Картотека логопедическая. Управление падежами

Татьяна Бриль
Картотека логопедическая. Управление падежами

Управление именительным падежом существительных.

1. «Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги

Начинает логопед:

Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно. — Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два. — Чтобы вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка, а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе:

«Девочка играет» — Кто играет? - Девочка. — Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет.

— Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.

2. «Посчитаем слова в предложении»

Оборудование: сюжетные картинки, палочки.

Логопед показывает детям картинки:

Бабушка сидит.

Бабушка вяжет чулки.

Девочка ест суп.

Девочка играет.

Предлагается из палочек составить схему предложения.

Почему ты положил две палочки? — Потому что два слова в предложении.

— Какое это слово? (указывается первое слово)

— Что говорится о бабушке? (сидит)

Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему палочками.

3. «Какая полоска нужна?»

Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.

1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение — длинную». Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит. 2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»: Белка песенки поет.

5. «Запиши предложение»

Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки.

1 У детей предметные картинки. По ним они составляют предложение из двух слов.

«Девочка идет» — Сколько слов в предложении. – Два. — Назови первое слово.) - Девочка.

— Назови второе слово. — Идет.

— Запиши это предложение. Вместо слова «девочка» положи картинку, вместо слова «идет» -

полоску бумаги.

2. Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зайка — картинка) = (морковку — картинка). Вместо слова «грызет» — полоска бумаги. Kaкое первое (второе, третье) слово?

4. «Какое слово по порядку?»

Оборудование: сюжетные картинки. Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения из трех слов. Например:

Мама стирает белье.

Мальчик рисует дом. И т. д.

Дети считают количество слов. Затем произносят каждое слово в предложении по очереди

1-й ребенок: мама;

2-й ребенок: стирает;

3-й ребенок: белье.

Затем все предложение воспроизводят целиком. Са-мостоятельно придумывают предложение из трех слов.

6. «Чего не хватает»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги. •

Дети придумывают предложение используя в качестве подлежащего, картинку.

«Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками.

Логопед убирает первую полоску. Предлагает прочитать предложение. «___поливает.»

— Получилось предложение? --Нет. — Что мы не узнали? — Кто поливает?

Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали?

Что делает Маша. Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор тот же.

7. «Маша - растеряша»

Оборудование: предметные картинки.

Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что

на говорит: «Где же, где мои. Обыщу все уголки. Их на ___ нет, и под нет. На нет, под ___нет. Да вот же они у ___ кроватки»

— Вы поняли, о чем говорит Маша?

— Нет, потому что Маша пропускала слова.

— Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно сказать. Дети вместе с логопедом рассказывают.

8. «Посмотри и скажи»

Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение.

— Витя, возьми стул. Посади на стул мишку

— Что сделал Витя?

— Витя посадил мишку на стул.

Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т.

12. Подвижная игра на обобщение.

Дети становятся в круг. Логопед предлагает детям поймать мяч и составить предложение такого образца.

— Мяч. Мяч — это игрушка.

(Игрушки. Овощи, фрукты).

9. «Составление предложение по картинке»

Оборудование: сюжетная картинка.

Дети рассматривают картинку.

Кто нарисован на картинке? (Девочка).

— Как мы ее назовем? (Света).

— Составьте предложение про Свету. Что она делает?

— Света подметает пол.

Где Света подметает пол? (В комнате).

— Чем Света подметает пол? (Веником).

— Скажите предложение целиком.

— В комнате Света подметает иол веником.

11. «Деформированный текст».

Детям предлагается составить предложения из слов:

Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, Зайка, лесу,

прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.

13. «Кто как передвигается?

Оборудование: карточки с изображением зверей, птиц, насекомых.

Логопед показывает картинку, дети составляют предложения:

Бабочка летает. Белка прыгает. Рыба плавает. Кузнечик скачет. Змея ползает. Лиса крадется.

Можно предложить обобщенное значение: Прыгает кто? Летает кто? Ползает кто? Скачет кто? Крадется кmo? Плавает кто?

14. «Угадай, кто?»

Кричит, каркает, летает, машет крыльями кто? Порхает, кружится, летает, машет крыльями кто?

10. Игра «Интонация».

При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном 'тексте).

Затем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаш.

20. «Что не так?»

корова — лакает

свинья — грызет

собака — хлебает

волк — поет

бабочка — кусает

тигр — молчит

зебра — рычит

баран — клюет

16. «У кого больше»

Оборудование: предметные картинки — слова в единственном и множественном числе.

— У меня красный шар.

— У Вити красные шары.

17. «Прогулка».

Оборудование: картинка с изображением времени года, например, зимы. У детей мелкие сюжетные картинки.

Читается рассказ. Дети кладут па большую картину свои картинки. Наступила зима. Надает мягкий пушистый снег. Дети взяли санки и пошли па горку.

19. «Неведомая страна»

Оборудование: мелкие предметы и картинки, «неведомая страна» сделана из бумаги коричневого цвета.

Логопед предлагает расположить в неведомой стране картинки с изображением африканских животных. Дети называют животное, рассказывают но картинке, что оно собой представляет, рассуждая так: Это жираф. У жирафа длинная шея, шкура у него пятнистая, ноги топкие, длинные. Жираф лакомится листочками с деревьев.

18. «У кого похожая картинка

Оборудование: сюжетные картинки с изображением предметов в ед. и мн. числе.

— На моей картинке мальчик моет окно. У кого есть такая же?

— На моей картинке мальчики моют окна.

Таким образом, обыгрываются все картинки.

Остальные игры смотрите в файле для скачивания.

Надеюсь моя работа будет полезной.

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Цветы»Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Цветы» .

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе «Звуки [З] — [З’]» Подгрупповое занятие в подготовительной группе Звуки З – З, Цель: - правильное произношение и различение звуков З-З,. - закрепление образования.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Спорт и физкультура
  • Головоломки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека логопедическая. Управление падежами
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 17:19
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...