Получи документы

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста

Вагабова Марьям
Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста

«Тепло – холодно»

Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения.

Ход игры: Осень: Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста. Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую емкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Результаты зарисовывают в дневнике наблюдений.

Публикация «Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Весна: Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков и как сделать, чтобы они появились. Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Результаты зарисовывают в дневнике наблюдений.

Вывод: Осенью, растения вянут на клумбе, потому что не могут питаться на холоде. Весной, веточки деревьев голые, и у них нет листочков, потому что холодно. Растениям для роста нужно тепло.

«Какого цвета вода?»

Цель: Помочь детям определить, что вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет.

Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Вывод: Вода бесцветна, прозрачна, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет.

«Где быстрее?»

Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рассматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть (проверяют все предположения детей : батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой, свеча и т. д., раскладывая льдинки на десять минут в разные места). Помещают одинаковые по размеру льдинки в целлофановые мешочки. Один — берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т. д.).

Вывод: В теплом месте лед тает и превращается в воду, а на морозе вода замерзает и превращается в лед.

«Как согреть руки?»

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Ход игры: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо).

Вывод: Предметы могут согреваться при трении, движении.

«Лед в стакане с водой»

Цель: Познакомить детей со свойствами льда.

Ход игры: Дети высказывают свои предположения о том, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой. Проверить все предположения на практике.

Вывод: Лед плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет.

"Какая лужа высохнет быстрее?"

Цель: Познакомить детей, что после дождя остаются лужи.

Ход игры: Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

«Зачем зайчику другая шубка?»

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Ход игры: Дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют, что зимой она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не мерзнуть. Дети представляют, что рука – это «зайчик», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук.

Вывод: В зависимости от изменений в неживой природе, меняется жизнь животных. Зайцы меняют шубку на более теплую.

«Почему птицы могут летать?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Ход игры: Дети рассматривают иллюстрации, выбирают птиц. Взрослый, предлагает доказать, что это птицы, и выясняет, зачем им крылья. Опускают с небольшой высоты картонных птиц с крыльями и без крыльев, выясняет, что с ними произошло. Взрослый спрашивает, все ли птицы летают, почему?

Вывод: Дети доказывают, что птицы имеют крылья. Птица, с нераскрытыми крыльями не может держаться в воздухе. Не все птицы могут летать, потому что они большие и тяжелые, крылья не могут поднять их в воздух.

«Зачем утке и лягушке такие лапки?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы)

Ход игры: Взрослый выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и лягушка; зачем лягушке и утке такие лапки. Дети надевает на одну руку перчатку с перепонками, а на другую с колготками, имитируют движения лапок при плавании.

Вывод: Плыть удобнее лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья перепонок нет, поэтому он не плавает и ныряет.

"Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Цель: Выяснить, как вода и рыхление влияют на рост растений.

Ход игры: Предложить рассмотреть почву в горшке, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить грабельками? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце или батарея высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения в горшке. После полива: пощупайте почву в горшке. Какая теперь она? (Влажная). А грабельки легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

«Где семечке лучше живется?

Цель: Опытным путем определить, какая среда (песок, глина, почва) наиболее благоприятна для прорастания семечка.

Ход игры: Насыпать в разные горшки песок, глину, почву. Поместить в каждую среду три одинаковых по размеру, неповрежденных семечка огурца, слегка полейте водой и понаблюдайте, что будет с ними происходить.

Вывод: В результате наблюдений дети убедятся, что самая благоприятная среда для роста растений – это почва. Предложить детям подумать, почему именно эта среда лучше всего подходит растениям.

«Что любят растения?»

Цель: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Ход игры: Ухаживать за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое – своевременно поливать, рыхлить; второе – своевременно поливать, без рыхления; третье – ничего не делать. Наблюдают за ростом, состоянием, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.

Вывод: Для полноценного роста растениям нужен полив и рыхление.

«Как развивается растение?»

Цель: Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.

Ход игры: Дети не знают, как из маленького семечка появляется плод. После предварительного замачивания, рассаживают семена, доказывают, что из них может вырасти растение. Наблюдают до появления плодов.

Вывод: В результате наблюдений дети увидят циклы развития растений. И зарисуют их в журнал наблюдений.

«Способность отражать предметы»

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход игры: Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.

Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

«Прозрачность воды»

Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Ход игры: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный» : предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. Введение в звуковую действительность «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук» «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры экологического содержания.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр, направленных на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации Возраст.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Цветные автомобили» Цель: упражнять детей в умении реагировать.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. "Большая и маленькая куклы". Цель: различать и.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Игры на развитие звуковысотного слуха «Угадай-ка» Игровой.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие ритмического слуха «Веселые подружки».

Презентация «Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста» Подборка дидактических игр по экологии. Игры доставляют детям много радости. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июля 2018 в 15:36
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД