Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]»

Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]»

Тема:

Звук [р].

Цель:

автоматизировать изолированный звук [р].

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении изолированного звука [р];

- активизировать словарный запас по теме: «Животные дикой природы».

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация изолированного звука [р]“» размещена в разделах

- развивать силу и высоту голоса, мелодику и тембр;

- совершенствовать пространственные ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

- воспитывать усидчивость.

Тип занятия:

закрепление.

Этап работы:

автоматизация звука.

Организационная форма проведения:

индивидуальная.

Возраст ребёнка:

6 лет.

Оборудование:

индивидуальное зеркало, логопедическое пособие для дыхательной гимнастики «Узнай, кто спрятался в зарослях», игрушки: Тигр большой и Тигр маленький (Тигрёнок), мяч.

Лингвистический материал:

звук [р].

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Зоопарк».

3) Дыхательная гимнастика «Узнай, кто спрятался в зарослях».

4) Игра «Песенка тигров».

3. Динамическая пауза «Прогулка».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Эхо».

2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [р]».

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

На столе учителя-логопеда находятся 2 игрушечных тигра: большой и маленький. Ребёнок заходит в кабинет. Учитель-логопед обращает его внимание на тигров.

Учитель-логопед:

- Посмотри, кто к нам пришёл. Правильно, это тигры. Посмотри, один из них большой, а другой – маленький. Как ты думаешь, зачем они к нам пришли? Посмотри, у них в лапах записка. Прочитаем её. В записке написано, что Тигрёнок не умеет рычать, и мама-тигрица привела его к нам, чтобы мы его этому научили. А ещё в записке написано, что папа-тигр заблудился в джунглях. Тигры просят у нас помощи. Поможем тиграм!

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).

- Научим тигрёнка выполнять артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка».

2) Пальчиковая гимнастика «Зоопарк» (на развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

- Покажем тиграм гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк».

В зоопарк пойдём скорей,

Много разных там зверей.

(«пройти» по столу указательным и средним пальцами обеих рук)

И колючие ежи,

(растопырить пальцы, как иголки ежей)

И клыкастые моржи,

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)

И огромные слоны,

(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних - это хоботы)

Уж невиданной длины,

(делать волнообразные движения правой рукой)

Зайцы трусливые,

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)

Птицы красивые.

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть.

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть»)

3) Дыхательная гимнастика «Узнай, кто спрятался в зарослях».

Учитель-логопед:

- Посмотри, кто-то спрятался в зарослях. Узнай, кто это. Для этого тебе нужно сильно подуть на заросли.

Кто там спрятался, узнай.

Побыстрее отгадай!

Дунь на заросли скорей

И увидишь, что за зверь!

Методические рекомендации:

1. Следить за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи при вдохе.

2. Следить за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки при вдохе.

3. Следить за тем, чтобы струя выдыхаемого ребёнком воздуха была сильной и целенаправленной (направленной на картинку).

4) Игра «Песенка тигров» (на автоматизацию изолированного звука [р]).

Учитель-логопед:

- Да это же папа-тигр! Посмотри, как тигрёнок обрадовался встрече с ним!

- А теперь поиграем в игру «Песенка тигров».

Встретились как-то два тигра: большой и маленький. И решили они спеть песенку. Большой тигр (тигр-папа) поёт громко («рычать»: произносить звук [р] громко, с силой в голосе). А маленький тигр поёт тихо («рычать»: произносить звук [р] тихо, слабым голосом). Проигрывать ситуацию несколько раз.

3. Динамическая пауза «Прогулка».

Учитель-логопед:

- А теперь поиграем с тиграми.

Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:

Шли по узенькой дорожке

Наши маленькие ножки.

Руки тоже помогали,

Все махали и махали.

(Маршировка на месте)

Остановка. Сели. Встали.

(Движения по тексту)

Снова дружно зашагали.

(Движения по тексту)

Хлынул ливень, грянул гром.

(Хлопки в ладоши)

Мы на цыпочках идём.

(Ходьба на цыпочках)

Отряхнули руки, ноги.

(Движения по тексту)

Не устали мы с дороги.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1) Игра «Эхо» (на развитие силы и высоты голоса, мелодики и тембра).

Учитель-логопед:

- Знаешь, рычать можно по-разному: громко, тихо, весело, сердито, устрашающе и т. д. Это зависит от силы и высоты голоса, от настроения и от других причин. Научим тигрёнка рычать разными способами. Поиграем в игру «Эхо». Я буду бросать тебе мяч и рычать, а ты слушай внимательно. Потом ты бросишь мне мяч и прорычишь так же, как я рычала. (Учитель-логопед бросает мяч ребёнку и произносит звук [р] («рычит») по-разному: громко, тихо, робко, смело, весело, сердито, удивлённо, устрашающе. Ребёнок бросает мяч учителю-логопеду и повторяет его рычание, как эхо.)

2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [р]» (на совершенствование фонематических процессов).

Учитель-логопед:

- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [р]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [р], хлопай в ладоши.

- [р], [л], [j], [р], [л,], [р,], [j], [р], [л], [р,], [л,], [р].

- Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- Ну вот, тигрёнок научился рычать и нашёл своего папу. Теперь им пора возвращаться домой. Попрощайся с ними.

- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [р])

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» Цель: Автоматизация звука Р Образовательные задачи: • Активизировать словарный запас по теме «Весна». • совершенствовать умение выделения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]»
Опубликовано: 1 мая 2015 в 11:23
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД