Получи документы

Коммуникативное развитие дошкольника

Федорова Наталья
Коммуникативное развитие дошкольника

Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника сегодня является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка, значением дошкольного детства в развитии личности человека.

Общение имеет решающее значение для психического развития человека.

Публикация «Коммуникативное развитие дошкольника» размещена в разделах

Большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр. ; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это совсем не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я», что коренным образом меняет отношение к нему.

Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.

Необходимо отметить, что немаловажную роль в умении контактировать со сверстниками играет семья. Правильное взаимодействие родителя и ребенка закладывает уверенный и твердый фундамент для будущего умения строить отношения с окружающими людьми. Именно семья – источник благополучия и уверенности ребенка в будущем.

Речевая деятельность детей дошкольного возраста охватывает различные виды говорения (рассказ, беседа, диалог, рассуждения, сообщения и т. п.) и слушания, которые реализуются на специально организованных занятиях по развитию речи.

Ребенок учится высказывать свое мнение, следить за сюжетом сказки или поучительной истории, пробует уже в дошкольном возрасте давать оценку действиям и эмоциям героев: хорошо или плохо поступил тот или иной персонаж, почему он так поступил и т. д.

Оценивая развитие ребенка, необходимо анализировать комплексное умение, которое характеризует успешность речевого взаимодействия, развитость коммуникативной компетентности.

При этом выделяются следующие коммуникативно-речевые действия :

умение анализировать эмоциональное и информационное содержание;

умение устанавливать контакт с партнером общения с использованием невербальных и языковых средств;

умение воспринимать, понимать и применять средства общения (синтез когнитивных и контактных умений);

коммуникативно-речевые умения, характеризуется адекватностью речевых высказываний разной ситуации (оформление мысли в речь);

языковые (лингвистические) умения (владение словарем, звуковой и грамматической правильностью, интонацией, темпом, тоном, дикцией);

умение контролировать, оценивать, анализировать, варьировать речевое высказывание;

гибкость, вариативность, творчество в использовании средств общения.

Низкий уровень речевого развития ребенка имеет негативное влияние в каждом возрастном периоде детства, но негативность этого влияния на психическое развитие ребенка растет с возрастом.

Высокий уровень речевого развития ребенка дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок хорошо понимает слово, действия, признаки, категории, правильно использует метафору.

Ребенок часто вступает в контакт со сверстниками, общение носит интенсивный характер.

Таким образом, коммуникативно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста предлагаем рассматривать в совокупности взаимосвязанных составляющих: речевое развитие и коммуникативное развитие ребенка (в общении с родителями и сверстниками, особенности семейного общения с ребенком.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативное развитие дошкольника
Опубликовано: 18 января 2023 в 21:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД