Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»

Елена Регусевич
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»

Интеграция областей :

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи:

Обучающие:

- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.

- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.

Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах

- Обеспечить узнавание новых слов и их значений: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».

Развивающие:

- Обеспечить развитие внимания.

- Обеспечить развитие творческих способностей детей.

- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.

- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.

Воспитательные:

- Пробудить чувство любви к Родине через изучение традиций народной культуры.

- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.

- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию, заучивание пословиц о труде.

Материал: презентация, интерактивная доска; тряпичные куклы; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Колокольчик», корзина; по три круга (диаметр-18 см, 16 см, 14 см) ткани разного цвета на каждого человека, квадрат белой ткани (12х12 см) на каждого человека, вата, хлопчатобумажные нитки, ножницы.

I. Вводная часть

Звучит русская народная мелодия, входит воспитатель в русском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла потрудиться,

Знаниями поделиться!

Вышла с вами поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: да.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в прошлое, у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)

Ты клубочек нас веди,

Старину нам покажи

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

II .Основная часть

1. Воспитатель подводит детей к свернутому лоскутному одеялу, рядом на отдельном лоскутке загадка.

Воспитатель:

Кто загадку отгадает,

Одеяло раскрывает.

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно (кукла).

Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла находится в одеяле.

(раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)

Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана (ответы детей

Далеко мы с вами шли,

Куклу древнюю нашли.

Вы садитесь поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки

Без утайки, без прикрас.

Нам опять нужна помощь, вот только чья?

Слушайте внимательно загадку.

Рта нет, языка нет,

А говорит о каждом. (Зеркало)

Молодцы, отгадали.

Вот оно волшебное зеркало (указывает на интерактивную доску)

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)

Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. (слайд)

Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.

Одни куклы игровые, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. (слайд)

Другие нужны были для обрядов.

Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний.

. Загадаешь, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало. (слайд)

Третьими же не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. (слайд) Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.

«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. (слайд)

А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку. (дети подходят к небольшому столику)

2. Д/и «Собери картинку»

Воспитатель: Дети, что у вас получилось?

Дети: Колокольчик.

Воспитатель: (достает куколку, звенит) Кукла «колокольчик» - обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.

(Раздается звон колоколов)

Воспитатель: Слышите, к нам приближается праздник Пасхи. Празднование Пасхи – многовековая народная традиция, так как на Руси еще до христианизации это был праздник пробуждения природы и начала весны.

Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры – расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол: Пасху и Пасхальную Голубку.

Таких кукол для украшения дома делали за неделю до наступления Пасхи к Вербному Воскресенью. Их ставили на окно, чтобы показать, что здесь ждут наступления Светлого Христова Воскресенья. Позже кукол помещали на стол около пасхальных даров.

Самая красивая праздничная кукла так и называется – кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь. Такая кукла-оберег была необычайно прекрасным и дорогим подарком на светлый праздник.

Пасхальная голубка — символ вселенской любви, а для христиан также символ благой вести. Делалась на Пасху, чтобы очиститься, обновиться, помянуть ушедших, пожелать здоровья близким и позаботиться о чистоте помыслов: никому не желать зла. Хранилась до следующей Пасхи в красном углу, оберегая дом от недобрых вестей.

И вот наступал великий праздник – светлое Христово Воскресение. После посещения церкви, дома устраивалось торжественное праздничное застолье. После него следовали развлечения, всевозможные игры, в основном с пасхальными яйцами, уличные гуляния и катание на качелях.

Давайте и мы с вами поиграем!

3. Народная подвижная игра «Коза»

4. Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какой-то сундучок, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать и з этих лоскутков (ответы детей)

Правильно, ребята, давайте сделаем куклу-оберег «Колокольчик». Присаживайтесь за стол, делу время, потехе час!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

5. Изготовление куколки «Колокольчик»

(на интерактивной доске изображение технологической карты)

Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.

Во время работы тихо звучит народная музыка.

Воспитатель: Какие замечательные куколки у вас получились, хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться.

Клубочек нас вернет обратно,

В пути не будем мы скучать,

Преодолеем все преграды,

Нам кукла будет помогать!

Итог.

- Что нового вы узнали, ребята?

- С какими куклами мы сегодня познакомились?

-О каком празднике мы с вами говорили?

-Где жили вепсы, как назвалась кукла, которую они делали?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Теремок» Конспект интегрированного физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки " Теремок" для детей средней группы Цель: приобщение.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: Режиссёрская игра по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Педагогическая цель Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, совершенствование всех.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской матрешкой» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней группы «Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой».

Конспект занятия коммуникация во II младшей группе «Знакомство с русской народной сказкой «Коза-дереза»» Чтение художественной литературы Тема НОД: ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА». Тип НОД: изучение нового материала. Вид НОД: игровая,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Образовательная область: речевое развитие Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели». Программное содержание: - познакомить.

Конспект занятия по пересказу русской народной сказки «Лиса и козел» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного.

Конспект занятия в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Реализация образовательных областей: «Коммуникация», «Познание». Цели: Продолжать.

НОД «Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом» (вторая младшая группа) НОД "Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом. " для детей второй младшей группы. Цели: - воспитывать.

Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа)Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.

Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка»Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка» Цель занятия: Приобщение детей к русской народной культуре, знакомство с народными промыслами и традициями, устным народным творчеством,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»
Опубликовано: 9 сентября 2015 в 10:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД