Получи документы

Из опыта работы «Давайте говорить грамотно»

Татьяна Завгородняя
Из опыта работы «Давайте говорить грамотно»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 6

«Центр развития ребенка- детский сад»

«Давайте говорить грамотно»

Вторая младшая группа

«Теремок»

Завгородняя Т. Н.

Кингисепп

2023 г.

2 слайд.

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Поэтому так важно осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи. При наблюдении за детьми я заметила,что дети допускают грамматические ошибки и испытывают трудности в речи:

Публикация «Из опыта работы „Давайте говорить грамотно“» размещена в разделах

- в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

- в употреблении предлогов;

-употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеж;

- проблемы с согласованием прилагательных с существительными в роде, числе и падеже: большой яблок, папа ушла, два котенков.

Учитывая все недостатки, ошибки, проблемы формирования грамматического строя речи детей, я поставила перед собой следующие задачи:

- развивать умение согласовывать существительные и прилагательные;

- формировать умение правильно образовывать и изменять слова в единственном и множественном числе;

- развивать умение образовывать и употреблять слова-наименования детёнышей животных;

- употреблять существительные с предлогами.

3-4 слайд

В группесоздала благоприятнуюпредметно-развивающую среду, которая представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, развивающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи.

Формирование грамматически правильной речи осуществляю в непосредственно образовательной деятельности и в воспитании грамматических навыков в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во второй половине дня.

5 слайд

Непосредственно образовательная деятельность

Через непосредственно образовательную деятельность помогаю детям усваивать те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. Обучение детей грамматическим навыкам происходит на занятиях по развитию речи, основное содержание которых - формирование грамматически правильной речи. За основу взяла лексические темы, например, «Овощи и фрукты», «Домашние животные и их детеныши», «Транспорт», «Одежда» и др.

6 слайд.

На занятиях по другим разделам программы также постоянно предоставляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. Например: в процессе формирования элементарных математических представлений дети упражняются в правильном употреблении предлогов, учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

При ознакомлении с окружающим миром, изобразительной деятельности дети упражняются в согласовании слов в предложении.

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности.

7 слайд.

Игровая деятельность

Главным средством для формирования и закрепления грамматических навыков и умений у дошкольников являются специальные дидактические игры с грамматическим содержанием. Они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных слов и употреблении его в правильной форме.

8 слайд

Я подобрала игры, способствующие формированию грамматических категорий:- употребление существительных в единственном и множественном числе;

«Что у вас?»

«Один и много»

«Магазин игрушек»

- употребление существительных с предлогами;

«Что у нас?»

«Где Петрушка?»

«Кто с кем?»

«Кто у нас?»

«Куриное семейство»

«Я начну, а ты закончи»

«Где Мишка искал свой мячик»

- употреблениепадежных форм имён существительных;

«Чего не стало»

«Где же наши ручки»

«Чего нет на столе?»

«Чей хвост?»

«Доскажи словечко»

«Кто кого обогнал»

- согласование существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе, роде;

«Подбери слово»

«Разные ведерки»

«Картинки»

«Разноцветный сундучок»

«Чудесный мешочек»

«Большой-маленький»

«Лесенка»

- употребление обобщающих слов;

- употребление глаголов;

«С мишкой»

«На горке»

«Попросим вежливо»

«Кто быстрее»»

«Кто что делает»

- словообразование;

- работа над предложением;

«Назови предметы»

«Кто у кого?»

«Что на картинке?»

«Составь предложение»

«Кого покатаем на машине?»

9 слайд.

На одной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи. Например, на материале игры «Лото» можно отрабатывать:

- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными;

- падежные формы имён существительных.

- образование уменьшительно- ласкательные существительные (белка-белочка, заяц-зайчик).

10 слайд

Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям, и их существует великое множество: «Моряки», «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»,«Автобус»

и многие другие. Сюжетно - ролевые игрыпредоставляют возможность для воспроизведения определённых жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.

11 слайд.

Игры-драматизации предоставляют возможность для воспроизведения определённых жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. В работе над формированием грамматического строя речи можно использовать такие задания как подбор прилагательных по сказке «Теремок» - “Зайчик какой?”, “Волк какой?”, “Медведь какой?”При обыгрывании кукольного театра «Репка» можно отработать предлоги: “на”, “за”, “около”, “между”.

12 слайд

Конструирование

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, использую разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т. д.)

13 слайд

Интерактивные игры формируют не только необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью, но и вызвают:

- познавательный интерес;

- способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

- повышают мотивацию обучения детей;

- повышает самооценку ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно.

14 слайд

Формирование грамматически правильной речи ребенка - постоянный непрерывный процесс. Так выйдя на прогулку, я организую наблюдение. При рассматривании или наблюдении тех или иных явлений начинается с выполнения детьми лексических и грамматических задач: они подбирают нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных).

Так наблюдая за льдом на луже, ребята определили, что лед тонкий, прозрачный, хрупкий. А глядя в окошко ребята увидели не только, как потемнело на улице, но увидели и свое отображение. Что и было выражено в речи: я вижу Максима, Артема и Настю. И сделав из снег елочку, ее назвали снежная, а украсив цветными льдинками, сказали, что это разноцветные огоньки.

15 слайд

Трудовая деятельность

В группе труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с взрослыми: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения.

Таким образом, можно сделать вывод, что, трудовая деятельность влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; формируется правильное произношение отдельных слов.

16 слайд

Подвижные игры помогают разнообразить виды деятельности, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами.

Например, игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с

прилагательными): оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок,

одуванчик.

17слайд

Немаловажным условием является участие родителей в формировании словаря детей и грамматического строя речи. Поэтому, мною были оформлены памятки.

По итогам анкетирования, я поняла, что родители путают понятие развитие грамматического строя речи и воспитание звуковой культуры речи. Поэтому приглашаю родителей на собрание «Учим детей правильно говорить», где и попытаемся выяснить, что к чему. Также проведу занятие по этой теме.

18-19 слайд

Совместно с родителями изготовили дидактические игры по формированию грамматического строя речи.

20 слайд

Проанализировав свой опыт работы по формированию грамматического строя речи, учитывая все недостатки и ошибки, я пришла к выводу, что у наших детей заметно пополнился словарный запас, стали допускать меньше ошибок в речи. Понимая, как при этом важна роль взрослого, мы должны продолжать создавать развивающую среду, активнее общаться с ребенком, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество. Работу по формированию грамматического строя речи буду продолжать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУДавайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно – методические модели развития личности ребенка. Одним из.

«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Давайте говорить грамотно»
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 14:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД