Ольга Потапова
Картотека словесных логических игр для детей старшего дошкольного возраста
Словесные логические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх активно развивается память, внимание, мышление, воображение ребенка, активизируется познавательная деятельность, любознательность. К тому же они очень увлекательны.
Словесные игры удобны тем, что не требуют подготовки наглядного материала. В них можно играть где угодно и когда угодно. Одна и та же игра может варьироваться в зависимости от темы, интересов детей, от возраста ребенка.
Публикация «Картотека словесных логических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
Словесные игры могут проводиться как со всей группой, так и с отдельно взятым ребенком. Их можно рекомендовать родителям для домашних игр с ребенком.
Изучив большое количество методической литературы по проблемам развития логического мышления у дошкольников, я составила картотеку словесных дидактических логических игр в соответствии с теми задачами, которые они помогают решать.
Словесные логические игры для детей 5-6 лет.
Игры на определение родовидовых понятий.
«Назови лишнее слово»
«Назови одним словом»
«Называй дальше»
Игры на выделение существенных (главных) признаков предмета.
«Магазин игрушек»
«Летает – не летает»
«Что плавает, что тонет?»
«Съедобное – несъедобное»
«Радио»
«Угадай, кто я?»
«Где был Петя?»
«Добавь словечко»
«Кто больше назовёт?»
«Угадай, что спрятано»
Игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы.
«Так бывает или нет?»,
«Похож – не похож»,
«Как правильно?»,
«Хорошо – плохо»
Игры на обобщение и классификацию предметов.
«Птица, рыба, зверь» («Ягоды, цветы, деревья»)
«Четвертый лишний»
«Назови три предмета»
«Отвечай быстро»
«Кому что нужно?»
«Я начну, а ты продолжи»
«Вершки – корешки»
Игры на установление различных отношений между предметами и явлениями.
«Закончи предложение»
«Кто кем будет?» («Кто кем был?»)
«А что потом?»
«Что за чем?»
«Когда это бывает?»
«Путаница»
Игры на развитие быстроты мышления, сообразительности.
«Поиграем в рифмы»
«Наоборот»
«Если вдруг»
Словесные логические игры для детей 6-7 лет.
В подготовительной группе к тем играм, которые дети освоили ранее, добавляются новые с более сложным содержанием.
Игры на определение родовидовых понятий.
«Чего больше?»
«Вопрос – ответ»
Игры на выделение существенных (главных) признаков предмета.
«Отгадай предмет»
«Какое животное?»
«Автобиография»
«Антонимы для загадок»
«Устный кроссворд»
«Кто больше знает?»
«Занимательные вопросы»
Игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы.
«Что на что похоже?»
«Кто больше заметит небылиц?»
«Чего на свете не бывает?»
«Бывает – не бывает?»
«Угадайте, где мы были?»
«Что не так?»
Игры на обобщение и классификацию предметов.
«Каким это бывает?»
«Охотник» («Рыболов», «Садовод», «Огородник»)
«Да – нет»
«Поезд»
«Это что за магазин?»
«Природа и человек»
Игры на установление различных отношений между предметами и явлениями.
«Пара к паре»
«Назови правильно»
«Цепочка ассоциаций»
«Если бы, да кабы…»
«Задом наперед»
«Что сначала, что потом?»
«Логические концовки»
«Пары слов»
«Угадай, что мы задумали»
Игры на развитие быстроты мышления, сообразительности.
«Закончи пословицу»
«Скажи по-другому»
«Тайны двойного»
«Слова-неприятели» («Слова – приятели»)
Описание некоторых игр.
«Кто больше назовёт?»
Взрослый просит ребенка назвать как можно больше предметов:
красного, зеленого, белого цвета (сравнение по цвету,
круглых, квадратных, прямоугольных (по форме,
зимние, летние, весенние (по времени года).
«Так бывает или нет?»
Цель: развивать умение замечать непоследовательность в суждениях.
Дети в рассказе воспитателя должны заметить то, чего на самом деле не бывает. Примерные рассказы:
«Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны и печенье. Дети ели их и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Поезд»
Цель: упражнять группировке предметов по разным признакам.
Детям предлагается называть по очереди слова, но так, чтобы эти слова были связаны друг с другом одним общим признаком, как вагончики в поезде. Например, ложка – тарелка (это посуда) – ваза (обе сделаны из фарфора) – лейка (т. к. и в ту и в другую можно наливать воду) – лопата (обе из металла) и т. д.
«Тайны двойного»
Цель: знакомство с антонимами, развитие сосредоточенности, сообразительности.
Называется 2 слова – антонима: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?» Дети называют: одежда, трава, земля, листья.
Что бывает холодным и горячим (чай, вода).
Что бывает черным и белым (снег весной, далматинец, пингвин, шахматная доска).
«Задом наперед»
Цель: развивать понимание отношений последовательности.
Ведущий называет 2 слова (например, яйцо и птица).
«Я расскажу вам историю по этим словам. В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенец. А когда он вырос, то превратился в красивую птицу».
А теперь я назову эти слова наоборот (птица и яйцо, а вам надо придумать другую историю». (например, «Птица на дереве свила гнездо, а потом снесла яйцо»).
Можно предложить слова: лист бумаги – рисунок, кубики – домик, цветок – ягода, лёд – вода, пчела – мёд. А можно придумать свои пары слов.
Такие игры очень нравятся детям.