Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц «В гости к бабушке Забавушке» в подготовительной группе

Оксана Прудникова
Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц «В гости к бабушке Забавушке» в подготовительной группе

Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

Тема: В гостях у бабушки Забавушки

Цель: продолжать учить раскрывать иносказательный смысл пословицы

Задачи:

• Познакомить детей с новой пословицей. Учить понимать смысл пословиц.

• Обогащать представления о труде людей.

• Формировать навыки сотрудничества в продуктивной деятельности

• Развивать ассоциативность мышления, речевую активность, доказательность и образность речи.

• Приобщать к национальной культуре, вызвать интерес к изучению пословиц.

• Воспитывать уважение к чужому труду.

Интеграция: чтение художественной литературы-познание-коммуникация

Необходимое оборудование: игрушка Домовёнок, рис, поднос, печь, ступка, проектор, компьютер, листы бумаги, карандаши, модели источников исследования пословицы.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель в роли бабушки Забавушки приглашает детей в гости. Но чтобы попасть в дом необходимо выстроить мостик из пословиц о труде. (дети называют пословицы и выстраивают мостик из модулей)

Слышен голос недовольного Домовёнка Кузи.

-Так, это положил, это положил. Ну вроде готов.

Воспитатель:

-Кто же это может так ворчать за печкой (Домовёнок Кузя)

-Кузя, это ты?

Появляется Домовёнок из-за печки в китайской шляпе и с чемоданом.

Воспитатель:

-Ты куда собрался?

Кузя:

-В Китай

Воспитатель:

-Зачем так далеко?

Кузя:

-Да я тут случайно вот в книге прочитал загадку "В каждом зёрнышке риса есть капля пота". Хотел узнать отгадку, а рис у нас оказывается не растёт, а растёт в Китае, вот я и собрался.

Воспитатель:

-Ребята, а вы согласны с Кузей, что это загадка (нет)

А что это (пословица)

Кузя: А что такое пословица (предложение в котором есть тайный смысл и она чему-то учит)

Кузя:

-Да какой тут тайный смысл? Простая загадка!

Воспитатель:

Давайте докажем домовёнку, что это пословица и раскроем ее тайный смысл.

2. Практическая часть.

2.1. Беседа воспитателя

• Дети, скажите, пожалуйста, ели ли вы когда-нибудь рисовую кашу? Вкусная ли она?

• А из чего варят эту кашу?

• Вам приходилось видеть эту крупу? Держали ли вы её в руках?

• Сейчас я предложу всем вам потрогать рис руками, он находится здесь на подносе, и каждый из вас возьмёт в горсточку рис и просыплет его на поднос, ощутив крупинки между ладонями. (Воспитатель подаёт всем поднос с рисом, дети просыпают рис между ладошками, потом вытирают руки салфетками.)

• Ребята, когда вы просыпли рис ладошками, заметили ли вы там пот? Каким был рис – влажным или сухим?

• В чем же мы убедились? Какой рис – сухой или влажный?

• Почему же тогда китайцы утверждают, что в каждом зёрнышке риса есть капля пота? Может быть, она спряталась внутри? Давайте растолчём зёрнышки риса в ступке, посмотрим, какая получится мука – влажная или сухая (воспитатель толчёт рис, а дети трогают)

• Какой вывод мы можем сделать (рис сухой)

• Как мы это выяснили? С помощью чего (с помощью рук)

(воспитатель ставит модель «руки»)

• Где мы можем ещё узнать о значении пословицы (из книги)

Воспитатель выставляет модель «книга»

• К сожалению у нас словарь только русских пословиц, а мы уже знаем, что это китайская пословица.

Дети предполагают, что можно узнать в интернете.

Воспитатель выставляет модель «интернет»

2.2. Просмотр презентации или фильма «Как выращивается рис"

• Ребята, для того, чтобы понять смысл пословицы, необходимо узнать, как же растёт рис, как его выращивают.

• А видел ли кто-нибудь из вас, как растёт рис (нет)

• И это неудивительно – ведь в нашей стране климат недостаточно тёплый и недостаточно влажный для того, чтобы мог вырасти рис. Он произрастает в теплых странах, в том числе и в Китае.

Воспитатель показывает презентацию и задаёт вопросы по содержанию слайдов. Дети рассуждают по ходу презентации.

Физ минутка

Дети, а вы пробовали наклониться?

Давайте встанем и наклонимся. Достанем ладошками пол! Ещё раз! И ещё! (5–7 наклонов). Устали? Давайте востановим дыхание, сделав соответствующие упражнения, и сядем, продолжим наш разговор.

• Так правильна ли эта пословица? Правдива ли она?

• Может быть, пословица содержит какой-то скрытый смысл? Давайте вместе подумаем, почему так говорят в Китае?

• Как вы думаете, почему в пословице упомянуто слово "пот"? Когда человек может вспотеть (Рис выращивать очень тяжело, и человек проливает много пота для того, чтобы получить урожай)

• Понятно ли нам теперь, что означает эта пословица?

• А какие зёрна у нас в России выращивают (Рожь, пшеницу.)

• А есть ли в русском языке похожие пословицы про выращивание урожая (В каждой крошке хлеба труд.

В каждом зёрнышке пшеницы- сила солнышка храниться.)

• Что эти пословицы означают (дети рассуждают)

• Какие душевные качества нужны человеку, чтобы выращивать рис, пшеницы, ржи и т. д. (Терпение, трудолюбие, ответственность, старание.)

2.3. Игра «Нарисуй пословицу»

Воспитатель предлагает разбиться на пары и нарисовать схему к пословице «В каждом зёрнышке риса есть капля пота»

Организуется выставка.

3. Итоговая часть.

Воспитатель:

• Кузя, ты теперь понял, что это не загадка, а пословица?

Кузя: Да

Воспитатель: Давайте напомним кузе что такое пословица?

• Смогли мы помочь Кузе понять тайный смысл пословицы?

• Как мы выясняли смысл пословицы (дети отвечают с помощью моделей "руки","книга","интернет"

• В каких случаях можно применить эту пословицу (дети рассуждают)

Отвечают по моделям

Прикреплённые файлы:

ris-3_4hmvt.pptx | 3513,12 Кб | Скачан: 173
 
Публикации по теме:

«Составление творческих рассказов по пословицам»«Составление творческих рассказов по пословицам» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Составление творческих рассказов по пословицам. Цель: Обучение составлению.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц «В гости к бабушке Забавушке» в подготовительной группе
Опубликовано: 8 августа 2013 в 14:56
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...