Папки-передвижки

Использование песочницы в коррекции когнитивной и эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития

Елена Кулинич
Использование песочницы в коррекции когнитивной и эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития

Игровая деятельность ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игровой деятельности ребёнок осваивает определё нных опыт человеческих компетенций: интеллектуальных, социальных и многих других.

Обучающихся с задержкой психического развития отличает от сверстников с нормой в развитии : низкий уровень познавательной активности, трудности в сосредоточении внимания на заданиях, понимании вербальной инструкции и обращённой речи, застревания на стадии, характерной для детей более младшего возраста (предметной деятельности). Перечисленные особенности данного контингента обучающихся подвёл педагогов, психологов к поиску альтернативных методов в усвоении образовательного материала. Игры в песке – одна из естественных форм деятельности дошкольников во взаимодействии с естественной средой. Работа в песочнице является психотерапевтическим средством в коррекции эмоциональной и познавательной сферы.

Публикация «Использование песочницы в коррекции когнитивной и эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

Песочная терапия –один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, открывает новые пути развития. Даёт возможность прикоснуться к подлинному Я, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Темой для занятия может быть практически любая тема в соответствии с тематическими неделями ДОУ. Единственное условие — это широкая подборка фигурок для игры и воссоздании той среды, которая должна быть. Занятия в песочнице позволяют гибко построить занятие в соответствии с возможностями и интересами обучающихся с ОВЗ.

Работа в песочнице организует поведение детей (нивелирует негативные личностные качества, учит взаимодействию со сверстниками: умению уступать, договариваться, обогащает опыт игровой деятельности, раскрывает воображение и творческие способности, обогащает представление, сенсорный опыт об окружающем мире.

Опыт работы с обучающимися с ОВЗ показал высокую эффективность в обучении дошкольников : повысился уровень усвоения знаний, увеличились объём, концентрация, распределение внимания, снизилось количество негативных личностных проявлений, эмоциональный фон стал более ровным и спокойным, взаимодействие со сверстниками стало носить адекватный характер, снизилось количество конфликтных ситуаций.

Примерные игры в песочнице

Тема: «Фермерское хозяйство»

Возраст воспитанников: 4-6 лет.

Количество участников: до 4-5человек.

Задачи:

1. Формировать умение переносить жизненный опыт в условный план игры, решать пробно-практические ситуации;

2. Закреплять представления о таких профессиях: строитель, фермер, садовод;

3. Развивать сенсорное восприятие через тактильные ощущения;

4. Расширять представления об окружающем мире;

5. Развивать мелкую моторику рук;

6. Развивать ВПФ : память, внимание, речь, логическое мышление, творческое воображение;

7. Формировать личностные качества: умение взаимодействовать с товарищами: договариваться, уступать, отзывчивость, помощь старшим;

8. Диагностика детско-родительских взаимоотношений, коррекция негативных личностных проявлений.

Оборудование: песочница или коробка 50*70, песок различной фракции : фигурки фермерской семьи, строителей, дом, кубики для строительства жилищ животных, деревья с плодами из различных материалов, цветы, овощи из солёного теста, лёгкого пластилина, пшено, фигурки игровой площадки, схема строительства, строительные машины, фигурка ветеринара, фигурки домашних животных и их детенышей, мешочек, схема строительства, картинки схемы.

Предварительная работа: лепка овощей из пластилина или солёного теста.

Описание: Дети знакомятся с фермером и его семьей. Развитие сюжета осуществляется на протяжении недели, где перед детьми каждый раз ставиться проблемная ситуация, которую должны решить дети в виде заданий. Детям даются как обучающие задания, так и даётся возможность самостоятельно проиграть ситуации.

1 этап. Перед детьми ставиться проблемная ситуация. Фермер Михаил купил участок земли на которой решил организовать фермерское хозяйство. Перед детьми раскладывается оборудование: песок, схема участка, строители, строительные машины.

Дети должны между собой обсудить и договориться, как и что будут строить.

Игра «Построй по схеме»

Цель: закрепить навыки пространственной ориентировки по схеме, учить договаривать, коллективному строительству.

Описание игры: перед детьми раскладывается схема пространства песочницы и обсуждается что в каком месте на листе расположены здания (дом в верхнем правом углу, хлеб в центре) на которой отражены схематически какая должна быть почва, расположение дома, домов для животных, сада, огорода. Дети в соответствии со схемой договариваются кто что строит, располагают.

2 этап. Садим огород и сад

Игра «Сад-огород»

Цель: закреплять навыки дифференциации овощи, фрукты, закрепить представление агроном, развивать тактильное восприятие, мелкую моторику.

Сначала актуализируются знания о порядке организации огорода и процессе выращивания урожая. Далее дети копают землю, садят семена, поливают, рассаживают овощи, на плодовых деревьях фрукты. Далее детям говориться о том, что к осени поспел урожай его нужно собрать.

Игра: «Рассади урожай»

Цель: формировать навыки работы по многоступенчатой инструкции, развивать произвольность слуховой памяти.

Описание игры: педагог предлагает рассадить овощи в соответствии со словесной инструкцией Н: Саша рассади тыкву в первом ряду слева. Маша рассади помидоры во втором правом ряду. Остальная часть детей располагают на плодовых деревьях груши, сливы….

Игра «Собери урожай»

Цель: закрепить дифференциацию понятий овощи, фрукты.

Описание: Нужно собрать овощи в одну корзину, фрукты в другую. Дети должны в корзинки собрать соответствующие овощи и фрукты.

Игра «Накорми детей»

Цель: развивать произвольность памяти, закрепление названия овощей.

Описание: Перед детьми выкладываются овощи и куколки детей. Нужно каждого накормить. И запомнить кто что ел. Затем убираются овощи фрукты, детям нужно вспомнить кто что скушал.

Самостоятельное проигрывание игры детьми.

Животновод Михаил решил купить домашних животных.

3 этап: Покупка домашних животных

Игра «Кого купил фермер»

Цель: развивать зрительное восприятие, тактильное.

Описание: детям показывается картинка с силуэтными изображениями домашних животных, дети должны назвать кого увидели.

Игра «Рассели животных по домам»

Цель: дифференцировать понятия животное, птица.

Описание: дома для животных готовы. Их нужно расселить в соответствии со схемой наверху домика. Называем обобщающими понятиями домашние птицы, домашние животные.

Игра: «Найди маму и детёныша»

Цель: закреплять названия детёнышей, пространственную ориентировку, использовать в речи предлоги : в, на, за, под, развивать концентрацию внимания.

Описание: малыш Петенька открыл у животных, и малыши разбежались по всему фермерскому хозяйству. Найдите всех малышей и верните их мамам.

- Где спрятался цыплёнок? (Цыплёнок спрятался под кустом)

Игра «4 лишний»

Цель: закрепить понятия дифференциации животных по существенным признакам.

Игра: «Осмотр ветеринаром»

Цель: закреплять представление о профессии ветеринара.

Проигрывают сюжет заботы о животных.

4 этап. «Дети играют»

Игра «Поссорили»

Цель: нивелировать негативные личностные проявления, выявить особенности детско-родительских взаимоотношений.

Детям предлагается взять на себя роли детей на игровой площадке и родителей. Немного поиграть. Возможна конфликтная ситуация. Далее создается конфликтная ситуация между детьми.

Детям рассказывается история, что дети играли на игровой площадке и не поделили горку, качели, стали обзывать друг друга и драться. Как поступить, кто прав? Как поступили родители? Какой совет дадите?

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игровое дидактическое пособие для развития эмоциональной сферы дошкольников «Эмоции из камушков»Игровое дидактическое пособие для развития эмоциональной сферы дошкольников «Эмоции из камушков» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №265 г. Барнаул Актуальность Природа является одним из факторов,.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песочницы в коррекции когнитивной и эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 14:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД