Получи документы

Комплексно-тематический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем

наталия дрозд
Комплексно-тематический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем

Комплексно-тематический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем

Актуальность

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. У детей искажены представления о добре и милосердии, справедливости и гражданственности.

Публикация «Комплексно-тематический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем» размещена в разделах

Диагностика по разделу «Историко-географических представлений» выявила ряд проблем. У детей нет системности в знаниях о родном городе, северном крае, стране. Слабые представления об исторических событиях, о людях населяющих нашу планету.

Одной из причин можно назвать особенности регионального компонента : Норильск с его климатическими условиями (полярная ночь, частые метели) часто лишает возможности совершать тематические прогулки, целевые экскурсии в краеведческий музей, выставки, библиотеку.

Также сказывается отсутствие у большинства семей бабушек и дедушек (у 76% воспитанников). Это порой лишает детей дошкольного возраста возможности во встречах и общении с окружающим миром.

К сожалению, многим родителям, ввиду их загруженности по работе не хватает времени совершать с ребенком прогулки по улицам города, знакомить с достопримечательностями, посещать театр, библиотеку, или даже почитать книгу и ответить на детские вопросы. Дети в большинстве случаев предоставлены самим себе и большую часть времени заняты просмотром телепередач или игрой на компьютере. Дети много времени находятся дома, их круг общения мал, часто отсутствуют друзья, и все общение с новыми людьми проходит в основном в детском саду. Посещая детский сад дети учатся общению со сверстниками, со взрослыми, приобретают навыки социального общения.

Для того, чтобы у детей возникло самоощущение себя в потоке времени, чувство причастности к истории своей страны, необходимо знакомить детей с главными явлениями общественной жизни, не отстранять от происходящих событий окружающей действительности.

Задачи

- расширение представлений об окружающем: городе, крае, стране;

-формирование познавательных способностей в процессе ознакомления с историко-географическими понятиями родного края;

- воспитание гражданственности, патриотизма и социальной компетентности детей;

- ознакомление с традициями, пробуждение у детей интереса к народным обычаям, искусству.

Предполагаемый результат

- приобретение детьми дошкольного возраста знаний об окружающей действительности, навыков социального общения со сверстниками и взрослыми;

- создание системы использования развивающих центров в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ.

Практическая ценность

Использование разработанных материалов позволит педагогам ДОУ более эффективно включать детей дошкольного возраста в процесс социализации.

Этапы

Диагностический (первичный сентябрь-октябрь);

Информационно-познавательная и практическая деятельность (октябрь-апрель);

Обобщающий (заключительная диагностика, проведение итоговых мероприятий для родителей апрель-май).

I – этап

Подготовительный

Деятельность педагога

Определить проблему, поставить цель.

Цель:

- Познакомить с историей города, района, закрепить знание символики.

-Беседы об истории города, символике г. Норильска.

-Чтение стихотворных произведений норильских поэтов.

- Познакомить с картой города Норильска обозначение значимых социальных объектов

(администрация, библиотека, школы, спортивные комплексы и т. д.).

-Чтение стихотворных произведений норильских поэтов.

- Познакомить с картой города Норильска обозначение значимых социальных объектов

(администрация, библиотека, школы, спортивные комплексы и т. д.).

- Работа с макетом в центре «Маленький Россиянин».

- Подготовка и оформление выставки совместно с СОШ №18.

- Подготовка и проведение литературного вечера «Я живу в стране Россия».

Деятельность детей :

- Входят в проблему, предлагают варианты деятельности.

-Составление модели деятельности в летний период по изучению истории родного города, придумывание символов для их условного обозначения.

- Составление из букв названия своего города.

-Умение находить свой дом, социальные объекты.

-Выставка детских работ «Я – надежда семьи».

- Составление из разрозненных деталей герба г. Норильска.

- Составление маршрутов-путешествий по карте города Норильска.

- заучивание стихотворений.

-Составление плана центральной площади

-Умение находить свой дом, социальные объекты.

Выставка детских работ «Я – надежда семьи».

-Сбор информации об истории города, знаменательных событиях, знаменитых людях.

- Подборка аудио, видео записей, фотоматериалов.

-Помощь родителей в организации экскурсии.

Цель

Этапы,

сроки реализации Деятельность педагога Деятельность детей Участие семьи,

социальных учреждений города

I – этап

Подготовительный

- Определить проблему, поставить цель.

Цель: - Познакомить с историей города, района, закрепить знание символики.

-Беседы об истории города, символике г. Норильска.

- Чтение стихотворных произведений норильских поэтов.

- Познакомить с картой города Норильска обозначение значимых социальных объектов

(администрация, библиотека, школы, спортивные комплексы и т. д.).

- Работа с макетом в центре «Маленький Россиянин».

- Подготовка и оформление выставки совместно с СОШ №18.

- Подготовка и проведение литературного вечера «Я живу в стране Россия». - Входят в проблему, предлагают варианты деятельности.

-Составление модели деятельности в летний период по изучению истории родного города, придумывание символов для их условного обозначения.

- Составление из букв названия своего города.

- Составление из разрозненных деталей герба г. Норильска.

- Составление маршрутов-путешествий по карте города Норильска.

- Составление плана центральной площади

-Умение находить свой дом, социальные объекты.

-Выставка детских работ «Я – надежда семьи».

- заучивание стихотворений. -Сбор информации об истории города, знаменательных событиях, знаменитых людях.

- Подборка аудио, видео записей, фотоматериалов.

Помощь родителей в организации экскурсии.

Подбор стихотворений о России.

II этап

Закрепляющий.

Цель: Вызвать интерес у детей как можно больше узнать о родном городе, его жителях-труженниках.

- Посещение музейной экспозиции в СОШ № 18 «Город снежной пурги».

- Подготовка и проведение встречи «Мы вам расскажем о нашем городе».

- Экскурсия по ул. Норильской (знакомство с прилегающей территорией).

- Беседа о металлургическом комбинате «Надежда», его истории.

- «Норильск – город тружеников» - Гостевой визит в старшую группу «Мы вам расскажем о нашем городе» (дети в роли знатоков-ведущих).

- Знакомство с игрой народов Севера

«Охотник и сторож»

- Подготовка атрибутов к игре.

- Работа над составлением плана улицы Норильской (по маршруту экскурсии).

- Просмотр видеофильма «Норильск – город северный».

- Отгадывание загадок-портретов о профессиях норильчан. -Экскурс по страницам музея СОШ № 18.

- Создание родителями портретов-загадок о профессии норильчан.

- Создание фотомонтажа «Трудовая слава моего города» (ко Дню металлурга).

III этап

Обобщающий - презентационный.

Цель: Закрепить полученные знания о родном городе. Воспитывать любовь и гордость к малой Родине.

- подбор загадок о социокультурных учреждениях города.

- Подготовка и проведение викторины «Знатоки родного города». - Составление «Азбуки города» (знание названий улиц города).

- Отгадывание загадок «Где мы можем отдохнуть» (знание социокультурных учреждений города).

- Участие в викторине «Знатоки родного города», подготовка эмблем, атрибутов.

- Встречи с интересными людьми нашего города.

- Картинная галерея «Город славных побед».

- Участие родителей в викторине.

Перспективный план

Дата Тема Цель Содержание работы

Октябрь Семья Дать детям представление о науке «археология», о жизни первобытных людей.

Дать представление о том, что ребенок имеет право воспитываться в семье и защите прав ребенка членами его семьи.

Воспитывать у детей внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление заботится о них.

Формирование выразительности речи в процессе ознакомления с семьей.

Дать представление о воспитании детей в семье на основе русских традиций.

1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

2. Занятие-путешествие «Первые люди»

3. Составление описательного рассказа на тему «Первобытные люди».

4. Рисование «Удивительные рисунки на стенах пещер»

1 Рисование на тему: «Моя семья»

2 Составление модели «Моя семья»

3 Составление «семейного древа»

4 Драматизация сказки «Три медведя»

-Знакомство с историей и традициями семьи

Рассматривание семейного альбома

-Поздравление ветеранов района с «Днем Пожилого человека»

-Участие в городском концерте ко дню пожилых людей.

1. Беседы «Где отдыхала твоя семья?»

«Любимые занятия твоей семьи»

2. Составление рассказов по семейным фотографиям «Кто на кого похож».

3. Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

4. Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Не скучаю».

1. Инсценирование песенки «Где был Иванушка»

2. Разучивание народных игр «Прялица», «Горшки».

3. Разучивание потешки «Вышел котенька из кухни», «Пошла Маша на базар».

4. Слушание записи народных песен, наигрышей в исполнении оркестра русских народных песен.

Ноябрь Мой город Познакомить детей с историей возникновения нашего города.

Познакомить детей с представителями власти нашего города.

Раскрыть «Право выражать свое мнение».

Вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости и уважения за знаменитых земляков.

Развитие речи при ознакомлении с родным городом.

Знакомство с традициями родного города. Беседа «Мой город».

ИЗО «Город будущего».

Посещение краеведческого музея

1. Экскурсия к главному зданию города.

2. Мини – дискуссия «Чтобы я сделал в нашем городе, если был мэром города».

3 Решение проблемы: «Что надо сделать, чтобы наш город был всегда чистым».

4. Составление модели «Социокультурные учреждения города».

1. Беседа о гербе

2. Поисковая деятельность «Галерея прославленных норильчан»

3. Встречи с интересными людьми (санинструктором, участником боевых действий в Чечне, Ливандовской Л. Р.)

4. Оформление выставки «Город мой родной».

1. Беседа о городе, выросшем в тундре.

2. Чтение стихотворений Н. Залесской «Норильск», «Северное сияние».

3. Рассматривание фотовыставки «Кайеркан», «Норильск».

4. «Путешествие» по родному городу с использованием плана города (дети –экскурсоводы).

1. Беседа о дне рождения нашего города.

2. Изодеятельность «Праздник в городе».

3. Путешествие по городу (использование макета).

4. Участие в творческом конкурсе «Поколение».

Декабрь Край мой северный Дать представление о том, что люди имеют разные увлечения и вкусы. «Право говорить на своем родном языке».

Воспитывать любовь и интерес к северному краю на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Развитие речи в процессе ознакомления с творчеством народов Севера.

Знакомство детей с традициями Севера.

Познакомить детей с жизнью и особенностями внешнего вида древних животных живших на Севере. 1 Беседа на тему: «Жители тундры»

2 Посещение краеведческого музея.

3. Д/игра «На кого я похож?»

4. Составление модели «Народы Севера».

1. Сбор материала об ушедших на фронт жителях НПР совместно с военными.

2. Встреча и рассказ военнослужащего в/ч 74729 «Служба на крайнем севере».

3. Рассматривание альбома «Солдатские будни»

1. Чтение книги А. Нечаева «Путешествие на Таймыр», «В тундре» Н. Сладкова.

2. Заучивание стихотворений Агдо Аксеновой из книги «Морошка».

3. Драматизация сказки «Два оленя» Л. Ненянг.

4 Рассматривание альбома «Народы, населяющие Таймыр».

1. Оформление выставки «Северные росписи».

2. Изготовление амулетов и северных украшений.

3. Знакомство с праздниками северных народов.

4. Игры народов Севера.

1. Занятие «приключения мамонтенка».

2. Составление рассказов «Я пойду к стоянке древних людей»

3. Создание коллажа «Древние животные Севера».

Январь Моя страна Россия Создать у детей образ Москвы –столицы России. Расширять их кругозор сведениями о современной Москве, о том как люди чтят память о героях ВОВ. Воспитывать гражданские чувства.

Уточнить и расширить знания детей о названии страны, региона, края, в котором живут.

Продолжать формировать грамматически правильную речь детей.

Формировать интерес к русскому фольклору, знакомить с традиционными праздниками на Руси. Знакомство с головными уборами

1. Цикл тематических занятий:

- Москва – главный город России

- Москва – город-герой

2. Создание детского альбома «Дорогая моя столица» (рисунки, фотографии, рассказы).

1. Беседа «Страна, в которой мы живем»

2. Чтение произведений «Прошлое и настоящее Севера»

«В краю поющих сугробов» В. Суслова

3. Рассказ воспитателя «Заповедник. Что это такое?»

4. Д /и «Богатство Земли Русской – Таймыра»

«Реки, моря Таймыра, России».

1. Рассказ воспитателя о Новогодних песнях- колядках – «овсенях»

2. Развлечение «Пришла коляда, открывай ворота»

3. Развлечение «Русский платок»

4. Рисование «Нет краше русского платка».

Февраль Слава и гордость земли русской Формировать представление о героизме, знакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа, закрепить понятие «защитник Отечества».

Воспитание любви и интереса к жизни народа в разное историческое время к его истории и культуре.

Дать детям возможность понять чем славен наш город. Вызвать у них чувство гордости трудовыми достижениями горожан.

Развивать у детей умение эмоционально окрашивать свою речь. 1. Беседа «Недаром помнит вся Россия» (великие полководцы Кутузов, Суворов, Жуков).

2. Рассматривание альбома «Памятники героям»

3. Просмотр видеофильма о службе воинов связистов «Профессия – Родине служить»

4. Конкурсная программа «Солдатушки – бравы ребятушки».

1. Рассматривание картины «Три богатыря»

2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Никите кожемяке

3. Разучивание пословиц о храбрости, героизме воинов

4. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

1. Беседа «Подземные кладовые Норильска»

2. Рассматривание фотоальбомов о металлургах, плавильщиках

3. Просмотр видеофильма «Надеждинский металлургический комбинат»

4. Встреча с родителями – металлургами. Рассказ о труде металлурга

5. Экскурсия в библиотеку «Ими гордится город».

Март

Портрет Земли

Знакомство детей с укладом жизни русского народа, его народными традициями через творческую деятельность

Побуждать детей к стремлению более точно и красиво выражать свою мысль. 1. Рассказ воспитателя и рассматривание слайдов «Города-герои»

2. Отметить на карте города-герои

1. Развлечение «Как весну встречали»

2. Обыгрывание закличек «Весна, весна приходи. Весна, весна красна».

3. Слушание народных песен, наигрышей в исполнении оркестра народных инструментов.

1. Рассматривание глобуса и карты полушарий «Чем похожи?» «Чем отличаются?»

2. Чтение книги «Разноцветная Земля» Н. Сладкова

3. Д/и «Загадки о животных»

(тундры, пустыни, лесов)

4. Заучивание стихотворения «Смотрю на глобус – шар земной» Е. Шклявского

Апрель

Разноцветная планета

Формировать у детей представления о Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре.

1. Цикл рассказов «Все мы жители планеты Земля»

2. Встреча с путешественником (рассказ о других странах)

3. Викторина «Кругосветное путешествие»

Познакомить детей с планетой Земля. Дать знания о том, что у разных народов есть свои традиции, обычаи.

Формировать у детей представления о планете Земля, ее жителях разных национальностей. Обогащать словарный запас детей однокоренными словами (Франция-француз, французский)

1. Беседа «Здравствуй, глобус» (рассматривание планеты Земля)

2. Рассматривание национальных костюмов, рисование элементов национальной одежды

3. Подвижные игры разных стран.

1. Рассказ воспитателя о норвежском исследователе Таймыра – Нансене

2. «Путешествие на Северный полюс»

(составление рассказов «Кого я встретил по дороге»)

3. Чтение сказок народов мира.

Май Я, Ты, Он, Она -вместе дружная семья Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

Побуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, литературе, культуре народов севера.

Учить использовать интонационно-мелодические средства своего отношения к высказываемому. 1. Участие в акции милосердия «Подари час ветерану»

Концертная программа и выставка детских рисунков «Помнит мир спасенный».

2. Посещение экспозиции «На дорогах войны» (экскурсоводы – дети).

1. Рассказ воспитателя «Обычаи, праздники народов Севера»

2. Знакомство с национальной кухней народов Севера.

3. Заучивание стихотворения Огдо Аксеновой «Есть у долган такой обычай»

4. Экскурсия в ДДТ на выставку «Народно-прикладное искусство северян»

5. Посещение выставки «Устное народное творчество народов Севера».

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с родным краем «Путешествие Даши по Крыму» Конспект НОД по ознакомлению с родным краем «Путешествие Даши по Крыму» Воспитатель: Миранович А. Б. Цель: закрепить первоначальные представления.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ 1 неделя 1. Беседа о семье. Цель: Продолжать рассказывать о семье и ее членах. Формировать доброжелательное отношение к своей семье.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем Выбирая тему работы хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса. • В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Отчет «Нетрадиционные методы работы с детьми по ознакомлению с родным краем»Отчет «Нетрадиционные методы работы с детьми по ознакомлению с родным краем» Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота.

Ознакомление детей с Родным краем на основе компьютерных презентаций АКТУАЛЬНОСТЬ «Я узнал, что у меня есть огромная семья: И тропинка и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое – это все мое родное.

Планирование работы по ознакомлению с родным краем в старшей группе Планирование работы по ознакомлению с родным краем в старшей группе Сентябрь Беседа: «Достопримечательности Уфы» Д/и «Узнай, где нахожусь».

Проектирование Рппс по ознакомлению детей с родным краем в ДОУ МДОУ детский сад №15 «Солнышко» Г. Бор, Нижегородская область Разработчик : воспитатель 1 категории Клюкина Л. Н Аннотация Дошкольный возраст.

Тематический проект «Этот День Победы» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы: С каждым годом всё дальше от нас памятный день – День Победы в Великой Отечественной войне, но ценность подвига.

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с родным районом» Паспорт проекта Сроки проведения: с 01/11/2016 по 11/11/2016 Автор: воспитатель группы Боргено Е. В. Участники: воспитанники подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексно-тематический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 03:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД