Использование методов моделирования на занятиях по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством

Ирина Полященко
Использование методов моделирования на занятиях по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Оно связано со всеми видами детской деятельности.

1. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал. С помощью их можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки.

2. Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

3. Изобразительная деятельность. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.

4. Математика. В узорах декоративных росписей, характерных для народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

5. Музыка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

задачи:

1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства. Формирование эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание желания заниматься подобной деятельностью;

2. Формирование обобщённых знаний и умений: умение различать стили хохломской, дымковской, Городецкой, Жостовской и др. видов декоративной живописи; освоение детьми элементов, колорита, композиции данного вида росписей;

3. Умение создавать выразительные образы и узоры на плоскости и объемных предметах;

4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

5. Развитие художественно-творческих способностей и многоаспектной активности в художественно-эстетическом освоении мира;

Были выделены этапы работы:

Подготовительный.

Цель:

а) Углубление знаний детей по теме будущей работы через проведение бесед, экскурсий. б) Формирование ярких художественных образов у детей через рассматривание иллюстраций, репродукции, экспонатов, альбомов, книг.

Основной.

Цель:

а) предоставление детям возможности воплотить полученные знания при выполнении работ;

б) создание условий для творческого взаимодействия.

В ходе занятий использовались следующие методические приёмы:

-создание игровой мотивации в начале занятия и при анализе работ, что повышает интерес к будущей деятельности; создание проблемной ситуации;

-рассматривание изделий народных мастеров и последующее составление узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в продуктивной деятельности;

-сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, сочетания отдельных элементов узора при создании вариантов образа;

-использование очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

-упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых или сложных элементов после рассматривания;

-показ способов изображения новых элементов(4-5 лет) и наиболее сложных (5-7лет);

-использование моделей, технологических карт;

-называние элементов узора, проговаривание действий при его воспроизведении, моделирование элементов и узоров изучаемых росписей;

-взаимосвязь видов продуктивной деятельности, сохранение межпредметных связей.

В работе использую следующие формы организации работы с детьми:

1. Выставки;

2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства (проводятся с детьми с детьми старшего дошкольного возраста);

3. Экскурсии;

4. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации;

5. Занятия по замыслу. Являются показателем развития детского декоративного творчества;

6. Оформление коллекций по теме «Декоративно- прикладное искусство»;

7. Свободная деятельность (разучивание песен, стихов, потешек, чтение сказок по теме: «Народное декоративно – прикладное искусство»).

По каждому виду росписи проводилась работа согласно такой последовательности:

1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материал, фактура, орнамент, узор).

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.

3. Оформление полки красоты (один предмет, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).

4. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства.

5. Интегрированные занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации.

6. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).

7. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».

8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов).

Кроме того комплексная реализация задач направлена на достижение главной цели – развитие художественно-творческих способностей детей при ознакомлении с народно-прикладным искусством путём моделирования окружающей действительности. В его основу положен принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

В обучении дошкольников использую:

Предметные модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха, с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки, технологические карты с описанием последовательности работ. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы сверяться с данными карты.

Для решения поставленных задач помимо сенсорных моделей и моделей логического содержания так же используется метод художественного моделирования - это искусство «сочинять» окружающие предметы материального мира доступные детскому воображению и восприятию (предметы одежды. интерьера, быта; различные украшения, игрушки). Искусство «сочинения» состоит в том, чтобы придуманная конструкция сочетала в себе красоту формы и была полезна функционально. Таким образом, художественное моделирование является едва ли не самым сложным из всех методов т. к., по сути является чистым творчеством, опирающимся на ранее полученные знания.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта основана на применении широкого спектра возможностей метода моделирования на формирование знаний и умений дошкольника при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, раскрытие его художественно-творческих способностей.

Приступая к обучению детей, провела работу по следующим направлениям:

1. Был составлен алгоритм обучения детей основам народно-прикладного творчеств, где весь объем учебного материала представлен виде таблицы, где раскрыты все составные части обучения начиная со средней группы.

2. Затем был разработан цикл занятий по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с народными промыслами. Организация занятий проходит согласно принципу тематического планирования, где все занятия недели посвящены выбранной теме. Такой подход позволяет сформировать начала системных знаний и лучше усвоить материал. Так же сюда включена предварительная и последующая работа в свободной деятельности,. систематизированы методы и приёмы наглядного моделирования,применяемые на занятии.

3. Декоративно-прикладное искусство связано практически со всеми видами деятельности и применение методов моделирования в разных аспектах детской деятельности работает на обогащение сенсорного опыта ребёнка, развивает его творчество.

Поэтому был составлен план по использованию моделирования при ознакомлении детей с объектами и явлениями окружающего мира.

4. Ведётся систематическая работа по оснащению развивающей среды.

5. Составлена картотека по данной проблеме.

6. Сделала подборку дидактических игр, разработала различные виды схем, моделей, технологических крат и т. п.

7. Ведётся работа с родителями.

Благодаря таким нестандартным, требующим осмысленных действий заданий занятие из рутины превращается для ребёнка в увлекательный процесс.

Прикреплённые файлы:

modelirovanie_l5edf.pptx | 6901,02 Кб | Скачан: 199
 
Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Педагогический проект «Народная игрушка» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Использование методов моделирования на занятиях по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 14:21
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...