МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию (11 фото)

Ольга Федотова
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

Настольно-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющие знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой группой детей.

1. «Собери и расшифруй экологический знак».

Публикация «Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

В игре участвуют 4-6 человек. Данную игру можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Играть можно как на прогулке, так и в групповой комнате. Игра проводится под руководством воспитателя.

Не забывайте хвалить ребенка, если он удачно справляется с заданием. Помогите ему, если возникло затруднение.

Цель: формировать у детей ответственного отношения к природе, познакомить с правилами в природе.

Дидактическая задача : учить составлять целое из частей, продолжать систематизировать знания детей об экологических знаках и их назначении, способствовать воспитанию к природе.

Игровой материал: разрезные знаки с правилами поведения в природе: не лови бабочек, не разоряйте гнезда, не сбивайте грибы, даже несъедобные, не разоряйте муравейники, не топчите цветы, не тревожьте животных, не ломайте ветки.

Правила игры. Ребенок из частей составляет экологический знак и объясняет, что он означает.

2. «Мы природу любим, беречь её мы будем».

Фото №1 Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию Настольно печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях животных явлениях природы

В игре участвуют 4-6 человек. Данную игру можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Игра предназначена для проведения в групповой комнате.

Игра проводится под руководством воспитателя. Воспитатель поправляет, дополняет ответы детей.

Дидактическая задача.

Формировать желание бережного отношения к природе, ко всему живому,

умение охарактеризовать с помощью знаков эмоционального состояния : (веселый, (грустный) хорошее и плохое поведение человека в природе, развивать представления о том, какие действия вредят природе, память, мышление, внимание, воображение, расширять словарный запас слов, активизировать словарь.

Игровой материал. Игра состоит из 6 игровых полей, на которых изображены ситуации плохого и хорошего поведения в природе, 18 знаков эмоционального состояния: (веселый, (грустный, 18 экологических знаков «правила поведения в природе».

Правила игры. На игровом поле, где расположены экологические ситуации необходимо правильно подобрать: знаки поведения в природе; знаки эмоционального состояния.

3.«Животные и их детеныши».

Фото №2 Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников развивают способность быстро мобильно использовать имеющие знания в новой ситуации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Играть могут 2-4 человека. Данную игру можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, предназначена для игры в группе.

Сначала с детьми игру проводит взрослый ведущий, затем после объяснения правил дети могут играть самостоятельно. Объявляя победителя игры, стоит заметить, что в следующей игре победителем может стать кто-то другой.

Игровой материал. Игра состоит из четырех игровых полей, на которых изображена среда обитания: лес, деревня, Крайний Север, Африка и 24 карточки с изображениями взрослых животных-обитателей, на обратной стороне карточки есть загадка о взрослом животном;24 карточки с изображением детенышей этих животных.

Дидактическая задача : формирование умения классифицировать объекты в соответствии со средой обитания, учить различать и правильно называть взрослых животных и их детенышей, закреплять представления у детей о домашних и диких животных.

Правила игры.

1 вариант. Игра проводится по принципу лото. Ведущий достаёт из стопки по одной карточке, дети называют животное. Тот игрок, к чьему полю она подходит, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит поле шестью подходящими карточками.

2 вариант. Воспитатель загадывает загадки о животных, дети отгадывают. Тот игрок, к чьему полю она подходит, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит поле шестью подходящими карточками.

2 вариант (усложнение). Игра проводится по принципу лото. Ведущий достаёт из стопки по одной карточке с изображение детеныша животного, дети называют детеныша животного и ищут его маму. Тот игрок, к чьему полю она подходит, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит поле шестью подходящими карточками.

4. Логические ряды (животные).

Фото №3 Настольно печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой группой детей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Данную игру можно использовать в индивидуальной работе с детьми. Игру начинать под руководством взрослого.

Не забывайте хвалить ребенка, если он удачно справляется с заданием. Помогите ему, если возникло затруднение.

Дидактическая задача : закреплять умения детей узнавать и называть животных, их отличительные особенности; закреплять умения группировать животных по существенным признакам, развивать логическое и пространственное мышление.

Игровой материал. Игровое с поле с представителями классов животных: птиц, животных, насекомых, морских обитателей и 20 карточек с изображением животных, принадлежащих к этому классу.

Правила игры. Ребенок раскладывает на игровом поле карточки с изображением животных в соответствии с классом животных.

Логические ряды (овощи и фрукты) проводится по такому же принципу, что и дидактическая игра Логические ряды (животные).

5. Лото «Суша, вода, воздух».

Фото №4 Собери и расшифруй

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Играть могут 2-3 человека. Данную игру можно использовать для работы с подгруппой детей, предназначена для игры в группе. Игру начинать под руководством взрослого.

Объявляя победителя игры, стоит подбодрить проигравших детей, сказав, что в следующий раз ты обязательно выиграешь.

Игровой материал. Игра состоит из трех игровых полей, на которых изображены стихии: водная, воздушная и земная, и 30 карточек с изображениями животных-обитателей этих стихий.

Дидактическая задача :

формирование умения классифицировать объекты в соответствии со средой обитания, учить понимать взаимосвязь различных объектов природы, развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Правила игры.

1 вариант.

Игра проводится по принципу лото. Ведущий достаёт из стопки по одной карточке, называет животное. Тот игрок, к чьему полю она подходит, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит поле десятью подходящими карточками.

2 вариант.

Карточки раскладываются рядами картинкой вниз. Дети выбирают по одному игровому полю и по очереди вытягивают карточки. Если картинка с животным на карточке подходит игроку по среде обитания, то он забирает её себе. Если же не подходит, то очередь переходит к другому игроку. Важно запоминать расположение карточек для своего поля, которые не подошли другому игроку.

3 вариант.

На поле каждого игрока картинкой вниз лежат 10 карточек, 9 из которых соответствуют среде обитания, а одна нет. По команде игроки переворачивают карточки картинкой вверх и находят лишнюю. Побеждает тот, кто быстрее других справится с заданием.

6. Лото «Животные, птицы, морские обитатели, насекомые».

Фото №5 Экология экологическое воспитание природа экологический знак

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Играть могут 1-5 человек. Данную игру можно использовать для работы с подгруппой детей, предназначена для игры в группе. Игру начинать под руководством взрослого.

Игровые поля можно раздать детям, можно предложить детям выбрать игровое поле (сделать веер из карточек).

Объявляя победителя игры, стоит подбодрить проигравших детей, сказав, что в следующий раз ты обязательно выиграешь. При повторной игре поменять карточки.

Игровой материал. Игра состоит из четырех игровых полей, на которых изображены представитель класса: животные, птицы, морские обитатели, насекомые, и 24 карточки с изображениями животных, присущих этому классу.

Дидактическая задача : уточнять знания детей о животном мире, формировать умение группировать животных по характерным признакам.

Правила игры.

1 вариант.

Игра проводится по принципу лото. Ведущий достаёт из стопки по одной карточке, дети называют животное. Тот игрок, к чьему полю она подходит, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит поле десятью подходящими карточками.

2 вариант. На столе лежат карточки с изображением животных, дети самостоятельно отбирают подходящие карточки. Выигрывает тот, кто правильно заполнит игровое поле и сможет объяснить, почему это животное (птица, насекомое или морской обитатель) относится именно к этому классу. Воспитатель поправляет и дополняет ответы детей. В конце игры воспитатель всех хвалит : «Все молодцы! Все справились».

7. Домино «Подводный мир».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Играть могут 1-4человек. Данную игру можно использовать для работы с подгруппой детей, для занятий в семейном кругу, предназначена для игры в группе, так и для игры на прогулке.

Выбрать первого игрока поможет считалка.

По ходу игры напоминаешь детям название животных, если они затрудняются с ответом.

Объявляя победителя, воспитатель подчеркивает, что в игре необходимо быть внимательным, дисциплинированным, необходимо продумывать, с какой фишки «ходить».

Игровой материал: 20 фишек, разделённых пополам, с изображениями объектов подводного мира.

Дидактические задачи : закреплять представления детей об объектах подводного мира, развивать память, внимательность, быстроту реакции; обогащать и активизировать словарь ребёнка; а так же перенос освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельную или коллективную игру.

Правила игры.

1 вариант.

Участникам игры раздаётся по 5 фишек. Оставшиеся фишки кладутся в «банк». Если у участника нет соответствующей фишки для продолжения игры, то фишку с нужным изображением берём из банка. Дети должны составить цепочку домино, соединяя одинаковые картинки друг с другом. Выигрывает тот, у кого фишек не останется.

2 вариант. Ребенок самостоятельно выкладывает цепочку домино, соединяя одинаковые картинки друг с другом.

8. Дидактическая игра. Лабиринт «Что из чего?».

Фото №6 Публикация Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию размещена в разделах Дидактические игры Картотека игр для детей дидактические подвижные народные

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИГРЕ:

Играет 1 человек. Данная игра рассчитана на индивидуальную работу воспитанников, предназначена для игры в групповой комнате.

Если ребенок справляется с заданием, то обязательно похвалить его. При затруднении помочь ребенку, попросить повторить правильный ответ.

Дидактические задачи : закреплять знания детей о растениях: деревьях, цветах, учить находить что, из чего выросло; повысить уровень познавательной активности, совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, развивать моторику руки, умение ориентироваться на листе бумаги в пространстве.

Игровой материал: карточка с изображением с одной стороны семян растений: семена клена (крылатки, семена дуба (желудь, семена березы (сережки, семена подсолнечника, семена яблока, семена одуванчика, а с другой растений: деревья: клен, дуб, береза, яблоня, цветы: одуванчик, подсолнух; пуговицы, маркер.

Правила игры.

1 вариант. В начале игры воспитатель предлагает внимательно рассмотреть карточку : Посмотри внимательно и скажи: «Что может вырасти из семечки.». Затем воспитатель предлагает проверить правильность ответа. Ребенок соединяет с помощью фломастера, маркера семена растения и само растение, которое выросло из этого семени. Путь от семени растения к взрослому растению можно показывать с помощью пуговицы. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

9. Дидактическая игра. Лабиринт «Кто где живет?».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИГРЕ:

Данную игру можно использовать для индивидуальной работы с детьми, предназначена для игры в групповой комнате. Играет 1 человек. Выполнять под руководством взрослого.

Дидактические задачи : знания детей о многообразии живой природы, закреплять умение уточнять и систематизировать находить и правильно называть место обитания животных; повысить уровень познавательной активности, совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, развивать моторику руки, умение ориентироваться в пространстве.

Игровой материал: игровое поле с изображением лабиринта. Каждый ход лабиринта ведет к жилищу какого-либо животного. На игровом поле с одной стороны изображения разных животных (воробей, рыбка, белка, лягушка, собака, мышь, кошка, слон, белый медведь, паук, пчела, а с другой изображения домиков.

Правила игры.

Детям необходимо отыскать подходящее жилище корзинку для кошки, конуру для собаки, скворечник для воробья и т. д., обозначая сой выбор помощью пуговицы или фломастера. В начале педагог спрашивает ребенка: «Где живет собака?» Правильность ответа предлагает проверить: «Проведи пальчиком или пуговицей по линии и узнаешь, правильно ли ты ответил». Ребенок выполняет задание. Молодец, ты справился. Все зверята нашли свой домик.

10. Дидактическая игра. Лабиринт «Помоги медвежонку отыскать мед, «Накорми лисенка и зайчонка», «Разбуди медведя»» проводится по такому же принципу.

11. Дидактическая игра «Сортируем мусор».

Фото №7 Природа экология

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Играть могут 1-6 человек. Данную игру можно использовать для индивидуальной работы с детьми, а также для работы с подгруппой детей, предназначена для игры в групповой комнате.

Правильность выполнения задания необходимо проверять. В случае ошибки объяснить ребенку правильный ответ.

В конце игры сделать вывод: перечислить, какие предметы относятся к отходам из бумаги, из стекла, бытовые отходы.

Цель: повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.

Дидактические задачи : формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды, развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены, развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

12. Дидактическая игра «Подбери окраску для животного».

Фото №8 Игры дидактические пособия Экология экологическое воспитание природа Темочки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Играть могут 1-2 человека. Данную игру лучше использовать для индивидуальной работы с детьми, предназначена для игры в групповой комнате.

Правильность выполнения задания необходимо проверять. В случае ошибки объяснить ребенку правильный ответ.

Дидактические задачи. Образовательные: 1. Дать детям представление об «одежде» зверей, которая помогает им приспособиться к условиям их обитания: переносить жару или холод, защищаться и маскироваться от врагов. 2. Познакомить с характерными признаками животных. Развивающие: 1. Развить речь, память и мышление. 2. Развивать умение внимательно слушать. 3. Развивать зрительно-поисковую деятельность. Воспитательные : 1. Формировать интерес и доброжелательное отношение к животным, воспитывать стремление помогать им и оберегать их. 2. Воспитывать отзывчивость, любознательность, вызывать положительные эмоции.

Игровой материал: кармашки с силуэтами животных (лиса, лошадь или зебра, заяц, белка, медведь, слон, баран, верблюд, свинья, карточки с изображением окраски животных.

Правила игры. Игрокам раздаются карточки с изображением силуэта животного (количество игроков до 9 человек). Отдельно раскладываются карточки такого же размера, имитирующие окраску животных, и маленькие карточки, изображающие пищу для этих животных. Вначале каждый игрок называет животное, силуэт которого изображён на его карточке. Затем по команде ведущего каждый игрок должен подобрать для своего животного соответствующую по окраске карточку большого размера, и одеть животное в «шубку» (путём наложения карточек одна на другую). После этого игроки подбирают маленькие карточки с изображением пищи для животного и вкладывают её в кармашек на большой карточке. Побеждает тот игрок, кто первым правильно выполнил своё задание. Затем игроки меняются карточками и игра повторяется.

Дополнительное задание. Игрок должен определить, к какому виду относится животное, изображённое на его карточке (дикое или домашнее, и рассказать об образе жизни этого животного (где обитает, чем питается, как передвигается, как спасается от врагов, для чего ему нужна та или иная окраска кожи или меха).

13. Дидактическая игра «Дары природы».

Фото №9 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В игре участвуют человек

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИГРЕ:

Данную игру можно использовать в совместной деятельности педагога и детей, как для индивидуальной работы. В игру могут играть 2-4 человека. Игра проводится под руководством воспитателя. Воспитатель дополняет, уточняет ответы детей, предлагает задания детям.

Дидактические задачи : развивать познавательный интерес, закреплять знания детей о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, умение группировать овощи-фрукты, съедобные грибы и несъедобные, развитие логического и образного мышления, внимания и памяти, обогащать словарь детей.

Игровой материал. 3 корзинки, фрукты: лимон, апельсин, банан, ананас, яблоко, виноград, груша, мандарин; овощи: огурец, лук, баклажан, картофель, помидора, перец, морковь, свекла; грибы: мухомор, бледная поганка, белый гриб, опята, подберезовик, подосиновик.

Правила игры. Очередность игроков: первый ходит тот, на кого укажет считалочка и берет себе пару (если необходимо). Задания выполняются по очереди. В корзину складываются: в первую - только грибы, во вторую – фрукты, в третью-овощи. При выборе объекта его необходимо называть его и сказать съедобный он или нет.

Усложнение. Можно внести элемент соревнования, либо на время. А также можно предложить детям:

1. Разложи правильно по корзинкам.

2. Собери овощи для супа.

3. Фрукты на компот.

4. Чего больше?

5. Овощ или фрукт?

6. Отобрать определенного цвета, формы.

7. Помоги белочке собрать грибы.

8. Съедобное-несъедобное.

Художественное слово.

За грибами мы пойдем

И корзиночки возьмем.

А корзинки непростые,

А корзиночки грибные!

Вот какой-урожай грибной».

14. Дидактическая игра «Кто, что ест?» — это игра на основе кругов Луллия.

Фото №10 Данную игру можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Игра предназначена для индивидуальной работы с детьми, желательно использовать в групповой комнате. Игру проводить под руководством взрослого. Ответы ребенка уточнять, дополнять, требовать от детей полных ответов.

Дидактические задачи :закрепить знание детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игровой материал: круги Луллия, карточки с изображением животных, карточки с изображением еды.

Правила игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животное на ней. Затем подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

15. Дидактическая игра «С какого дерева листочек?» — это игра на основе кругов Луллия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Игра предназначена для индивидуальной работы с детьми (в групповой комнате).

Игру проводить под руководством взрослого. Ответы ребенка уточнять, дополнять, требовать от детей полных ответов.

Дидактическая задача : учить детей различать лиственные и хвойные деревья, а также соотносить дерево, лист и плод.

Игровой материал: круги Луллия; карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев; карточки с изображением листьев и плодов.

Правила игры:

1. На нижнем круге выкладываются картинки деревьев.

2. На втором круге выкладываются картинки листочков.

3. На третьем круге выкладываются картинки плодов.

Игрок передвигает кольца, выставляет правильную позицию. Далее воспитатель вместе с ребенком обсуждает ответ ребенка.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок» Цель: расширять кругозор детей. Ход игры. Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч.

Картотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольниковКартотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольников Картотека №1 «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ» Цель: стимулировать развитие связной речи. Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу):.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 20:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД