Лучший педагог года

Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)

Юлия Ушакова
Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)

Чтобы провести качественную коррекцию слоговой структуры слова, надо понимать ее психофизиологические механизмы. В этой статье опишу их кратко, но рекомендую ознакомиться более подробно самостоятельно.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Слоговая структура - характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Проще говоря, это определенная последовательность слогов в слове.

Публикация «Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)» размещена в разделах

Линейная организация движений, необходимых для реализации слога в речи осуществляется премоторными зонами, входящими в заднелобные отделы коры головного мозга. Именно эта область мозга осуществляет плавный переход от слога к слогу.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Слоги, входящие в слоговую структуру слова, произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения. Выделение громкого и длительного по произношению слога составляет основу словесного ударения. Ударный слог характеризуется длительностью, силой, высотой.

Уровень и успех овладения слоговой структурой слова зависит от сформированности сенсорного и моторного анализатора. У одних детей с недоразвитием речи наблюдается артикуляционная апраксия. Они воспринимают слоговую структуру слова, но не могут реализовать ее на моторном уровне. Во втором случае у детей на первый план выступает недоразвитие фонематического слуха. Ребенок искаженно произносит слоговую структуру слова, так как не слышит ритмико-интонационную последовательность слогов в слове. Надо выяснить, из-за чего именно возникает проблема и точечно ее корректировать.

Так же, уже анализируя нарушение слоговой структуры слов конкретного ребенка, подбираются коррекционные упражнения. Например, если ребенок пропускает первый слог в словах, отрабатывается упражнение «Назови первый слог» (сначала логопед говорит слово, ребенок называет только первый слог. Машина-ма, гуси-гу… Далее усложнение: ребенок называет первый слог по картинкам самостоятельно).

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Для коррекции слоговой структуры слов надо развить :

- фонематический слух

- артикуляцию звуков

- понимание последовательности (начало-середина-конец, первый-последний)

- чувство ритма

- осознание ударного слога.

Проанализируйте по пунктам, что именно западает у ребенка и проводите планомерную коррекцию.

Первые три пункта логопед корректирует постоянно на фонетических и индивидуальных занятиях: это постановка звуков, развитие фонематического слуха и определение последовательности звуков в слове, слов в предложении и т. п.

В этой статье я хочу рассказать об одном упражнении, которое надо специально отрабатывать в случае нарушения слоговой структуры слов. Оно реализует сразу несколько пунктов и дает хорошие результаты при разной степени нарушения слоговой структуры слова.

Но есть 2 условия : работа должна быть регулярной и вестись совместно логопедом и родителями.

У детей с легкой степенью результат заметен уже через несколько месяцев коррекции. У детей с тяжелой патологией результат заметен примерно через год.

За основу дидактического упражнения была взята классификация А. К. Марковой. На каждый из 14 типов слоговой структуры слова были распечатаны картинки (черно-белые, чтобы давать на дом для отработки, под ними были подписаны слова (чтобы при необходимости показать ребенку наличие тех или иных букв в слове).

Работа проводится следующим образом:

1. Ребенок называет слово (сам или с помощью логопеда). На начальном этапе, скорее всего, сначала логопеду придется четко проговорить слово.

2. Затем ребенок отхлопывает слово. Если это сложно для него, логопед показывает, как надо отхлопать и далее эти слова с хлопками буквально заучиваются наизусть. Слова со стечением согласных отхлопываем, разделяя согласные, чтобы их было слышно и можно было четко проговорить. Например, ФУН-ТИК, КАП-КАН. Если разделить слова без разделения стечения, например, БУ-ЛКА, то ребенок услышит и произнесет его как БУ-КА.

3. Далее ребенок ставит в ряд кирпичики (на выбор - кубики, блоки конструктора) по количеству слогов и, показывая пальцем на каждый из них по порядку, называет соответствующий слог. Далее называет слоги вразброс, по просьбе логопеда. Например, сначала покажи третий- потом первый- потом второй. Сначала, отрабатывая каждый тип слоговой структуры, логопед сам ставит определенное количество кирпичиков. Но далее, давая слова вразброс, ребенок сам определяет количество слогов и ставит кирпичики.

Итак: Назвал – Отхлопал – Показал слоги на кирпичиках.

Этот алгоритм показываю маме на практическом занятии. Еще раз повторюсь, мама должна быть верным помощником. Отрабатывать надо изо дня в день или хотя бы через день для достижения результата.

На каждый тип слоговой структуры отводится примерно неделя-две. В это время логопед отрабатывает на индивидуальном занятии, а мама – дома. К следующей страничке следует приступать, когда ребенок хотя бы наполовину усвоил предыдущую. Первые странички отрабатываются с трудом, детям сложно выполнять задания в полном объеме. Я рекомендую маме буквально заучивать слова.

Всегда объясняю маме суть нашей работы и какое значение оно имеет для коррекции:

Мы учим мозг делить слова на слоги, четко осознавая каждый слог. Если начать с самых простых слов, постепенно усложняя и отрабатывать достаточно долго, мозг научится автоматически отслеживать количество слогов, выделяя первый и последующие слоги. Это приведет к тому, что ребенок начнет произносить даже сложные слова с правильной слоговой наполненностью.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОЕЙ РАБОТЫ.

Кирилл, 5 лет. ОНР, 2-3 уровень речевого развития.

Слоговая структура слов была нарушена по типу упрощения и замен звуков: фантик-саник, стук-сук.

После отработки 5 первых типов слоговой структуры необходимость в коррекции отпала, т. к. ребенок стал в свободной речи произносить слова правильно. И остальные типы слоговой структуры отработали быстро, без особых трудностей.

Данил, 5 лет. ОНР, 2 уровень речевого развития, дизартрия.

Слоговая структура слов была грубо нарушена : посуда-атуда, капуста – ата.

Работа проводилась во всех направлениях. Отработка всех типов слоговой структуры проводилась медленно, отводилось по 2-3 недели на один тип. Через год результат был такой: прошли 9 типов слоговой структуры. Ребенок самостоятельно называл новые картинки, отхлопывал, ставил кубики по количеству слогов. Трудности до сих пор вызывало называние слогов вразброс. Речь ребенка стала более понятна: аквариум – акариум, сковорода – саварада. Количество слогов сохранено, общая схема слова понятна, первый звук назван. Работа продолжается.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как исправить нарушение слоговой структуры слова (из личного опыта логопеда)
Опубликовано: 20 июня 2023 в 03:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД