Папки-передвижки

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

Наталья Зобова
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

Карточка № 1

«Что в корзинку мы берем»

Дидактическая задача : закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Публикация «Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Карточка № 2

«Вершки и корешки»

Дидактическая задача : закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Материалы: картинки овощей.

Ход игры.

Вариант 1. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал

«Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна группа ребят. По команде воспитателя, дети должны найти свою пару.

Карточка № 3

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дидактическая задача : закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить: «Воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает: «Вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух», ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Карточка № 4

«Угадай, что в мешочке?»

Дидактическая задача : учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»? Играть мы будем сегодня по - иному. Прежде чем достать из мешочка предмет, его сразу вытаскивать не надо, а ощупав, сначала надо назвать его характерные признаки.

Карточка № 5

«Природа и человек»

Дидактическая задача : закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Карточка № 6

«Выбери нужное»

Дидактическая задача : закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т. д.

Карточка № 7

«С какой ветки детки?»

Дидактическая задача : закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя : «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбегают к нужному дереву или кустарнику.

Карточка № 8

«Прилетели птицы»

Дидактическая задача : уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и чижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сони,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Карточка № 9

«Когда это бывает?»

Дидактическая задача : учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Карточка № 10

«Звери, птицы, рыбы»

Дидактическая задача : закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (Называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Карточка № 11

«Угадай, что где растет»

Дидактическая задача : уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Карточка № 12

«Весной, летом, осенью»

Дидактическая задача : уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной; золотой шар, астры – осенью и т. д.); учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Карточка № 14

«Собери картинку»

Дидактическая задача : закрепить знания детей о диких и домашних животных, птицах, насекомых; учить описывать по наиболее типичным признакам.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Карточка № 15

«Угадай – ка»

Дидактическая задача : развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Карточка № 16

«Съедобное – несъедобное»

Дидактическая задача : закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

Карточка № 17

«Назови три предмета»

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

Карточка № 18

«Четвертый лишний»

Дидактическая задача : закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тля, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Карточка № 19

«Кто где живёт»

Дидактическая задача : закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Карточка № 20

«Летает, плавает, бегает»

Дидактическая задача : закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Карточка № 21

«Береги природу»

Дидактическая задача : закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Карточка № 22

«Я знаю»

Дидактическая задача : закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет, например, лось, лиса, волк, заяц, олень, и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Карточка № 23

«Узнай птицу по силуэту»

Дидактическая задача : закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Карточка № 24

«Живое – неживое»

Дидактическая задача : закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Карточка № 25

«Что сажают в огороде?»

Дидактическая задача : учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания, по их применению, развивать слуховое внимание.

Игровые правила: отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет».

Ход игры: воспитатель называет то, что сажают в огороде, дети отвечают «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажете «нет». Кто ошибётся, тот проигрывает.

Например:

- Морковь.

- Да!

- Огурцы.

- Да!

- Свёкла.

- Да!

- Сливы.

- Нет!

Если кто – то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать : «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры «Что растёт в саду?», «Кто живет в лесу?»

Публикации по теме:

Использование дидактических и интеллектуальных игр в системе работы по экологическому воспитанию «Использование дидактических и интеллектуальных игр в системе работ по экологическому воспитанию» Вторая младшая группа Воспитатель : Соколова.

Картотека дидактических игр «Прилетели птицы» Вот некоторые игры, которые я применяю при изучении лексической темы «Птицы». Игры: - развивают память - формируют внимание - вырабатывают.

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр 2-3 года Д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного числа глаголов. - Оборудование: кукла.

Картотека дидактических игр с природным материалом Вo детском саду дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя.

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр (по 5 игр для каждой возрастной группы) 2-3 года д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Картотека дидактических игр по развитию речи Картотека дидактических игр по развитию речи. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию «Варежки» Цель: соотносить предметы по цвету. Материал: варежки разного размера, разного цвета Дети садятся за стол. Им дают варежки с.

Картотека дидактических игр в детском саду Картотека дидактических игр для детей старшей группы Выполнила: Гермогенова А. Г. – воспитатель МБДОУ ДСКВ «Сардана» Дидактическая игра Карточка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 00:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД