Использование здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности старших дошкольников.

ирина соловей
Использование здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности старших дошкольников.

Одним из основных направлений совершенствования работы детского сада является воспитание уверенности и доверия у ребенка при ознакомлении его с современным социальным миром. Для решения данной задачи необходимо создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Для этого в нашем детском саду реализуются следующие условия:

1. Создание адаптивной образовательной среды для детей дошкольного возраста как условие формирования их безопасного поведения.

2. Здоровьесберегающая направленность образовательного пространства детского сада.

Наблюдая за детьми в различных ситуациях, беседуя с ними, мы пришли к выводу, что детям необходимо обучение навыкам безопасного поведения в трудовой деятельности. При этом необходимо создать условия в детском саду и семье, позволяющие ребенку дошкольного возраста планомерно накапливать опыт безопасных трудовых действий, формировать представления, знания, умения и навыки безопасного поведения в быту.

Проблема определения оптимальных педагогических условий для воспитания безопасного поведения в трудовой деятельности у дошкольников является актуальной и малоразработанной. При этом недостаточно определено содержание доступных знаний и умений обеспечения безопасности в домашней среде; отсутствует диагностический механизм (критерии и уровни овладения содержанием, методы сбора информации); требует дополнения и уточнения методик работы.

Ориентируясь на исследования выдающихся педагогов и психологов (Божович Л. И., Бронников И. Н., и др) и информацию, полученную в ходе обследования мы выбрали направление своей работы, которое заключается в поэтапном, ступенчатом освоении детьми старшего дошкольного возраста опыта безопасной трудовой деятельности.

Опираясь на важность и необходимость формирования трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста и проблему способа решения данного вопроса, мы обратились к созданию системы работы по трудовому воспитанию, используя здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.

Исходя из этого, работа, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, осуществлялась поэтапно, ступенчато:

на I этапе заинтересовывали детей, актуализировали, уточняли и систематизировали их знания о правилах безопасности;

на II этапе вводили правила в жизнь детей, показывали разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировали дошкольников в умении применять эти правила;

на III этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращения правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

Сфера отношений «Родители – ребёнок – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей.

Ведущее направление в ДОУ — работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания безопасного поведения в трудовой деятельности ребенка возможно, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность.

Приобретение опыта безопасного поведения в трудовой деятельности детьми осуществлялось в определенной последовательности, исходя из выделенных этапов: от актуализации знаний через имитацию формируемых умений с переходом к реальным действиям с потенциально опасными предметами быта.

Обращаем внимание на то, что работа с детьми начинается с уточнения и систематизации представлений об острых, колющих и режущих предметах как источниках опасности, мерах предосторожности с ними и формирования соответствующих умений, поскольку данный вид опасных ситуаций наиболее знаком дошкольникам 5–6 лет. Самым продолжительным по времени является второй блок опасностей в быту (объекты, приводящие к ожогам, пожарам и электротравмам, и правила обращения с ними). Профилактика падений занимает приблизительно 1,5—2 месяца.

Соблюдению указанных выше моментов способствует исполь-зование игровых методов и приемов. Особая роль в нашей работе отводится игровому персонажу, например — СТОБЕД (герой произведений Д. Орловой, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности, «открывает» вместе с детьми правила поведения, загадывает загадки, приносит картинки и разные задания, «придумывает» стихотворения, приводит в гости в свой дом и т. п. Именно Стобед делает процесс освоения опыта безопасного поведения детьми в труде живым; помогает им понять правила безопасности, разрешать проблемные ситуации.

Вся работа с детьми осуществлялась при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязываться» ребенку. Дидактическая игра, занятие, чтение художественной литературы и т. п. начинаться только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству.

Домашние задания помогают упорядочить «стихийное» получение четырехлетками опыта безопасного поведения в домашних условиях. Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.

Ведущими формами работы с родителями являются: групповые собрания, индивидуальные консультации, практические семинары, до-машние задания, мероприятия по вовлечению в педагогический процесс детского сада, наглядная агитация. Выбор данных форм взаимодействия осуществлен на основе анализа исследований, посвященных вопросам организации эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения дошкольников (Т. С. Грядкина, О. Л. Зверева, М. В. Крулехт, ТА. Маркова и др.).

Для ознакомления родителей с методами и приемами обучения дошкольников безопасному поведению в быту мы создали «Школу для занятых родителей», в которой на семинарах и консультациях члены семей могли изучать имеющуюся литературу и опыт семейного воспитания, пробовать «проиграть» различные ситуации взаимодействия с ребенком, решать педагогические задачи и другое. Название предложенной формы работы заимствовано из книги П. Статмэн «Безопасность вашего ребенка» и, на наш взгляд. отражает, с одной стороны, суть ее организации — кратковременность и содержательность встреч, с другой, исключает возможность ссылок родителей на недостаток времени. Занятия в «Школе» чаще организовывались с подгруппами родителей (по договоренности) или индивидуально.

В работе с родителями предлагается широко использовать такой метод, как решение проблемных ситуаций (Л. Ф. Островская). Это побуждает взрослых к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения.

«Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз). При этом, Вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности Вы примете и что скажете ребенку?»

«Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли Вы с папой? Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»

Ребенок любит смотреть в окно, при этом иногда стучит по стеклу, говоря что-то птицам или прохожим. Как Вы будете действовать, чтобы предотвратить возможное несчастье?»

Также родителям предлагаются задания дать оценку разным формам обращения к ребенку, позволяющим увидеть разницу, выбрать наиболее удачные, заменить нежелательные.

Например: «Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься», вместо: «Немедленно положи на место, это опасно!» В работе с родителями старайтесь убедить их не сдерживать активность детей, а направлять ее в «полезное русло».

Таким образом, предложенная технология взаимодействия с семьями воспитанников как путь накопления опыта безопасного поведения в трудовой деятельности дошкольников, помогает взрослым осознать значимость предупредительных мер при условии использования собственного примера, сотрудничества с малышом и обеспечения активности ребенка в данном процессе.

Проведенные занятия, позволили подытожить знания, полученные ранее и получить новые. На закрепление проводятся различные игры. Этим циклом занятий, игр, бесед, экскурсий, мы подвели детей к тому, что здоровье можно сберечь тогда, когда выполняются все правила и условия работы.

В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста в труде, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это означает, что данная работа в системе дошкольного образования должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе.

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт «Использование элементов современных ИКТ при ознакомлении с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» ГЛАВНАЯ.

Презентация «Использование нетрадиционного физкультурного материала в условиях интеграции» В данной презентации представлен опыт работы творческой группы по физкультурно- оздоровительному направлению "Нехворай-ка" по созданию в.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Сюжетные картинки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности старших дошкольников.
Опубликовано: 16 июня 2013 в 15:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
"Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба»....
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет! Через год мои детки старшей...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...