Елена Хоруженко
Конспект итогового логопедического занятия «В гостях у царицы-Осени»
Цели:
Выявить уровень сформированности грамматических категорий (от-носительные и притяжательные прилагательные, связной речи (составле-ние простого предложения, состояния словаря (слова-антонимы, обоб-щающие понятия, мелкой моторики (обводка по контуру). Систематизи-ровать и обобщить знания детей по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные» «Деревья».
Оборудование:
Публикация «Конспект итогового логопедического занятия „В гостях у царицы-Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
«Сорока (плоскостное изображение) с письмом в конверте», «Лист-самолет», магнитофонная звукозапись, натуральные листья деревьев, кон-турное изображение кленового листа (5 штук, карандаши, д/игра «Чей домик», д/игра «Чей хвост, чья голова», магнитная доска, плоскостное изо-бражение овощей и фруктов, корзина с натуральными фруктами, маски-изображения фруктов.
Ход занятия:
I. Мотивационный момент.
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы побываем с вами в сказочной стране, а кто является ее хозяйкой вы узнаете, отгадав мою за-гадку:
Рукой взмахнула – дождь пошел,
Другою – гром загрохотал.
Листву раскрасила кругом
И в ветках ветер засвистал.
Теперь мы знаем, кто она,
Что подарила неба просинь.
Наступят скоро холода,
А незнакомка эта - (Осень)
Осень – сказочно красивое время года!
Ой, ребята, смотрите! Сорока принесла нам на хвосте какую-то новость. Давайте прочитаем!
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, где правит царица –Осень, случилась беда: злой волшебник Ураган налетел на эту сказочную страну и навел там огромный беспорядок, все перепутал».
Ребята, я предлагаю не медлить и отправиться на помощь в Осен-нее Царство! Вы согласны? А полетим мы туда на листе-самолете, кото-рый для нас доставили слуги Королевы –Осени.
Садитесь поудобнее, закрывайте глазки, а я произнесу заклинание.
(Звучит музыка)
Лети, лети, осенний листок,
Через запад, на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты Земли,
Быть по-нашему вели!
(хором) Хотим оказаться в Царстве Осени!
II. Ну вот, дети, мы и приземлились. Посмотрим, что же в этом сказочном Царстве натворил злой Ураган.
Ой, ребята, смотрите! По- моему, с жителей этой страны злой Волшебник сорвал их осенние одежды и перепутал их. Давайте разберемся, с какого дерева лист?
Д/игра «С какого дерева лист?».
Дети по очереди поднимают с «земли» по одному листу и говорят:
«У меня лист с клена – кленовый лист,
У меня лист с рябины – рябиновый лист» и т. д.
III. «Подарок для Осени»
А сейчас я предлагаю вам для Осени сделать подарок – нарисовать клено-вый осенний лист (обводка по контуру).
Дети обводят контурное изображение (звучит музыка, логопед читает сти-хотворение) :
Кленовый листочек на ветке качался,
От сильного ветра внезапно сорвался,
И он полетел, словно быстрая птица.
Все время мечтал он летать научиться.
Несется он вдоль и смеется от счастья,
И все нипочем ему – холод, ненастье.
Скажите, ребята, как называется явление природы, когда летят листья? (листопад).
IV. Ну что, продолжим наводить порядок?
Звери, испугавшись злого Урагана, разбежались в разные стороны и пере-путали свои домики.
1. Д/игра «Чей домик?»
Дети строят предложения типа: «Белка живет в дупле»,
«Лиса прячется в норе»,
«Медведь спит в берлоге»,
«Волк живет в логове»,
«Заяц прячется под кустом».
А из домиков одни хвостики торчат.
2. Д/игра «Чей хвост?»
Я вижу заячий хвост, я вижу лисий хвост и т. д.
V. Речедвигательная минутка «Дождь».
Звучит шум дождя.
-Ой, ребята, смотрите, дождь пошел.
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
VI. Дети, даже дары Осени от страха позабыли, где они растут. Давайте им подскажем, кто живет в саду, кто в огороде
Так давай же, не зевай,
Вот он – новый урожай.
Соберем мы без заминки
Фрукты – овощи в корзинки.
(с использованием магнитной доски)
VII. Игра «Подскажи словечко».
Апельсин сладкий, а лук –… яблоко твердое, а слива –… капуста большая, а картошка – … чеснок горький, а персик –… слива маленькая, а апельсин - … персик мягкий, а яблоко –…
VIII. Драмматизация «Спор фруктов»
Ребята, Царица Осень для вас передала гостинцы.
Ой, что это я слышу?
Какой-то шум в корзине. Вы ничего не слышите? А вы, гости дорогие? А хотите услышать? Одну минутку, мы же находимся в сказочной стране.
Вокруг себя обернись,
В любимый фрукт превратись.
Дети одевают шапочки фруктов. Логопед начинает :
На базаре, на прилавках
На больших фруктовых лавках,
Удобно фрукты разместились
И меж собой разговорились,
Их спокойный разговор
Превратился в жаркий спор –
Кто вкуснее всех на свете,
Кого больше любят дети.
1. Я сочный рыжий апельсин,
Для всех я, фрукты, господин,
Имею очень важный вид,
Я толстой коркою покрыт.
В каждой дольке - сока сладость,
Всем ребятам просто радость.
2. Меня послушай, апельсин,
Ведь ты на свете не один.
Хоть хорош ты для ребят,
А о лимоне говорят:
«Если только заболеем,
В чай тогда кладем лимон,
Сразу станем здоровее,
Среди лекарств он – чемпион»
3. Ты, лимон, меня послушай,
Фрукта нет вкусней, чем груша.
Каждый будет очень рад
Ощутить мой аромат.
4. Не испугать банан жарой,
Под желтой плотной кожурой
Ароматная мякоть находится
И всем детям по вкусу приходится.
5. А меня все дети знают
И за вкус мой обожают.
Я – яблочко наливное,
Очень вкусное такое.
Логопед : «Кто же фруктов спор решит? Им продавщица говорит:
- Вам друзьями надо быть, без всех вас детям не прожить».
IX. Итог занятия.
Ну вот, ребята, кажется, везде мы порядок навели, всех рассудили – по местам распределили. Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в наш сказочный самолет.
«Возвращение в детский сад».
1,2,3,4,5 Вот и дома мы опять.
Дети, вам понравилось путешествовать? Мы попрощались с Осе-нью, а в следующий раз отправимся в гости к Зиме.