Папки-передвижки

Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников. (1 фото)

Татьяна Пустовойт
Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.

Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.

Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.

Как подарить детям радость творчества, вызвать ощущение своего духовного потенциала? Как разбудить энергию чувств, фантазии, ума? Как организовать предметно – развивающую среду и вести работу по художественно – эстетическому воспитанию, чтобы получить максимальный результат?

Публикация «Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников,» размещена в разделах

Каждую работу, каждое дело питает источник энергии.

Для меня таким источником является моя работа, дарующая мне на протяжении многих лет нравственное и эстетическое удовлетворение. Чем больше работа становится моей жизненной необходимостью, тем значительнее установка к творческой деятельности.

Художественно – игровая деятельность является неотъемлемой составной частью целостного профессионально – педагогического мастерства педагога – музыканта, коим я являюсь. Она направлена на решение следующих задач:

- Осуществление педагогического руководства посредством преобразования среды, окружающей ребенка, построенной на основе современных технологий.

- Развитие творческого воображения дошкольников в процессе создания художественно – игровых ситуаций в разных видах музыкальной деятельности.

-Установление творческой атмосферы в художественно – игровой среде занятия или индивидуальной деятельности.

У каждого человека способность видеть и воспринимать проблему развита различно. Выработка стереотипа действий не исключает разнообразия форм и методов работы в соответствии со спецификой условий. Я много раз использовала шумовые инструменты в своей работе в качестве пособия для развития слуха и ритма, но никогда не пробовала, используя свой опыт, вовлечь его в поиск при решении проблемы развития музыкальных способностей. Совершенствуя окружающую среду и используя свой собственный опыт, опираясь на технологии педагогов – музыкантов, я достигла определенных результатов в развитии творческих способностей дошкольников.

Мы привыкли передавать ребенку знания через глаза и уши, но как сделать так, чтобы они проходили через руки, ум, творческую деятельность? Так как в детском саду все проходит через игру, для меня этот эксперимент превратился в игровой процесс. За основу я взяла элементарное музицирование, так как в этом виде деятельности ребенок может быстрее всего приобрести опыт слушателя, исполнителя, творца. В основе элементарного музицирования лежит творческая синкретическая деятельность, где равноправными партнерами, даря друг другу радость общения, выступает ребенок и взрослый. Кроме того, в результате этой деятельности, можно значительно обогатить развивающую музыкальную среду.

В функции музыкального руководителя, помимо практической работы с детьми, входит теоретическая подготовка. Мне довелось пройти курсы повышения квалификации в МИОО, на которых мастер – класс давала Т. Э. Тютюнникова. Ее программа «Учусь творить» (музыка – речь – движение) раскрыла для меня секреты развития творчества дошкольников. Я поняла, как легко можно объединять все виды музыкальной деятельности оригинальными средствами обучения.

Чтобы развить в ребенке созидательные, творческие способности, нужно отследить три основные линии:

1. Наблюдение – где важны зрительные впечатления

2. Интерпритация – ребенок эмоционально сливается с объектом, стирая грани между собой и ним.

3. Изобретение – ребенок «отказывается» от обычного объекта и приобретает свой опыт.

Использование в работе различных предметов – палочек, кубиков, стаканчиков, «шумелок»,

«тарахтелок». Помогают в интересной форме понять язык музыки.

Слушание – один из сложных разделов музыкального занятия. Чтобы не один ребенок не выпал из процесса слушания, я прибегаю к «своим» инструментам – палочкам – выручалочкам.

Уже с младшими детьми используются коробочки, когда идет «Дождик» Г. Свиридова, постукивая пальчиком по коробочкам.

Постарше дети ритмично «капают» палочками и прячутся от дождика под шляпки «стаканчики», а после дождя эти «стаканчики» превращаются в «грибочки».

В старших группах детского сада самодельные инструменты помогают понимать форму музыкального произведения, различать части, экспериментировать и получать удовольствие. В произведении «Смелый наездник» Р. Шумана дети палочками «выбивают стук копыт», при этом прислушиваются к динамике. Мне не приходится слушать произведение по многу раз, так как дети знают - сколько раз они меняли способ игры (палочками друг о друга, по полу, по спинке стульчика и т. д., столько и частей в музыке. Учебная ситуация проходит как радостная игра.

1 -2 -3 -4 -5 – начинаем мы играть!

За руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся.

Будь внимательным, дружок,

Начинается урок!

Звучащие жесты - незаменимый прием для развития танцевальных движений (хлопушки, шлепушки, бомбушки, топотушки – готовая русская пляска).

Речевые игры обыгрываются,как маленькие сценки. Участвуют все дети, текст повторяется хором, т. к. это тренирует внимание и способность мгновенно анализировать слухом, развивается логическое мышление. Текст считалки может быть ритмизован по – разному, варианты ищем вместе с детьми когда они отвечают на вопрос : «Кто по- другому может ответить?» Например игра «Ора – ора» Объясняю как эхо повторяет последние слова говорящего. Декламирую считалку и учу с голоса. Затем предлагаю поиграть.

Взрослый:

- Ора – ора, ора – ора, о-ра-ра!

Дети: о-ра-ра

Взрослый:

Три фа-соль-ки два бо-ба,

Дети:

два бо-ба,

Взрослый:

По-бе-жал я в ого-род,

Дети:

в ого-род,

Взрослый:

По-ло- жил их пря-моврот

Дети: -Вот!

Когда текст считалки хорошо выучен, текст ритмизуется по – другому, позднее дети выделяются в ансамбль щелкающих языком, а эхо украшается звучанием инструмента.

В пении никогда не учу с детьми текст песни формально - «тупо». Это неинтересно, скучно, не эффективно, Стараюсь найти приемы, мотивирующие ребят проявлять свои певческие способности и воображение. Вначале даю певческую установку:

1. «Ножки – раз, ручки – два, спинка – три! Певческая фигура, замри!», или

2.«Если хочешь сидя петь – не садись, ты, как медведь.

Спинку выпрями, скорей,

Ноги в пол упри быстрей,

Раз – вдох и запел,

Птицей звук полетел!»

Предлагаю детям «почитать» письмо, которое прислала песенка. Игру соединяю с пением, подключаю движение рук, («Музыкальные узоры», которые предлагает Т. Тютюнникова). Все приемы направлены на развитие голоса и фантазию детей в поисках способов фиксации звука. В занятие включаю следующие приемы: пение «эхом», «по секрету», «радио» (одни поют по фразам вслух, другие «выключены» и наоборот) такой прем активизирует внимание и слуховую координацию.

Использую на занятиях пособие, придуманное мною «Звонкий голосок». Способом оригами сделан модуль, который помогает ребятам визуально увидеть положение речевого аппарата в процессе артикуляции, подвижность нижней челюсти и движение языка. Открывает рот «чтобы трамвай прошел!» Форма рта ребенка должна находиться под непрестанным и тщательным наблюдением педагога. Я сравниваю положение рта с открытой сценой или с открытой клавиатурой фортепиано, где нижняя губа «отталкивается» свободно от груди, а верхняя подняться к и растянуться по верхним губам.

При разучивании песни важно, чтобы дети понимали о чем они поют. Петь – значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Отсюда вывод: хороший певец – это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Но здесь важно соблюсти меру, чтобы не стать клоуном. Обычно я говорю ребятам: «Представь песню, как мультик – яркий, веселый. Пой так, чтобы он тебе нравился». Если ребенок спел в характере, эмоционально, «награждаю» его «Красками настроения» - разноцветными кружочками, поощряя его и сохраняя при этом его индивидуальность.

Музыкально – ритмические движения – простор для музыкального творчества детей и музыкального руководителя. Марш у нас может быть серьезным. а может и пошалить, попрыгать, потанцевать. Утонченность сказочного марша помогают помочь собственные пальчики, которые «ходят» по ладошке, («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, марш О. Газманова «Москва» может помочь детям двигаться друг за другом и выучить танцевальные движения. Игра - диалог «Разговоры» поможет проявить эмоции и почувствовать своего партнера и собеседника. Творчество в создании сказочного образа можно наблюдать в игре «Тра – та- та».

Интересные находки пополнили мою педагогическую копилку в разделе развития слуха и голоса. В игре «Шаловливые сосульки» (Л. Виноградов) лист бумаги моделируется в капельки, которыми бросаются ребята, точно воспроизводя мелодию и ритм. Слушают их шуршащее звучание катая на ладошках, фантазируют, что можно представить?

На протяжении многих лет я пользуюсь этими технологиями и заметила, что лучших средств для развития музыкальных способностей нет.

Основная задача, которую я поставила перед собой в повседневной работе – успеть реализовать с помощью детей свои творческие планы. Экспериментально – поисковая деятельность всегда привлекала мое внимание. Поставленную задачу возможно осуществить лишь на основе комплексного развития музыкальности детей, тесном взаимодействии с коллегами и родителями воспитанников. Так возник план работы по теме.

Публикации по теме:

Развитие творческой активности детей дошкольников «Развитие творческой активности детей дошкольников». Путь развития творческой активности детей дошкольников и становление им творческой.

Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко»Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко» Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук "Солнышко". Цель: развивать речь и мелкую моторику.

Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.

Комплексное занятие по развитию речи и музыкальности в средней группе. «Путешествие в осенний лес» Программное содержание: Учить детей наблюдать природу, закреплять конкретные представления о сезонных изменениях. Воспитывать любовь к природе,.

Конспект НОД «Сенсорное развитие дошкольников» для детей средней группыКонспект НОД «Сенсорное развитие дошкольников» для детей средней группы Конспект НОД «Сенсорное развитие дошкольников» для детей средней группы Цель: Закреплять названия геометрических фигур. Ввести название.

Конспект НОД «Зимняя пора». Комплексное занятие «Зимушка-зима». Развитие образной речи «Зимняя пора». Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Чтение художественной.

Мамина школа НОД «Ночь. Звездочка. (желтый цвет, один-много)» для деток 2 лет (комплексное развитие)Мамина школа НОД «Ночь. Звездочка. (желтый цвет, один-много)» для деток 2 лет (комплексное развитие) Тема : «Время суток НОЧЬ, звезды и месяц» Цель: добиться эмоционального отклика творческого процесса. Задачи: -знакомство с понятием ночь,.

Мастер-класс «Развитие музыкальности у детей младшего школьного возраста при помощи игры на музыкальных инструментах» Цель: Повышение профессионального уровня педагогов. Задачи:1) Показ основных исполнительских приёмов на детских музыкальных инструментах.

Методические рекомендации на тему «О структуре музыкальности» Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках.

Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ВОСПИТАННИКОВ Лемберг Тамара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное развитие музыкальности детей-дошкольников.
Опубликовано: 5 мая 2016 в 11:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД