метода моделирования в коррекции речи детей с ОНР»
Опубликовано: 6 мая 2020 в 22:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД