Получи документы

Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Римма Левина
Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д. С. Лихачёва о том, что «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Публикация «Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны. Причина мне видится в том, что именно былины никогда не являлись объектом глубокого внимания педагогов-дошкольников из-за их трудной читаемости и необходимости подробно разъяснить ее содержание.

К сожалению, в современной России большинству детей гораздо ближе герои американских мультиков или компьютерных «стрелялок», чем, скажем, Илья Муромец или Василиса Прекрасная.

Организуя работу по нравственно- патриотическому воспитанию через ознакомление детей с былинами в октябре мы совместно с моей коллегой по работе при письменном согласии родителей провели обследование.

Основные методы, который мы использовали – это индивидуальный опрос, беседа, наблюдение, как в организованных формах, так и в самостоятельной деятельности. Обследование помогло нам выявить показатели роста каждого ребёнка, целенаправленно спланировать работу содержание педагогического процесса, выбрать формы и методы работы с детьми, специалистами и родителями.

Анализ результатов обследования показал, что большинство детей (50%) соответствует среднему и низкому (40%) уровню. Эти дети плохо знают содержание былин, имеют слабые представления о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси, не используют в речи малые фольклорные формы. Исходя из полученных данных, мы определили содержание нашей работы.

Проанализировав полученные результаты, мы поняли, что необходима:

• планомерная системная работа по каждому этапу знакомства с государственной символикой, начиная с младшего дошкольного возраста;

• интеграция полученных знаний в образовательном процессе,

• целенаправленная работа по взаимодействию с семьёй в данном направлении;

• сотрудничество с детской библиотекой имени Ленинского комсомола.

В результате проведённой предварительной работы чё тко обозначилась цель: Использование русских былин в образовательном процессе детского сада, как средства воспитания начал патриотизма.

Из цели вытекали следующие задачи:

1. Формировать представления у детей об основных героях и содержании русских былин о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.

2. Формировать умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.

3. Обеспечить создание условий для целенаправленного взаимодействия с семьёй и специалистами.

Система работы по использованию русских былин, как средства воспитания начал патриотизма включала следующие моменты

• Работа с детьми

• Работа с родителями

• Работа со специалистами

• Работа по созданию предметно - развивающей среды в группе.

Вся работа проходила поэтапно.

1 этап. Подготовительный (работа по самообразованию, составление критериев обследования детей, тематическое планирование, подбор литературы, создание среды).

2. Этап. Основной (организация совместной деятельности, согласование планов работы со специалистами, систематизация материала: выбор содержания, форм и методов работы, обеспечение динамичной предметно- развивающей среды).

3. Этап. Итоговый (организация самостоятельной деятельности детей, выбор активных форм сотрудничества).

В начале работы мы столкнулись с проблемой, связанной с особенностями изложения содержания былины, т. к. она трудна для понимания ребенка и требует подробного разъяснения.

Своё внимание мы остановили на издании «Былины» в пересказе Л. Н. Толстого, в которое включены сказания о русских богатырях. Книга прекрасно проиллюстрирована художником А. А. Митрофановым.

Далее мы наметили перспективный план работы, который определил содержание нашей деятельности на год.

В начале работы с детьми мы использовали самые разнообразные методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. С этой целью проводили рассказы детям с использованием картин известных художников В. Васнецова Н. Рериха и иллюстраций из книг о русских богатырях, их жизни, подвигах.

На первом этапе важно было заручиться поддержкой родителей и убедить их в значимости темы, её актуальности, обеспечить себя их помощью и поддержкой. Информацию о работе мы представляли через объявления, ширму и выступление на родительском собрании.

Особое внимание мы уделили созданию предметно - развивающей среды в группе, в содержание которой мы включили элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева и глины, полотенца и т. д.); традиционные игрушки, которые соответствовали возрастным психофизиологическим особенностям детей (тряпичная кукла в русском костюме; несколько видов народного театра: пальчиковый, ложковый, матрёшковый, театр би-ба-бо, атрибуты к разыгрыванию народных сказаний и т. д.); наличие произведений народного искусства, и прежде всего мастеров нижегородского края; картинную галерею о былинных героях.

На втором этапе в работе с детьми и со специалистами мы особое внимание уделяли организации совместной деятельности и старались, чтобы эта работа максимально охватила педагогический процесс. Тщательно продумывали содержание занятий и деятельность детей в режиме дня. Наиболее эффективными в данный период оказались следующие формы и методы работы с детьми: разучивание русских народных подвижных игр, тематические занятия. разучивание пословиц, поговорок, дразнилок и т. д., открытие галереи «Портреты былинных героев»; спортивное развлечение, дидактические и настольно-печатные игры, изготовление альбома «Путешествие в прошлое».

В работе с семьёй на данном этапе мы использовали как хорошо известные формы работы, такие как анкетирование с целью сбора информации об использовании русских былин в семье; консультации «Что рассказывать детям о былинах», «О героях русских былин»; папки – передвижки; так и современные это: блиц - опросы, в которых предлагали родителям вместе с детьми придумать интересные вопросы по содержанию былин : Назовите самый известный подвиг Ильи Муромца? *Назвать имена богатырей русских былин на картине В. Васнецова «Три богатыря» *Почему Садко попал на дно к Морскому Царю? ;творческие задания; домашнее задание; «Сундучок пословиц»,

Мы советовали родителям использовать и такие формы как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами Нижнего Новгорода (близкой истории, памятниками архитектуры; посещение краеведческого музея, и т. д.

Благодаря совместной работе изготовлены куклы русских богатырей, атрибуты к познавательным играм: «Что, где, когда», «КВН», «Умники и умницы» т. д. В среде появились детские индивидуальные и коллективные работы: рисунки, поделки. Особый интерес у детей вызвала совместная работа из бросового материала «Возводим крепость».

Главная задача на последнем этапе была организация совместной деятельности с детьми. Особо эффективными в данный период оказались следующие формы и методы работы с детьми: пересказ былин в игровой форме, инсценировки «Встреча Ильи Муромца и Соловья - разбойника» «Садко в гостях у морского царя» и т. д. ; дидактические и настольно-печатные игры «Не одежда красит человека, а работа», «Илья Муромец», «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Что лишнее»; рисование портретов любимых былинных героев; просмотр аудиокассеты с записью фильмов о былинных героях Руси; этюды на создание выразительных образов богатырей, Соловья - разбойника, морского царя и т. д. ; ребусы и кроссворды по содержанию былин; использование книжек- раскрасок «Богатыри древней Руси»;

Мы подобрали и внесли в предметную среду соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты богатырских доспехов, внесли схемы, модели, подобрали детскую литературу.

Работа с родителями была организована в режиме "Дети - родители - педагоги", мы вместе провели такие мероприятия, как спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие, умелые», спортивное состязание «Будь отважным – не теряйся, сзади всех не оставайся», КВН «Путешествие по былинам»

Мы убедились, что былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка, сближают всех участников педагогического процесса.

Анализ результатов обследования детей в феврале месяце показал, что 80% находятся на высоком и среднем уровне. (Наглядность)

В данной работе использование содержания былин рассматривается как основное средство для достижения поставленной цели и задач, и вместе с тем предлагается использование как известных педагогических методов и приёмов, так и новых в системе взаимодействия: педагог – ребёнок – семья с последующим внесением изменений в предметно – развивающей среде.

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста, они помогают духовному становлению ребёнка;

• обогащаются представления детей об основных героях и содержании русских былин, о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси;

былины сближают всех участников педагогического процесса;

• формируется умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.

Публикации по теме:

«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.» "Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине. " Самое нужное и самое трудное для семьи и.

«Любовь к Родине начинается с…» (размышления на тему гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста) «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Воспитание любви к малой Родине у детей дошкольного возраста Воспитание любви к малой Родине. Маленькая родина всё равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Воспитание любви к Родине, к своему.

Совершенствование работы по формированию основ патриотического воспитания, любви к Родине, родному краю "Как у маленького дерева, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста  Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине» Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю, воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине. В старину, любовь.

Роль книги и литературы в формировании нравственности и воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста Всем хорошо известно, что без чтения нет настоящего образования и воспитания. Однако, чтобы чтение вело к приобретению этих качеств, оно.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к своей малой Родине «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 12:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД