Картотека игр для старшего возраста

Ирина Суставова
Картотека игр для старшего возраста

Игра «Кто больше знает»

Цель: Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название).

Дидактический материал: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы с предыдущих музыкальных занятий.

Правила и содержание проведения игры: Ребята, посмотрите у меня подготовлены для вас карточки, я буду вам показывать, а вы должны отвечать что изображено.

Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

Усложнения: можно добавить музыкальные инструменты или запись их (за ширмой педагог играет на музыкальном инструменте, а дети должны показать соответствующую карточку)

Игра «Выполни задание»

Цель: развитие чувства ритма.

Дидактический материал: фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, я проиграю вам сейчас ритмический рисунок на инструменте, а вы должны выложить его карточками на фланелеграфе»

Усложнить игру можно увеличив количество карточек. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Правила и содержание проведения игры: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки.

Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук,

должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит,

а когда я стучу в него». Методические указания.

Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

Усложнения: добавить различные музыкальные инструменты.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие чувства ритма.

Дидактический материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2 – 3 карточки.

Правила и содержание проведения игры: «Мы выбираем с вами ведущего, он исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Остальные по ритму определяют песню и картинкой закрывают, пустую половину карточки, (картинку после правильного ответа даёт ведущий)».

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребёнку можно дать большее число карточек (3-4).

Усложнить игру можно добавив в игру соревновательный характер.

Игра «Какой инструмент лишний»

Цель: Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов

Правила и содержание проведения игры: Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек (примерно 4-5).

Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и

среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

Усложнения: Добавить загадки про инструменты

Игра «Хлебушек душистый, теплый, золотистый»

Цель: формирование положительного отношения к труду пекаря;

воспитание бережного отношения к хлебу как продукту, особо почитаемому людьми.

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, посмотрите, что у вас на столах. Правильно, хлеб. А кто изготавливает хлеб? Да, и он у нас лежит на столах мягкий и душистый. Мы сегодня с вами познакомимся с профессией пекарь и узнаем, каким образом у него получается такой мягкий и душистый хлеб»

Усложнить игру можно добавив сюжет и плавно перейти в сюжетно-ролевую игру распределив, роли между детьми.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Дидактический материал: кукла, посуда для сервировки стола.

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, посмотрите к нам пришла в гости кукла Маша. Посмотрите какая она нарядная. Посмотрите и назовите предметы ее одежды. Сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда)»

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами,

салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Усложнить игру можно показать предметные

картинки с изображением перечисленных выше предметов

и предложить раскладывать их по порядку,

определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, найдите и исправьте ошибки в действиях людей различных профессий, которые я буду называть. Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.»

Усложнить игру можно разнообразив игру профессиями, с которыми дети еще не знакомы и познакомить их в процессе игры.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Правила и содержание проведения игры:

«Ребята, найдите и исправьте ошибки в действиях людей различных профессий, которые я буду называть. Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.»

Усложнить игру можно добавив загадки про профессии.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Дидактический материал: карточки с изображением этапов пересадки растений.

Правила и содержание проведения игры:

«Ребята, посмотрите на картинки и разложите их по порядку выполнения действий»

1. Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.

2. Мытьё горшка. 3. Укладывание камушков на дно горшка.

4. Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

5. Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

6. Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.

7. Срезание загнивших корней.

8. Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.

9. Уплотнение земли.

10. Установка горшка с растением на поддон.

11. Полив растения под корень.

Игра «Библиотека»

Цель игры: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Дидактический материал: формуляры, книги, картотека.

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Библиотека». Кто знает что это? Кто там работает? И зачем туда ходят люди? Молодцы! Давайте распределим роли»

Усложнения: различные игровые ситуации. Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Игра «Железная дорога»

Цель: Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге.

Роли: машинист, проводник, пассажиры, грузчики

Дидактический материал: фуражки, сумки, билеты, карта путей, флажки, стаканчики для чая и т. д.

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем в удивительную игру. Посмотрите на картину, что изображено. Правильно железная дорога. А кто- нибудь ездил на поездах? (задаются различные вопросы) Молодцы!»

Усложнить игру можно различными игровыми действиями:

Строим поезд. Едем путешествовать по России. Пассажиры смотрят в окно, разговаривают между собой. Проводник приносит чай.

Пассажиры выходят на станциях. Ходят с экскурсоводом на экскурсии, в музеи, ходят в магазины, гуляют по городу.

Доехали до Москвы. Гуляем по Москве, по Красной площади. Вечером смотрим салют. Возвращаемся домой на поезде. Прощаемся с проводником

Игра «Космос»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в космос.

Роли: космонавты, врачи, провожающие, инопланетяне, фотографы, врачи.

Дидактический материал: Скафандры из полиэтилена, карта Земли, Луны, звездного неба, машина-луноход, антенна, рация, пульт управления, наушники, планшет, блокнот, фотоаппарат, открытки планет, звездного неба.

Правила и содержание проведения игры:

«Ребята, сегодня мы с вами поиграем в удивительную игру. Посмотрите на картину, что изображено. Правильно, ракета. И сегодня мы с вами отправимся в космос. Все готовы? Ну тогда надо срочно надо собираться и собирать экипаж»

Усложнить игру можно различными игровыми действиями: Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет. Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом. Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе. Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет. В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос. Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты. На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах.

Игра «Пароход»

Цель: Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.

Дидактический материал: Бескозырки моряков, воротники, бинокли, штурвал, пилотки, якорь на веревке, флажки сигнальные (красные, желтые, компас, карта, сеть рыбацкая, рупор., глобус.

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. Но для этого нам надо собрать команду. Вы готовы?»

Усложнить игру можно различными игровыми действиями: Строим корабль, отправляемся в кругосветное путешествие. Берем с собой бинокль, карту, компас, рупор. Придумываем название кораблю. Пассажиры поднимаются на борт, расходятся по своим каютам. Капитан корабля приказывает поднять якорь. Матросы слушают команды капитана.

Корабль плывет в Африку. Выходим на берег. Встречаем жителей, знакомимся. Гуляем по Африке. Встречаем обезьян, слонов, тигров.

Плывем на Север. Там холодно. Наблюдаем айсберги, пингвинов, белых медведей.

Плывем в Австралию. Там увидим кенгуру, жирафов. Изучаем природу, плаваем в океане, изучаем морское дно. Возвращаемся домой.

«Пароход»

Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, веревки, стульчиков.

Пассажиры отправляются в путешествие по реке. Капитан отдает команды, смотрит в бинокль. Штурвальный ведет пароход, крутит руль. На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана. Повар-кок готовит обед для команды. «Рыболовецкое судно»

Рыбаки готовятся к выходу в море. Собирают сети, бинокли, рупор. Выходят в море ловить рыбу. Капитан рыболовецкого судна отдает команды,

все помогают друг другу.

Рыбаки забрасывают сети в море, ловят рыбу,

выгружают в контейнеры, кладут в холодильники.

Команда отдыхает, кок приготовил вкусный обед.

Капитан по карте смотрит направление судна.

Все возвращаются на берег.

Рыбу сгружают на специальные машины, которые везут ее в магазин.

Тема: «Зоопарк»

Цель: Расширять знания детей о диких животных: Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и их повадках и условиях содержания в неволе.

Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.

Дидактический материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки, посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки, халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки, касса, билеты, деньги. Фигурки зверей по зонам проживания (Севера, Африки, пустыни, лесов, вольеры или клетки из коробок, силуэты деревьев, шишки, ракушки, камушки, таблички с названиями животных, птиц, инвентарь для ухода за животными (ведерко, совочек, веничек).

Правила и содержание проведения игры: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопрак. А кто там живет? Вы готовы?»

Усложнить игру можно различными игровыми действиями: Строители строят зоопарк: ставим клетки для зверей из кубиков, кирпичиков, поселяем зверей, делаем вольеры, сажаем деревья. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом, лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.

Кормление зверей, дрессировка зверей. Экскурсовод рассказывает посетителям о животных. Приходит врач, осматривает животных,

назначает лечение больным зверям, дает им лекарства.

Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Дидактический материал: мяч.

Ритуал начала «Ребята, давайте встанем в круг возьмемся за руки и друг другу улыбнемся. Правила и содержание проведения игры: Возьмем мяч будем бросать друг другу, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Молодцы!

Ритуал окончания: Теперь давайте снова возьмемся за руки и скажем «До свидания!»

Усложнения: добавить соревновательный момент, распределив ребят на команды (кто больше назовет слов приветствия и так далее)

Игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ритуал начала: «Ребята, давайте встанем в круг возьмемся за руки и друг другу улыбнемся, а теперь встанем друг за другом и будем держаться за плечи впереди стоящего.

Правила и содержание проведения игры: В таком положении мы должны преодолеть различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Ритуал окончания: Теперь давайте снова возьмемся за руки и скажем друг другу «До свидания!»

Усложнения: добавить различные задания Пробраться через “дремучий лес”.

Спрятаться от диких животных.

Игра «Коровы и собаки»

Цель игры: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других. Ритуал начала: «Ребята, давайте с друг другом поздороваемся – Здравствуй, Петя и так далее.

Правила и содержание проведения игры: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

Ритуал окончания: Останемся все в кругу, протянем вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и скажем традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Усложнения: Можно предложить составить рассказ о животных. Можно предложить придумать загадку о животном

Публикации по теме:

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста Игры по ознакомлению с цветом “ Найди цветок для бабочки “ Задачи:Познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Картотека дидактических.

Картотека физкультминуток «Весна шагает по планете» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Все воспитатели знают, как важны физкультминутки для предупреждения и снятия утомления детей, во время занятия или другой однообразной деятельности.

Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие творческих способностей детей. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра "Что на что похоже " 3-4 человека.

Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 1. Игры для развития зрительного восприятия: Открой коробочку Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

Картотека народных игр для дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста Опыты. Воздух. Игры с воздушным шариком и соломинкой. Цель игры: познакомить.

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста Подвижные игры для детей раннего возраста Игра "Солнышко и дождик" Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться.

Картотека словесных логических игр для детей старшего дошкольного возраста Словесные логические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх активно развивается память, внимание, мышление, воображение.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Картотека игр для старшего возраста
Опубликовано: 17 мая 2016 в 20:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий тематического игрового развлечения «Морское путешествие» для детей средних...
Слайд 1 ( вода) Ведущий: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой у нас сегодня праздник? Дети: Праздник воды! Ведущий: А как вы думаете, для чего нам...
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника
Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с...
Использование информационных технологий в сельской школе
Использование информационных технологий в образовательном процессе сельской школы Никто не будет оспаривать истину, что быть учителем в современном, быстро...
Рисуем вкусное мороженое
Вот так чудо! Вот так смех! Продаётся летом Снег. Зимние Подарки В упаковках ярких. ( Мороженное) Вы любите мороженое? Ванильное, шоколадное,...
Небольшой кусочек проекта «Ознакомление детей со свойствами воды и песка»
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во...