Лучший педагог года

Комплекс игровых упражнений по развитию аналитико-синтетической деятельности у детей 6–7 лет с ОНР (III)

Надежда Мукина
Комплекс игровых упражнений по развитию аналитико-синтетической деятельности у детей 6–7 лет с ОНР (III)

Комплекс игровых упражнений по развитию аналитико-синтетической деятельности у детей 6-7 лет с ОНР (III)

Блок №1 .

Комплекс игровых упражнений по развитию аналитико-синтетической деятельности у детей с ОНР III уровня, работу проводит

педагог - психолог

Игра «Что объединяет все предметы?»

Цель: развитие синтеза.

Задачи:

1. Учить детей объединять предметы по общим признакам.

Публикация «Комплекс игровых упражнений по развитию аналитико-синтетической деятельности у детей 6–7 лет с ОНР (III)» размещена в разделах

Оборудование: картинный материал (иголки, еж, елка)

Ход игры:

Психолог раскладывает перед ребенком картинки. Психолог дает задание:

«Назови, что изображено на картинках. Что объединяет все эти картинки?»

Игра «Узнай по описанию, что это?»

Цель: развитие синтеза.

Задачи: Учить детей отгадывать предмет по описанию.

Оборудование: машинка, книга, яблоко.

Ход игры:

Психолог раскладывает перед ребенком все предметы. Психолог описывает предмет, а ребенок должен угадать о каком предмете идет речь.

- Колеса, кабина, руль, кузов. Это что?

-Обложка, картинки, листы. Это что?

- Фрукт, круглый, растет на дереве. Это что?

Игра «Ну-ка, угадай-ка»

Цель: развитие синтеза.

Задачи:

1. Учить детей отгадывать предмет по описанию, среди которых есть предметы, которые имеют общие признаки.

Оборудование: картинный материал (кактус, рыба, утка, ежик, воробей, пингвин, мяч, клубок пряжи).

Ход игры:

В начале психолог раскладывает перед ребенком картинки.

Психолог описывает предмет, называя его признак, а дети должны какой предмет, описывает психолог.

- плавает, но не рыба; - колючий, но не зверь;

- птица, но не летает; - круглый, но не игрушка.

Игра «Опиши игрушку»

Цель: развитие анализа.

Задачи:

1. Учить детей выделять одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит.

Оборудование: кукла, машинка.

Ход игры:

Психолог ставит перед детьми куклу и начинает ее описывать (ее одежду, обувь, глаза, волосы и т. д.). Далее психолог ставит перед детьми машинку, и дети самостоятельно начинают ее описывать

Игра «Кто главный герой сказки?»

Цель: развитие анализа.

Задачи:

1. Учить детей выделять из сказки главных героев.

Оборудование: книга со сказкой «Колобок».

Ход игры:

Психолог читает сказку, а дети должны выделить из нее главных героев и охарактеризовать их.

Игра «Поиск общих свойств»

Цель: развитие анализа.

Задачи:

1. Учить детей выделять из двух мало связанных между собой предмета общие признаки.

Оборудование: матрешка – конструктор, мел – мука.

Ход игры:

Психолог предлагаются детям два предмета, мало связанные между собой. Ребенок должен назвать, как можно больше общих признаков для этих предметов.

Игра «Важные детали»

Цели: аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

1. Учить выделять важные детали предмета.

Оборудование: чайник, машинка

Ход игры:

Психолог показывает игрушку детям и просит назвать все ее важные детали.

Игра «Парные картинки»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности (сопоставления).

Задачи:

1. Учить детей описывать самостоятельно предмет.

2. Учить правильно строит свою речь (предложения).

Оборудование: 2 набора детского лото, коробка.

Ход игры:

Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

Игра «Каких животных ты здесь видишь?»

Цель: развитие умения анализировать сложные изображения.

Задачи:

1. Учить анализировать сложные изображения.

2. Закрепить образы животных.

Оборудование: карточки с животными, изображенные схематично.

Ход игры:

Психолог раздает детям карточки, на которых схематично изображено несколько животных, дети должны найти животное и обвести их по контору.

Игра «Нарисуй»

Цель: развитие умения вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)

Задачи:

1. Закрепить умение рисовать части предмета

Оборудование: лист бумаги (формата А4, карандаши, картинка зайца и его частей тела.

Ход игры:

Психолог дает задание: «Нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет.

Игра «Что не подходит?»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности

Задачи:

1. Научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку.

Ход игры:

Психолог показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

Игра «Опиши друга»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности

Задачи:

1. Учить детей описывать рядом стоящего друга.

Ход игры:

Дети стоят в две колоны, друг напротив друга. Психолог дает задание: «Опиши своего друга, во что он одет, каким цветом у него волосы и т. д.»

Игра «Осенний лес»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности

Задачи:

1. Учить детей выделять из большого количества предметов, предметы которые связанны между собой общим признаком.

Оборудование: предметные картинки (грибы, листья, ягоды, цветы, шишки, желуди).

Ход игры:

Психолог раскладывает на ковре все картинки в хаотичном порядке и раздает детям корзины. Психолог дает задание: «Ребята сегодня мы пришли в осенний лес, в нашем лесу очень много грибов, ягод, шишек…давайте соберем в свои корзины все плоды леса, один будет собирать шишки, другой грибы».

Игра «Найди предмет»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

1. Учить детей объединять предметы по общим признакам.

Оборудование: иголки, еж, елка.

Ход игры:

Психолог называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.

«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

«Летает в небе, есть крылья» - «самолет и птица»

Игра «В чем отличие»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

1. Учить детей анализировать 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком.

2. Объяснить ход рассуждений.

Оборудование: картинный материал (книга, альбом, тетрадь; слива, яблоко, персик; стол, полка, стул)

Ход игры:

Психолог раскладывает картинки, просит ребенка разделить предметы на три группы, а после проанализировать предметы и выделить из каждой группы предмет, предмет который отличается от остальных по какому-либо признаку. Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть рассказ, а альбом и тетрадь рассказа не содержат.

Игра «Что не подходит?»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

1. Учить детей выделять из группы предметов один, который по какому- либо признаку отличается от всех остальных.

Ход игры:

Психолог называет слова, а дети должен выделять из группы слов, одно которое по какому-либо признаку отличается от всех остальных и объяснить, почему они выбрали его.

Муравейник — нора — скворечник — дупло.

Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.

Велосипед — коньки — санки — лыжи.

Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста.

Курица — сосиска — сыр — колбаса — ветчина.

Ложка — вилка — нож — ножницы — половник.

Игра «Треугольник»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

1. Формировать умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое

Оборудование: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.

Ход игры:

Психолог раздает рисунок с треугольниками детям и дает задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур.

Блок №2 .

Комплекс игровых упражнений по развитию аналитико-синтетической деятельности у детей с ОНР III уровня, работу проводит

учитель-логопед.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, формирование понятие звук.

Задачи:

1. Формировать умения выделить лишний звук из представленного количества звуков, аргументировать свой выбор.

Оборудование: запись видео звуков (звук дождя, звук грома, звук птицы, звук, звук ветра).

Ход игры:

Логопед дает задание: «Назовите, чем отличается звук от буквы?

После логопед по очереди включает детям запись звуков, а дети должны выбрать, какой звук лишний и объяснить почему?

Игра «Составим букву»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, закрепление представлений о буквах алфавита.

Задачи:

1. Формировать умения составлять из палочек букву.

Оборудование: счетные палочки красного цвета.

Ход игры:

Логопед дает задание: «Составь из палочек, гласную букву».

Игра «Новая буква»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, закрепление представлений о буквах алфавита.

Задачи:

1. Формировать умения образовывать из одной буквы, новую букву.

Оборудование: счетные палочки.

Ход игры:

Логопед выкладывает перед каждым ребенком из полочек букву С, а после дает задание: «Назовите, какая буква выложена перед вами? Составим из нее новые буквы, не убирая палочки, которые расположены посередине».

Игра «Найди все гласные буквы»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, закрепление представлений о буквах.

Задачи:

1. Формировать умения выделять из множества букв только гласные буквы.

Оборудование: карточка с буквами.

Ход игры:

Логопед выкладывает перед детьми буквы, а после дает задание: «Найди все гласные буквы».

Игра «Меняем порядок»

Цели: развитие у детей анализа расположения, порядка следования.

Задачи:

1. Учить составлять сложноподчинённые предложения с союзами «Если, то»

Ход игры:

Придумай, что будет, если…

• Сначала утро, потом ночь.

• Сначала взрослый, потом ребёнок.

• Сначала согреют суп, потом зажгут огонь.

• Сначала спят, потом ложатся в кровать.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Весёлые жучки»Дидактическая игра «Весёлые жучки» Дидактическая игра «Веселые жучки» Цель: автоматизация дефектных звуков в словах, развитие фонематического слуха (определение места звуков.

Роль дидактической игры в системе обучения Уточнению взаимосвязи игры и обучению способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характера и роли в развитии и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс игровых упражнений по развитию аналитико-синтетической деятельности у детей 6–7 лет с ОНР (III)
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 23:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД