Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Январь рождественский»

Катерина Дерканосова
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Январь рождественский»

Программное содержание:

• социокультурное развитие дошкольников, посредством приобщения детей к обычаям и традициям русского народа;

развивать речь, внимание, память, мышление, положительные эмоции;

• воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма;

• расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях; расширить знания о празднике Рождестве;

Публикация «Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе „Январь рождественский“» размещена в разделах

• закрепить знания детей о зиме и ее приметах;

• закрепить образование уменьшительно-ласкательных существительных;

развивать зрительное внимание и память;

• учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора;

развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.

• расширять и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и др.) .

• совершенствовать технику рисования концом кисти; развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

активизация словаря: эскиз, мастерица, кружево, палочки-коклюшки, колядки.

Оборудование и материалы:

• презентация, мнемотаблица.

• музыка и декорация к театрализации;

• снежинки, мяч, кисточки тонкие, краска белая гуашевая, лист фиолетового цвета.

Логика развития занятия.

- Сегодня на улице морозно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это солнце. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

Сегодня у нас в группе гости. Мы согрели их нашими улыбками. А теперь давайте поздороваемся с ними и присядем на свои места.

- Ребята, отгадайте загадку:

«Знакомы нам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом.

Хоть в снег закуталась сама

Кто гостья грозная?»

Дети: зима.

- Верно.

Идет волшебница - зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на ветках дубов.

Легла волнистыми коврами.

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою.

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. А. С. Пушкин

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Верно это снежинка. Кто же нам прислал снежинку? Какие они – зимние снежинки?

- Когда падает много снега кругом, как это называется?

– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплет за щёчки, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вам нужно подобрать характерный рисунок к названному явлению (ребёнок подходит к доске, выбирает соответствующий рисунок-символ, называет, прикрепляет).

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .

- Да, ребята, зимой все покрыто белым снегом, а мы сейчас поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить строчки словами похожими на слово «Снег»

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки серебристые (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает (снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка)

На снегу – то, посмотри с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

- Сейчас я буду раздавать снежинки каждому, но не просо так, а нужно будет поиграть. Для этого предлагаю встать в кружок как вначале занятия. Я буду кидать мяч и называть слово, а вы будете говорить это слово ласково и возвращать мяч.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец

Ветер- ветерок Горка – горочка

Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

Педагог раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится (стоя в кругу). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Педагог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

- Снежинки улетели и пригласили нас присесть на свои места и поиграть дальше.

- Давайте, ребята, вспомним какие зимние месяцы вы знаете? (показать картинки). Сегодня я вам расскажу о январе. Январь-2й месяц зимы.

«Солнце на лето-зима на мороз» - гласит народная пословица.

Январь, по старинному присловью, принято было называть «крышей зимы», «шапкой». Очень правильно сказано - «шапка». Если зайти в хвойную чащобу, оступиться, то вот уже целая шапка нависла над тобой. Присмотришься, и увидишь на снегу много-много следов. Догадайтесь, чьи это следы на снегу.

Д/ игра: «Догадайтесь по следу».

Пальчиковая игра (поиграем «В следы» пальчиками) :

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!

Ладонями рук дети изображают открытую книгу.

Закрывают «книгу».

Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.

Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.

- Ребята, Январь- это снег, холод, стужа. Все приметы января связаны с морозом. Какие народные приметы о январе вы знаете?

1. Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают. Денис

2. Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью. Элина.

3. В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший. Варвара.

4. Дрова горят с треском – к морозу. Саша

5. Зайцы держатся около жилья – к морозам. Айлина.

- действительно, не зря говорят, что в январе и горшок на печи замерзает.

Театрализация.

Кроме Нового года народ отмечает Рождество Христово. Это религиозный праздник. (Само слово, Рождество, говорит о том что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий). После Рождества Христова на Руси начинались Святки. От избы к избе ходили колядовщики. Парни и девчата рядились ходили по домам поздравляли с праздником.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

Пойдёмте, ребята, калядовать.

В доме сидят дед с бабой.

Дед: А помнишь, баба, как раньше было весело? Когда мы были молодыми ходили по избам, колядки пели, хозяев величали. Святки справляли.

Баба:

-А помнишь, сколько ряженых было?

Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки. А святки начинались с Рождественского сочельника.

Ой, кто – то стучится в дом. Да это колядовщики.

Дед:

Зачем пришли?

Дети отвечают: колядовать.

Колядовщик. Айлина.

- Позвольте в горницу зайти. Здравствуй хозяин, добрый вечер, хозяюшка! Во горенку войти да на лавочку сесть.

На лавочку сесть да песенку спеть.

Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печи

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

Колядовщик Даша Нугаева

Нынче Ангел к нам спустился

И пропел «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить

А вас с праздником поздравить.

Колядовщик Варвара.

Коляда, коляда!

Ты подай нам пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком.

Колядовщик Элина.

Ты нас будешь дарить-

Мы будем хвалить,

А не будешь дарить

Мы будем корить.

Коляда, коляда

Подавай пирога.

Колядовщик Денис.

Я – маленький мальчик,

Сел на стульчик,

В дудочку играю,

Всех поздравляю,

С Христовым Рождеством.

Дед:

- Порадовали нас гости дорогие. Вот вам угощения. Милости просим.

Колядовщик6

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

Проходят на свои места.

- Долго кружились сегодня снежинки. И на рождественских колядках успели побывать. А вам нравится рассматривать снежинки или оконное стекло, покрытое ледяным узорами?

- многие верят, что такие чудеса случаются, если в окно заглянула Снежная королева, пролетая над нашим детским садом. От её холодно дыхания и распускаются на окне чудесные ледяные цветы, вырастают морозные веточки и листочки. Презентация.

На окне, серебряном от инея

За ночь хризантемы расцвели

В верхних стёклах – небо ярко-синее,

И застреха в снеговой пыли.

- Ребята, я вам приготовила изображения кружевных салфеток и платков.

- с Давних времён в городе Вологда создавали эту красоту мастерицы-кружевницы (репродукция Тропинина «Кружевница»)

- В избе у тёплой печи сидит девшка-мастерица. Смотрит она морозный узор и старается создать такой же в своём кружеве. Быстро мелькает у мастерицы в руках палочки-коклюшки с намотанными на них нитками.

- На специальной подушке – рисунок узора, который она собирается плести. Надо быть внимательной и аккуратной. Ошибёшься, перепутаешь нитки – придётся начинать работу заново. Закрепляет мастерица булавками несколько нитей по краю рисунка и начинает перекладывать тонкие коклющки в тонкие косички.

- Предлагаю нарисовать вам красивы морозные узоры для января – месяца.

Вы будете мастерами и мастерицами. Для того, чтобы придумать свой узор внмательно рассмотрите на образце перед вами элементы узора – в виде цветочка, лепестка, где есть такие элементы, как кружочки, точки, подводка по контуру. Инструментами будут вам служить кисть и краски. Следует рисовать узор концом кисточки.

- Молодцы! Какие красивые узоры у вас получились. Да все разные.

- А пока рисунки-узоры для января месяца сохнут на столе, пройдём к доске в полукруг, для того, чтобы вспомнить, где успели покружится снежинки и на каком празднике мы сегодня побывали?

- О каком времени года мы говорили?

- всё верно, мы вспомнили зиму, её приметы. Говорили о январе, поиграли в колядки и сделали подарок для волшебного января-месяца в виде «вологодского» морозного узора. На этом занятие завершилось. Прощаемся с гостями. И уходим в группу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы»Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Пчёлки спешат на помощь» Конспект интегрированного занятия на тему: «Пчёлки спешат на помощь» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование математических.

Интегрированное занятие по речевому развитию в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты» Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты». Цели: Познавательные: формировать познавательную сферу, расширять и укреплять.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе на ноябрь-январь Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе ноябрь - январь (В. В. Гербова)Тема недели «Моя Россия, моя Москва» Занятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Январь рождественский»
Опубликовано: 22 января 2020 в 11:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД