Получи документы

Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы

Анна Калинова
Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы

Как помочь ребенку общеми недоразвитиями речи запомнить буквы.

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

При речевом недоразвитии процесс усвоения чтения и письма происходит на фоне нарушенных речевых функций и требует специальных приёмов, максимально наглядных и доступных для восприятия.

Так как речь тесно связана с другими сторонами психического развития, то у детей с недоразвитием речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, нарушение восприятия, снижение памяти, низкая активность припоминания. Такие дети с трудом запоминают буквы, быстро забывают, путают их, с большим трудом овладевают слитным чтением.

Публикация «Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы» размещена в разделах

Существуют различные приёмы, помогающие детям запомнить букву. Например, сравнение буквы с каким-либо предметом, на который она похожа, обводка букв пальцем, рисование букв в воздухе широким жестом, выкладывание из палочек, семян и т. д. Известен также приём использования картинок-символов звуков, приём зрительного и тактильного контроля положения органов артикуляции во время произнесения звука и т. п.

Но этих приёмов зачастую оказывается недостаточно, чтобы у ребёнка с недоразвитием фонематических процессов быстро сформировалась связь между буквой и соответствующим звуком. Образование прочной связи между буквой и звуком тормозится также отсутствием у такого ребёнка чётких кинестетических ощущений.

Всё это в совокупности поставило передо мной задачу: найти действенный способ облегчить ребёнку с нарушенной речевой функцией процессы запоминания буквы, образования прочной связи буквы со звуком и его артикуляцией. Так родилась система специальных символов, объединяющих графему, фонему и артикулему (артикуляционный уклад звука) в единый образ. Именно такое комплексное объединение позволяет максимально задействовать все сохранные анализаторы.

Для лучшего запоминания буквы необходимо, чтобы у ребёнка образовалась тесная взаимосвязь между графическим изображением звука, его слуховым и артикуляционным образами. Другими словами, нужно, чтобы, увидев букву, ребёнок быстро приспособил свои органы артикуляции к произношению соответствующего звука.

Наблюдая за детьми, которые плохо запоминали буквы, я заметила, что при восприятии графемы они долго ищут артикуляционную позу для нужного звука. Чтобы облегчить им поиски артикуляции, я решила использовать какую-то ассоциативную связь между буквой и артикуляцией соответствующего звука. В качестве такой связи я выбрала показ рукой необходимого артикуляционного уклада или особенностей артикуляции данного звука. Это наиболее удобно и доступно ребёнку.

Оказалось, что артикуляционный образ можно дополнить зрительным образом предмета (вернее, его символа, на который похожа изучаемая буква. Теперь, увидев букву, ребёнок быстро приспосабливал свои органы артикуляции к произношению соответствующего звука, а, припоминая букву, связывал её со зрительным образом-символом.

Например, особенность артикуляции звука А – широко раскрытый рот. Изображаем рукой этот уклад – широко раскрываем ладонь и дополняем зрительным образом: буква А похожа на раскрытую ладонь. Образуемая ассоциативная связь: увидев букву, похожую на раскрытую ладонь, так же широко раскрой рот и протяни: А-А-А.

Особенность артикуляции звука У – вытянутые вперёд трубочкой губы. Изображаем рукой этот уклад – смыкаем и вытягиваем вперё д все пальцы руки и дополняем зрительным образом: буква У похожа на дудочку. Образуемая ассоциативная связь: увидев букву, похожую на дудочку, вытяни вперёд губы и «поиграй» на дудочке, погуди в неё : У-У-У.

Таким образом, рука одновременно выступает в двух ролях: символизирует предмет, на который похожа изучаемая буква, и указывает на особенности артикуляционного уклада соответствующего звука.

Данный приём позволяет детям быстро и прочно запомнить все изучаемые буквы. В случае, если ребёнок забыл, как пишется та или иная буква, достаточно показать рукой её символ, и буква мгновенно вспоминается.

Некоторые символы можно не только увидеть, но и услышать. Например, звук постукивания ладоней при изображении «молоточка» – символа буквы Т, звук щелчка пальцами при изображении «выстрела из лука» – символа буквы К.

Всего мною разработано 16 символов (См. Приложение 1). Этого количества вполне достаточно для того, чтобы ребёнок приобрёл первоначальные навыки чтения и письма. В дальнейшем необходимость показа символа буквы рукой отпадает. Ассоциативные связи укрепляются, и ребёнок сам придумывает себе какую-либо опору, облегчающую запоминание буквы.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи запомнить буквы
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 12:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД