Получи документы

Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

Роза Калугина
Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, стоит читать ему книжки и стишки, сопровождая их определенным набором действий. Это включает элемент игры и детям не становиться скучно. Поэтому короткие стихи, потешки, скороговорки, как часть дидактических игр способствует развитию речи.

Публикация «Использование дидактических игр для развития речи дошкольников» размещена в разделах

Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать речь стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи.

Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества.

Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов.

Дети постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас. Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.

Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует : обучению ребенка восприятия речи, как средства связи; пополнение словарного запаса; развития фонематического слуха и речевого творчества; восприятию интонационной и звуковой культуры речи; постановке связной речи и диалогической речи; умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.

Сами дидактические игры делятся на три типа:

Настольно-печатные (книги, картинки, карточки);

С игрушками и предметами;

Словесные.

Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их верным путем. Мы, воспитатели, выбираем те игры, которые направлены на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно, то есть были внимательными при выполнении упражнений

Примерные игры для развития речи дошкольников.

«Назови слово ласково»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :

друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.

«Кто больше назовет?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Игра в «слова»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Материал: Мяч, значки и т. д.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное, например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т. д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается фишка.

«Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры:

Ведущий даё т детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу,Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. Зазудел комарик тонко: З-з-з — поёт он звонко-звонко, Повторяет много раз резвым мошкам свой рассказ.

«Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый: красный –

Ребё нок: мак, огонь, флаг

оранжевый - апельсин, морковь, заря;

желтый - цыпленок, солнце, репа; и др

«Я знаю 5 (имен, названий.)»

Цель: закреплять знания детей о предметах, названиях в окружающем мире, развивать быстроту реакции

Ход игры:

Взрослый начинает: я знаю 5 имен девочек и называет; затем дети по очереди также называют. Другой вариант: тему выбирают дети или взрослый, затем называют, кто быстрее итд., на данную букву или по алфавиту.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка итд

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»(воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»(дом, пень, человек, ботинок); итд

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова) и другие игры

Игра «Карлики и великаны»

Цель: развивать мышление, активизировать словарный запас.

Выберите для себя любую карточку с насекомым и попробуйте представить его крошечным и огромным, например, шмелек – шмелище и так далее.

(муравьишка – муравьище; паучок – паучище; комарик – комарище; кузнечик – кузнечище; пчелка – пчелище, стрекоза – стрекозик – стрекозище, бабочка – бабочище, жучок – жучище).

Игра «Птица, рыба, зверь»

Цель: расширять словарный запас у детей, развивать внимание, память, мышление.

Описание: дети стоят в кругу или сидят, ведущий одному ребенку говорит: птица (ребенок называет название птицы, далее следующий: рыба (говорит название рыбы, также название зверя, но не повторяться в названиях.

Публикации по теме:

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗИспользование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государ-ства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для развития речи дошкольников
Опубликовано: 19 марта 2024 в 10:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД