Папки-передвижки

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Наталья Филясова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Выбирая тему работы хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

• В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных и актуальных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание

• Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своего края.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Диагностика детей старшей группы показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе. Старинная мудрость гласит : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

• Ни одна деятельность не достигнет результативности, если не поставить перед собой цели и задачи. Поэтому, организуя работу в области патриотического воспитания воспитанников ДОУ, определены следующие задачи. Они представлены на слайде и направлены на реализацию поставленной цели.

-формировать интерес к культуре родного края, к традициям и культуре русского народа;

-помочь детям увидеть, почувствовать и осознать свою сопричастность к родному краю, национальным традициям;

-формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу;

-привлечь родителей в образовательную деятельность по патриотическому воспитанию;

-расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

• Работа выстраивалась поэтапно.

На 1, подготовительном этапе, осуществлялся анализ проблемы патриотического воспитания в ДОУ, изучала эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта известных авторов:

- О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий);

-Г. В. Груба, И. К. Помелова «Ребёнок познаёт мир» (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений);

- Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» (планирование, разработки занятий и мероприятий);

- В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» (программа, разработки занятий и мероприятий).

- Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»

- Т. И. Оверчук «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

- Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки»

Подобран методический материал.

Работа строилась по следующим направлениям:

- История родного края

- Известные люди

- Природа родного края

- Промыслы

- Яркие традиции

• Была проведена диагностика актуального состояния и развития детей старшего возраста на основе специально подобранных методик.

• С учетом диагностики составлено перспективное планирование.

• Оформлена предметно-пространственная среда, которую я представляю вашему вниманию:

• Подбор иллюстраций для ознакомления детей с городом в прошлом, с городом настоящим, предметами быта бабушек и дедушек. Оформление вернисажа «Моя малая Родина».

Оформлялись мини-музеи на различную тематику:

- музей русской культуры «Чудо- русская изба», для знакомства с бытом и построением русской избы, для более точного восприятия образа жизни и традиций русского народа;

- музей «Народная игрушка»;

- «Куклы наших прабабушек»;

- «Преданья старины глубокой»;

- «Русская народная одежда»;

- «Мастера и рукодельницы».

• Мини-музей «История города», где можно было познакомиться с достопримечательностями, почетными гражданами нашего города, одним из экспонатов был семейный фотоальбом одного из воспитанников, где собраны архивные фото.

• Мини-музей «Валенки», где экспонаты - промысел нашего края.

• В групповой комнате пополнила патриотический уголок материалами о городе Сергаче.

• Подбор литературы для знакомства детей с творчеством писателя С. И. Шуртакова.

• Подбор литературы и наглядного материала для знакомства детей с промыслами города, подбирались музейные фотографии.

• Составила презентации «Мой любимый город», «Сергачский Краеведческий музей им. В. А. Громова».

• Подготовила игры для развития знаний у детей об областном центре - городе Нижнем Новгороде, закреплении знаний о праздниках своего города.

• Изготовление макета одной из улиц родного города.

• Деятельностный этап предполагает совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса.

• Формы работы с детьми разнообразны. Они представлены на слайде:

- непосредственная образовательная деятельность:

1. Конструирование птиц, обитающих в нашем крае.

2. Художественное творчество «Родная природа».

• Организую наблюдения в природе, воспитывая интерес к красоте родного края.

• Участвовали с детьми в конкурсе «Спорт – малышок» на праздновании дня города».

• Чтение поучительных народных сказок способствует формированию у детей чувства доброты, уважения к старшим, так как в душе каждый ребенок думает, а может кто – то из моего поколения сочинил эту сказу. Для данной деятельности организуются выставки русских народных сказок.

• Одной из важных и любимых форм являются экскурсии. В процессе экскурсий дети выясняют, что в городе много различных достопримечательностей:

- краеведческий музей

- типография

- библиотека им. С. И. Шуртакова, писателя-земляка, где дети активные участники в конкурсе чтецов, семейных праздников.

- Собор Владимирской Божией Матери, где детям предстояло узнать об архитектуре собора, его назначении.

• Дети с удовольствием участвуют в мастер классах, которые проводят в Краеведческом музее.

• С целью воспитания патриотических чувств на примере воинов-земляков, чувства уважения к памяти павших воинов проводились экскурсии к обелиску «Погибших воинов».

• Работа по патриотическому воспитанию тесно связана с экологическим воспитанием, где учатся любоваться и ценить природу родного края.

С детьми провели экскурсии

- в дендропарк

- музей животных, обитателей наших лесов

- святой источник «Серебряные ключи».

• Организуем разнообразные экологические акции «Покорми птиц зимой», «Посади дерево».

• Календарные народные праздники с исконно русскими традициями и обрядами: Покровские посиделки с русским самоваром, Рождество Христово с русскими пирогами.

• Организуя проведение Масленицы, учили заклички, народные хороводы, а на празднике угощались блинами.

• Светлая пасха с театрализованным представлением, традиционной народной, именно нашей местности, игрой «Катание яиц».

• Праздник Святая Троица, соединяет весну с летом. Символ праздника – береза. Дети водят хороводы вокруг березы, поют песни, исполняют обряд украшения березы ленточками, угощаются пирогами.

• Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В системе работы с родителями использовались следующие формы работы, которые представлены на слайде.

• Составление родословной.

• Оформление стендов «Моя семья», «Герб нашей семьи».

• Организация фотовыставок.

Также часто в нашем детском саду проводятся конкурсы: «Птичья столовая», «Осенняя фантазия» и др.

Тематические праздники: «День матери», «День защитника Отечества» и др.

• Для обогащения детско - родительских отношений, повышению знаний о своем городе и передачи их своим детям организовала клуб «Знатоки родного края» с родителями своей группы. А также создали мастерскую по изготовлению персонажей русских народных сказок.

• На участке детского сада совместно с родителями оформили «Зеленую аптечку», которая состоит из лекарственных растений, растущих в нашем городе. Ребята с удовольствием ухаживают за растениями, понимая важность их целебных свойств для своего здоровья.

• Предложила родителям совместно с детьми провести небольшую экскурсию по родному городу и поделиться в последующем своими впечатлениями.

Итогом данной деятельности стало:

- Оформление Большой книги города.

- Совместное рисование детей и родителей «Мой край».

- Изготовление макетов: стадион, ФОК, спортивная площадка, вокзал.

• Для организации данной деятельности разработала перспективное планирование, методические рекомендации для родителей, составила презентации о городе и музее города Сергача, разработала конспекты: НООД «Птицы нашего края», конспект праздника «Как на масленичной недели…»

• В третьем, заключительном этапе работы провела диагностику 25 воспитанников группы. Сравнительный анализ показал положительную динамику развития. Низкий уровень к концу года приблизился к минимальному.

Дети:

- много знают о себе, своей семье, о Сергаче, его достопримечательностях, герб города, людей, прославивших наш город, природные обьекты, животный мир родного края;

- особенности народных традиций,

- народных праздников (знают названия, поют песни, осмысленно и активно участвуют,

- характерный промысел нашего края,

- проявляют интерес к истории, культуре, традициям, быту родного края.

- Проявляют такие чувства как дружелюбие, доброта, забота, милосердие, терпение, трудолюбие, бережливость.

• Свой опыт по патриотическому воспитанию детей распространяю на образовательных порталах и сайте своего учреждения, а так же на районных методических объединениях.

Понимая важность и ценность данной работы, хочется ее продолжать.

Впереди планирую разработать и написать программу по знакомству детей с родным краем «Сергач мой край родной».

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом Краткосрочный инновационный проект «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космическим.

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством» Тема проекта: «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством народов Поволжья».

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с родным краем Использование дидактических игр способствует: развитию познавательных способностей, в процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом» «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа,.

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем  Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Мультимедийные игры как средство ознакомления с родным краем Цель мастер класса: Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению и обучению детей дошкольного возраста с культурой.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 20:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД