Картотека игр для обучения дошкольников чтению с использованием авторского пособия «Веселые шахматы»

Татьяна Забирова
Картотека игр для обучения дошкольников чтению с использованием авторского пособия «Веселые шахматы»

Пособие

"Я был в цирке.

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Карточки с изображением букв, слогов лежат на шахматном поле.

Игроки по очереди шахматной фигурой делают ход, называет букву или читает слог и говорит: "Я был в цирке и видел. " Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы, на которой находится его шахматная фигура. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.

Варианты: "Я был на море. ", "Я был в лесу. ", "Я был в театре. " и т. д.

Предлоги.

Карточки с написанными предлогами - "на", "В", "под", "над", "с" и др. лежат на шахматном поле. Игроки по очереди шахматной фигурой делают ход, читают слог и составляют предложение с этим предлогом.

Упражнение «Придумай сам». Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)

Упражнение «Кто, что делает». Ребенок делает ход, читает название действия, выбирает подходящую картинку и ставит на нее шахматную фигуру.

Упражнение «Поменяй слоги местами и составь слово»

Передвигаются фигуры, и читаются буквы. Например, АААА,ОООО и т. д.

Упражнение «Скажи наоборот». СА – АС и т. д.

Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…; КА… .

Игра с картинками

Показываем ребенку букву и просим найти все ее появления на шахматном поле. Таким образом, мы учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу — ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте, например, “до” — дом, долина, ледокол, Следующий этап - ищем слова. Начинаем с простых- он, мы, они, дом.

Можно разделить детей на команды. Чья команда быстрее справиться с этим заданием. В конце подсчитать баллы.

Магазин.

Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных. Картинки разложите на шахматном поле. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки и ищут среди картинок на поле подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог, и делают шахматной фигурой шаг вперед. Если не найдет, значит "уходит из магазина без покупки".

Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок".

Кто здесь живет?

На шахматное поле в произвольном порядке расположены буквы. Ребёнок должен угадать, какие слова расположились на шахматном поле.

Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел.

Упражнение «Волшебная дорожка». Инструкция: «Помоги коту в сапогах дойти до замка. Для этого прочитай слоги и слова на камнях дорожки». Чтение слогов, слов, предложений и т. д

Упражнение «Расшифруй слова». Инструкция: «Помоги Каю отгадать загадки снежной королевы. Составь слова из первых букв слов – названий картинок».

Бросаемся слогами.

Один игрок противоположной команды называет какой-нибудь слог, а любой игрок другой команды должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово. И сделать ход вперед своей шахматной фигурой.

Примеры:

- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

Выполнили задание: шахматной фигурой делают шаг вперед. Другой вариант: Дети придумывают слово, находят подходящие слоги, делают ход.

Цепочка

Выберите несколько согласных букв, расположите их на шахматном поле. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. Придумал слово, твоя фигура делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто придумал больше слов и чья фигура быстрее остальных оказалась на противоположном поле.

Можно усложнить задание: придумать слова только с мягким согласным ТЬ. Добавь букву

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита, и делает шаг вперед. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием, и тоже делает шаг вперед своей шахматной фигурой. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание.

Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Упражнение «Узнай и правильно назови букву». Дети ставят шахматы на квадрат с изображением буквы, называют ее.

Упражнение «Придумай слова на заданную букву». Дети придумывают несколько слов, в названии которых есть данная буква и делают шаг вперед своей шахматной фигурой (в начале, в середине, в конце).

Упражнение «Буквоед». Дети должны угадать, что за буква объедена жучком и придумай слова с этой буквой.

Упражнение «Дружные ребята». Чтение слогов, слов, предложений. Ребенок ставит фигуру на квадрат с изображением буквы, произносит ее тянет и одновременно делает следующий ход.

Инструкция: Одна буковка бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук «Д» и одновременно делаем еще один ход. Тянем звук «Д» пока он не достигнет нового звука «А». А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое «ДА».

Упражнение «Звездочеты». Дети делают ход, читают слог и подставляют к этому слогу слог «ОТ» (справа или слева). Если получается слово, то берут себе звездочку.

Упражнение «Укротитель». Ребенок делает ход, на квадрате нарисованы дикие животные, которых надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки).

Путешествие. Семейная игра.

Один говорит "Наш корабль отправляется в. например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" и делает шаг вперед шахматной фигурой. Другой: "Кактусы!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".

Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один ребенок находит любую букву, ставит на нее свою шахматную фигуру (например, Ж) и говорит: "С нами поедет жираф" и Следующий говорит:" А я с собой возьму телевизор" и ставит шахматную фигуру на букву "Т" и т. д.

И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные.

Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот", находит на шахматном поле букву Х и ставит на нее шахматную фигуру.

Упражнение «Слоговой аукцион». Закончи слово, например, ба (ня)

Придумай слова, начинающиеся со слога бу и т. д.

Придумай имена со слогами: ве, ва.

Помоги слову (один пропущен)

Измени слово – убери один слог так, чтобы получилось новое слово, например, смородина, бабочки.

Упражнение «Волшебные превращения».

Измени слово так, чтобы последний слог стал первым, например, рыба-бабочки….

Составь из одного слова несколько других, например, ствол (стол, вол).

Упражнение «Слог плюс картинка». Ребенок делает ход, находит картинку, которая начинается с этого слога и ставит на нее свою фигуру.

Упражнение «Собери слово». Выполни задания ученой совы, и ты узнаешь, какие слова она загадала.

Упражнение «Собери слоги в слова». КО ЛА ОБ

Упражнение «Определи с какой буквы – Б или П – начинается слово». Инструкция: Определи, с какой буквы – Б или П – начинается слово, твердый или мягкий звук. Найди нужную картинку и поставь на нее подходящую шахматную фигуру (короля на твердый звук, ферзя на мягкий).

Упражнение «Разгадай ребус».

Упражнение «Чтение слов с пропущенными буквами».

Дети должны угадать, какое слово выложено на фланелеграфе, найти соответствующую картинку и сделать ход, и поставить на нее свою шахматную фигуру. К Ш А; С Б КА;

Другой вариант: Найти на шахматном поле пропущенные буквы, и поставить на них шахматные фигуры или выложить недостающие буквы на шахматное поле, прочитать слово, и сделать шаг вперед шахматной фигурой. Упражнение «Кто составит больше слов». Игрок одной команды делает ход, читает слог, следующий ход должен сделать игрок этой же команды, добавив слог которого должно получится слово. Если игрок ошибается, то его шахматная фигура возвращается на прежнее место и ход переходит к другой команде.

Игра «Дополни слово». На квадрате недописанное слово: земляни…; смороди… .Детям нужно подобрать подходящий слог, и сделать ход шахматной фигурой.

Игра «Слова и картинки».

Читай слово и ставь свою шахматную фигуру на картинку с изображением соответствующего предмета.

-Назови самое длинное (короткое) слово.

- Какие слова начинаются на букву «Л». Игра «Большие и маленькие»

- Саша, что у тебя нарисовано на картинке? (Слон) А у тебя Маша (цыпленок). Кто из них большой, а кто маленький? Саша читает слова, которые обозначают что – то большое, а Маша, читает слова, которое обозначает что – то маленькое.

Аналогично проводятся игры «Овощи и фрукты», «Тяжелые и легкие», «Одежда и обувь», «Домашние и дикие животные», «Горячее и холодное».

Упражнение «Стихи - путаницы». Инструкция: «Послушай стишок, найди букву которая сбежала из стиха или прибежала в него, сделав потешным и нелепым».

Упражнение «Прочитай слог и придумай чистоговорку».

Упражнение «Подбери рифму».

Упражнение «Придумай слова на заданную букву». Дети придумывают несколько слов, в названии которых есть данная буква (в начале, в середине, в конце).

Упражнение «Походиловка». Закрепление навыков чтения.

Инструкция: Ребята, Пух приглашен в гости к Кролику, помогите медвежонку поскорее добраться до его домика, чтобы вкусно перекусить.

Сначала на дорожке пишутся простые буквы, затем переходим к несложным слогам (сначала ГС, потом СГ) и, наконец, к самым простым словам (СГС).

Упражнение «Прочитай правильно». Инструкция: «Подумай, с какой буквы начинать читать эти слова, прочитай и запиши их» (ребусы)

Упражнение «Кто самый внимательный». Инструкция: Найди на шахматном поле все повторяющиеся буквы. Прочитай слово по оставшимся буквам. Ты знаешь, кто это? Упражнение «Какая буква заблудилась?». Инструкция: Определи, какая буква заблудилась. (Под картинками находятся слова, ребенок их читает, находит букву, которая «заблудилась», и двигает вперед свою шахматную фигуру).

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идет от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Придумай еще слова на данный слог.

Упражнение «Расшифруй предложение». Инструкция: Жанна загадала четыре предложения. Буквы первого слова написаны на синих листочках, буквы второго слова – в красных, третьих – в зеленых.

Упражнение «Собери слово». Инструкция: Собери слова, и ты узнаешь, что ёжик видел сегодня в лесу. Выложи эти слова на шахматное поле. Составь предложение с каждым словом.

Публикации по теме:

«Наряди ёлочку». Игра по обучению грамоте для детей старшей группы.«Наряди ёлочку». Игра по обучению грамоте для детей старшей группы. Цель игры: 1. Учить детей читать слоги, написанные буквами: обратные слоги и слоги - слияния. 2. Учить соотносить прочитанный слог со звуковой.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха и восприятия «Живая азбука» (для детей от 4-х лет и старше)Дидактическая игра по развитию фонематического слуха и восприятия «Живая азбука» (для детей от 4-х лет и старше) Цель: развитие фонематического слуха и восприятия. ктивизация и расширение словаря детей;умение определять место звука и количество слогов.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Картотека игр для обучения дошкольников чтению с использованием авторского пособия «Веселые шахматы»
Опубликовано: 20 января 2014 в 21:59
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...