Лучший педагог года

Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц «В гости к бабушке Забавушке» в подготовительной группе

Оксана Прудникова
Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц «В гости к бабушке Забавушке» в подготовительной группе

Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

Тема: В гостях у бабушки Забавушки

Цель: продолжать учить раскрывать иносказательный смысл пословицы

Задачи:

• Познакомить детей с новой пословицей. Учить понимать смысл пословиц.

• Обогащать представления о труде людей.

• Формировать навыки сотрудничества в продуктивной деятельности

• Развивать ассоциативность мышления, речевую активность, доказательность и образность речи.

• Приобщать к национальной культуре, вызвать интерес к изучению пословиц.

• Воспитывать уважение к чужому труду.

Публикация «Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц „В гости к бабушке Забавушке“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Интеграция: чтение художественной литературы-познание-коммуникация

Необходимое оборудование: игрушка Домовёнок, рис, поднос, печь, ступка, проектор, компьютер, листы бумаги, карандаши, модели источников исследования пословицы.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель в роли бабушки Забавушки приглашает детей в гости. Но чтобы попасть в дом необходимо выстроить мостик из пословиц о труде. (дети называют пословицы и выстраивают мостик из модулей)

Слышен голос недовольного Домовёнка Кузи.

-Так, это положил, это положил. Ну вроде готов.

Воспитатель:

-Кто же это может так ворчать за печкой (Домовёнок Кузя)

-Кузя, это ты?

Появляется Домовёнок из-за печки в китайской шляпе и с чемоданом.

Воспитатель:

-Ты куда собрался?

Кузя:

-В Китай

Воспитатель:

-Зачем так далеко?

Кузя:

-Да я тут случайно вот в книге прочитал загадку "В каждом зёрнышке риса есть капля пота". Хотел узнать отгадку, а рис у нас оказывается не растёт, а растёт в Китае, вот я и собрался.

Воспитатель:

-Ребята, а вы согласны с Кузей, что это загадка (нет)

А что это (пословица)

Кузя: А что такое пословица (предложение в котором есть тайный смысл и она чему-то учит)

Кузя:

-Да какой тут тайный смысл? Простая загадка!

Воспитатель:

Давайте докажем домовёнку, что это пословица и раскроем ее тайный смысл.

2. Практическая часть.

2.1. Беседа воспитателя

• Дети, скажите, пожалуйста, ели ли вы когда-нибудь рисовую кашу? Вкусная ли она?

• А из чего варят эту кашу?

• Вам приходилось видеть эту крупу? Держали ли вы её в руках?

• Сейчас я предложу всем вам потрогать рис руками, он находится здесь на подносе, и каждый из вас возьмёт в горсточку рис и просыплет его на поднос, ощутив крупинки между ладонями. (Воспитатель подаёт всем поднос с рисом, дети просыпают рис между ладошками, потом вытирают руки салфетками.)

• Ребята, когда вы просыпли рис ладошками, заметили ли вы там пот? Каким был рис – влажным или сухим?

• В чем же мы убедились? Какой рис – сухой или влажный?

• Почему же тогда китайцы утверждают, что в каждом зёрнышке риса есть капля пота? Может быть, она спряталась внутри? Давайте растолчём зёрнышки риса в ступке, посмотрим, какая получится мука – влажная или сухая (воспитатель толчёт рис, а дети трогают)

• Какой вывод мы можем сделать (рис сухой)

• Как мы это выяснили? С помощью чего (с помощью рук)

(воспитатель ставит модель «руки»)

• Где мы можем ещё узнать о значении пословицы (из книги)

Воспитатель выставляет модель «книга»

• К сожалению у нас словарь только русских пословиц, а мы уже знаем, что это китайская пословица.

Дети предполагают, что можно узнать в интернете.

Воспитатель выставляет модель «интернет»

2.2. Просмотр презентации или фильма «Как выращивается рис"

• Ребята, для того, чтобы понять смысл пословицы, необходимо узнать, как же растёт рис, как его выращивают.

• А видел ли кто-нибудь из вас, как растёт рис (нет)

• И это неудивительно – ведь в нашей стране климат недостаточно тёплый и недостаточно влажный для того, чтобы мог вырасти рис. Он произрастает в теплых странах, в том числе и в Китае.

Воспитатель показывает презентацию и задаёт вопросы по содержанию слайдов. Дети рассуждают по ходу презентации.

Физ минутка

Дети, а вы пробовали наклониться?

Давайте встанем и наклонимся. Достанем ладошками пол! Ещё раз! И ещё! (5–7 наклонов). Устали? Давайте востановим дыхание, сделав соответствующие упражнения, и сядем, продолжим наш разговор.

• Так правильна ли эта пословица? Правдива ли она?

• Может быть, пословица содержит какой-то скрытый смысл? Давайте вместе подумаем, почему так говорят в Китае?

• Как вы думаете, почему в пословице упомянуто слово "пот"? Когда человек может вспотеть (Рис выращивать очень тяжело, и человек проливает много пота для того, чтобы получить урожай)

• Понятно ли нам теперь, что означает эта пословица?

• А какие зёрна у нас в России выращивают (Рожь, пшеницу.)

• А есть ли в русском языке похожие пословицы про выращивание урожая (В каждой крошке хлеба труд.

В каждом зёрнышке пшеницы- сила солнышка храниться.)

• Что эти пословицы означают (дети рассуждают)

• Какие душевные качества нужны человеку, чтобы выращивать рис, пшеницы, ржи и т. д. (Терпение, трудолюбие, ответственность, старание.)

2.3. Игра «Нарисуй пословицу»

Воспитатель предлагает разбиться на пары и нарисовать схему к пословице «В каждом зёрнышке риса есть капля пота»

Организуется выставка.

3. Итоговая часть.

Воспитатель:

• Кузя, ты теперь понял, что это не загадка, а пословица?

Кузя: Да

Воспитатель: Давайте напомним кузе что такое пословица?

• Смогли мы помочь Кузе понять тайный смысл пословицы?

• Как мы выясняли смысл пословицы (дети отвечают с помощью моделей "руки","книга","интернет"

• В каких случаях можно применить эту пословицу (дети рассуждают)

Отвечают по моделям

Публикации по теме:

«Составление творческих рассказов по пословицам»«Составление творческих рассказов по пословицам» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Составление творческих рассказов по пословицам. Цель: Обучение составлению.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц «В гости к бабушке Забавушке» в подготовительной группе
Опубликовано: 8 августа 2013 в 14:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД