Лучший педагог года

План по самообразованию «Использование развивающих игр при ФЭМП у дошкольников»

Надежда Гусева
План по самообразованию «Использование развивающих игр при ФЭМП у дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №101

«ЛАДУШКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Гусева Надежда Александровна

(Ф. И. О.)

Воспитатель

(Должность)

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

___

Публикация «План по самообразованию „Использование развивающих игр при ФЭМП у дошкольников“» размещена в разделах

(Название темы)

2018 г.

(Начало изучения темы)

(Окончание изучения темы)

г. Симферополь 2018 г.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Актуальность проблемы:

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в развивающих играх, которым необходимо уделять большое внимание. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников; Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Работа по Занимательному математическому материалу

-Развлечения

-Математические (логические)игры. Задачи. Упражнения.

-Дидактические игры и упражнения

В формировании у детей математических представлений в работе использую занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических

фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. В качестве «умственной гимнастики» использовать несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из

средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В группе создаю центр «Занимательная математика». В него будут входить развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Использовать игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре будет размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовывать с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагать ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекать в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.

Помогать освоить игру.

Осуществлять свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

- знакомить с занимательными и развивающими играми;

- проводить консультации, индивидуальные беседы;

- привлекать родителей к пополнению центра «Занимательная математика»

Цель и задачи:

1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при

формировании элементарных математических представлений у

дошкольников.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Месяц Тема Содержание работы с детьми. Содержание работы с родителями.

Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. Памятки для родителей по обучению связной речи.

Изготовление совместно с родителями Лэпбука «Математика со Смешариками»

Октябрь 1. Д/и «Поставь столько, сколько слышишь», «Раздели правильно», «Калейдоскоп»

2. Разучивание считалочки «Котята»

3. Математическая физ. минутка «Разноцветные фонарики» Упражнять в счете на слух; учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части; умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу. Анкетирование родителей: «Математика для развития Вашего ребенка»

Консультация для родителей на тему:

«Математика вокруг нас».

Ноябрь 1. Задачи на сложение по действиям ребенка. (Е. В. Колесникова «Я решаю арифметические задачи»)

2. Игровое упражнение «Строим дорожки» (Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»)

3. Д/и «Аэродром», «Сосчитай правильно», «Кто больше увидит»

4. Математическая физ. минутка «Гаражи» Учить детей различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова : такая же, одинаковые, тоже красная и т. д. ; развивать зрительный глазомер.

Упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 20; в счете предметов по осязанию.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Консультация для родителей «Учим математику дома».

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Декабрь 1. «Сказочная математика» (Л. Г. Петерсон «Сказочная математика для детей 6 – 7 лет»)

2. Игра – конструирование «Пирамидка и лесенка» (Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»)

3. Д/и «На что это похоже», «Подумай и закрась», «Сколько разных игрушек»

4. Математическая физ. минутка «Кто самый внимательный» Развивать у детей представления о цвете, представления о длине, умение сравнивать полоски по длине, зрительный глазомер.

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Развивать умственные способности; умение выделять признаки предметов.

Закреплять знания об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

Познакомить родителей с играми, влияющими на формирование элементарных математических понятий детей.

Январь 1. Задачи по иллюстрациям на сложение и вычитание. Ознакомление с условно – схематическим моделированием. (Е. В. Колесникова «Я решаю арифметические задачи»)

2. Игровое упражнение «Белочка и Ёжик идут на день рождения». (Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»)

3. Д/ и «Сосчитай, не ошибись», «Как расположены фигуры», «Назови пропущенное слово».

4. Задачка «Кормушка для птиц» Учить детей выбирать палочки указанного цвета.

Учить детей составлять из палочек изображения предметов простой формы.

Развивать зрительный глазомер детей.

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Закреплять знания о том, что число предметов не зависит от их размеров.

Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Закреплять знания о днях недели. Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Февраль 1. Различия между задачей и загадкой, рассказом и задачей. (Е. В. Колесникова «Я решаю арифметические задачи»)

2. Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол» (Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»)

3. Д/ и «Сколько», «Сломанная машина», «Угадай, какое число пропущено»

4. Математическая задачка «Семья у фотографа» Развивать у детей ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя», количественные представления.

Учить детей сопоставлять полоски по длине двумя способами: путем наложения и путем приложения.

Развивать у детей представления о длине, высоте, ширине и толщине.

Развивать мышление.

Учить замечать нарушения в изображенном предмете; определять место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Консультация для родителей «Обучение счету и основам математики дошкольников»

Март 1. «Сказочная математика» (Л. Г. Петерсон «Сказочная математика для детей 6 – 7 лет»)

2. Задачи – загадки. Состав числа из двух меньших. (Е. В. Колесникова «Я составляю числа»)

3. Игровое упражнение «Цвет и число» (Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»)

4. Д/и «Найди пару», «Какой знак», «Повтори узор», «Числовой ряд», «Числовые домики» (Лэпбук «Математика со Смешариками»)

5. Д/и «Расскажи про свой узор», «Кто быстрее подберет коробки», «Кто первый назовет», «Клумба». Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.

Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.

Развивать у детей представления о ширине; умение сравнивать предметы по ширине; умение подбирать палочки по размеру; зрительный глазомер.

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Учить овладевать пространственными представлениями; сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Развитие внимания.

Закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Апрель 1. «Сказочная математика» (Л. Г. Петерсон «Сказочная математика для детей 6 – 7 лет»)

2. Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка» (Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»)

3. Д/и «Поездка», «Встань на свое место», «12 месяцев», «Матрешки»

4. Математическая задачка «»Избушка зверюшек»

5. Разучивание математической считалочки «Зайчик» Учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав чисел.

Формировать у детей умение строить числовой ряд.

Развивать у детей зрительный глазомер.

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Закрепить понятие о месяцах.

Упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Консультация для родителей «Математика для дошкольников»

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Май 1. «Сказочная математика» (Л. Г. Петерсон «Сказочная математика для детей 6 – 7 лет»)

2. Математические действия с палочками Кюизенера (Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»)

3. Д/и «Путешествие», «Достань мяч», «В какой сетке больше мячей», «Подбери фигуру», «Бабушкин подарок»

4. Математические задачки «В гостях у пчелы», «День Рожденья Мухи – Цокотухи» Учить детей ориентироваться в пространстве; решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Развивать количественные представления детей.

Учить детей находить палочки, по сумме равные двум данным; учить находить разность чисел; учить делить и умножать числа.

Закрепить понятие величины.

Упражнять в сравнении чисел и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого; учить воспроизводить множество.

Анкетирование родителей «Формированию элементарных математических представлений у детей».

Открытый просмотр «НОД»

Список использованной литературы :

1. Е. В. Колесникова «Я считаю до 20».

2. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи. Математика для детей 5 – 7 лет.»

3. Е. В. Колесникова «Диагностика математических способностей детей 6 – 7 лет.»

4. Е. В. Колесникова «Геометрические фигуры. Математика для детей 5 – 7 лет.»

5. Е. В. Колесникова «Математика для детей 6 - 7 лет: Учебно-методическое пособие»

6. Е. В. Колесникова «Я составляю числа. Математика для детей 5 – 7 лет»

7. Е. В. Колесникова «Я уже считаю. Математика для детей 6 – 7 лет»

8. Е. В. Колесникова «Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5 – 7лет»

9. Картотека дидактических игр по математике в подготовительной группе.

10. Картотека математических физкульминуток.

11. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька». Математика для детей 6 – 7 лет.»

12. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Сказочная математика для детей 6 – 7 лет.»

13. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»

14. Лэпбук «Математика со Смешариками»

15. Математический счет. Задачки.

16. Считалочки

Публикации по теме:

Использование цветов для развития зрительного восприятия у дошкольников старшей группы на коррекционно-развивающих занятиях Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. Известно, что жители северных районов страдают от отсутствия.

Мастер-класс «Использование развивающих игр по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр по Ф. Э. М. П. у детей младшего возраста» Выполнила: Василенко Светлана.

Опыт работы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным Б. Паскаль Огромную роль в умственном воспитании.

Отчет по самообразованию «Использование интерактивной доски на занятиях по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию воспитателя подготовительной группы №8 Шакиной Татьяны Владимировны. ТЕМА: «Использование интерактивной доски на.

Презентация «Отчёт по теме самообразования «Использование развивающих игр во время НОД по ФЭМП с младшими дошкольниками» Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных развивающих игр. Игра - естественный способ.

План по самообразованию «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях введения ФГОС» План работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Тема: «Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Югорка" «Использование.

План по самообразованию «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "ДС №6 "Буратино" г. Мегион Ханты Мансийский автономный округ Югра воспитатель.

План по самообразованию «Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи старших дошкольников» План по самообразованию «Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста».

План по самообразованию «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» План по самообразованию на тему: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Пояснительная записка В последние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Использование развивающих игр при ФЭМП у дошкольников»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 20:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД