МААМ-картинки

Конспект комплексной тематической непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Осеннее путешествие»

Людмила Шестакова
Конспект комплексной тематической непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Осеннее путешествие»

Конспект комплексной тематической непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с упражнениями на развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики «Осеннее путешествие».

Публикация «Конспект комплексной тематической непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Осеннее путешествие“» размещена в разделах

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени : дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, уменьшение солнечного тепла и света, сокращение длительности дня, о подготовке всего живого к зиме, закрепить названия деревьев, учить различать деревья по внешним признакам цвету коры, расположению ветвей, толщине ствола, по форме листьев. Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать глаголы, существительные и прилагательные множественного числа, образовывать прилагательные от существительных, активизировать словарь по теме «Осень», упражнять в составлении описательного рассказа по картине, используя графический план. Продолжать развивать артикуляционную моторику. Продолжать работу над дыханием посредством упражнений и игровой ситуации, учить детей регулировать речевое дыхание, правильному чередованию вдоха и выдоха.

Материал: карта путешествия с указанием направления движения и остановок–заданий, картины с изображением осенних месяцев (сентября, октября, ноября); конверт с игрой «Сосчитай: один, три, пять» : существительные в единственном числе: месяц, дождь, лужа, урожай, дерево, лист, фрукт, яблоко, апельсин, овощ, помидор, перец; конверт с игрой «Один -много» : предложения с существительными в единственном числе, мольберт с нарисованной рекой, зеркала для артикуляционной гимнастики по количеству детей; картинки для артикуляционной гимнастики: «Воздушные шары», «Окошко», «Чашка», «Варенье», «Гриб», «Мост»; сундучок с изображением деревьев : береза, тополь, дуб, клен, ива, рябина, веточка сосны. Магнитофон с записью шума ветра, обруч с осенними листьями, картина для описания, графический план для описания картины.

Ход

Пальчиковая игра: «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого).

Будем листья собирать (Сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по своим коленям средним и указательными пальцами)

Методист: Ребята, к нам пришла гостья, угадайте кто она?

Входит Осень – воспитатель.

Осень – воспитатель. Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Кто я?

Предполагаемые ответы детей: осень

Осень-воспитатель. Ходит осень в вашем парке

Дарит осень всем подарки :

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Листья осень дарит вам

Осень-воспитатель. Ребята я вас приглашаю отправиться в осеннее путешествие. А поможет нам в этом карта.

(Воспитатель кладет карту на стол, рассматривает её вместе с детьми)

Осень-воспитатель. Подойдите к карте, посмотрите, на ней обозначены задания, а стрелочки указывают путь. Путешествие будет трудным, заданий много, некоторые сложные. Придется много думать. Вас это не пугает, справитесь? Ну что ж, тогда в путь.

Первое задание. Назовите осенние месяцы. На этой картине какой месяц изображен?

Предполагаемые ответы детей: сентябрь.

Осень-воспитатель. Как народ называет сентябрь?

Предполагаемые ответы детей: хмурень.

Осень-воспитатель : Как можно назвать осень в сентябре?

Предполагаемые ответы детей: золотая, богатая, красивая, рыжая, ранняя.

Осень-воспитатель. Дети, на этой картине какой месяц?

Предполагаемые ответы детей: октябрь или грязник.

Осень-воспитатель. Как можно назвать осень в октябре?

Предполагаемые ответы детей: дождливая, ненастная, пасмурная, ветреная, грустная, сырая.

Осень-воспитатель обращается к ребенку. На этой картине какой месяц?

Предполагаемый ответ ребенка: ноябрь или полузимник.

Осень-воспитатель : Как можно назвать осень в ноябре?

Предполагаемые ответы детей: поздняя, холодная, прощальная, унылая.

Осень-воспитатель. Чем отличается осень от других времен года?

Предполагаемые ответы детей: осенью бывает листопад, листья желтеют, опадают, засыхают.

Дополнительные вопросы Осени :

Что вы можете сказать про солнце осенью?

Предполагаемые ответы детей: плохо греет, светит, но не греет, мало солнечных дней. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

Осень-воспитатель. Посмотрите на картинки, какая погода бывает осенью?

Предполагаемые ответы детей: дождливая, холодная, ветреная, пасмурная.

Осень-воспитатель. Какое небо?

Предполагаемые ответы детей: хмурое, пасмурное, серое, тяжелое, облачное.

Осень-воспитатель. Что происходит осенью с деревьями, с листьями? Предполагаемые ответы детей: листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают, засыхают.

Осень-воспитатель. Деревья в конце осени стоят голые, они сбрасывают свои листья. Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?

Предполагаемые ответы детей: листопад.

Осень-воспитатель. Что происходит с травой?

Предполагаемые ответы детей: трава осенью желтеет, засыхает, увядает.

Осень-воспитатель. Что делают птицы осенью?

Предполагаемые ответы детей: улетают в теплые края, таких птиц называют перелетными.

Осень-воспитатель. Что делают осенью насекомые?

Предполагаемые ответы детей: прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.

Осень-воспитатель. Что делают осенью звери?

Предполагаемые ответы детей: звери готовятся к зиме. Одни впадают в спячку на всю зиму: ёж, медведь, барсук. Они лето и осень копят жир. Заяц, белка, лиса меняют шерсть на более теплую и чтобы их не было заметно зимой. Делают запасы на зиму- белки, мыши, ёж.

Осень-воспитатель : Что делают осенью люди, как они готовятся к зиме? Предполагаемые ответы детей: собирают урожай овощей и фруктов. Делают запасы на зиму: компоты, варенье, соленья.

Осень-воспитатель. Зачем деревья сбрасывают свои листья, звери меняют шерсть, птицы улетают на юг?

Предполагаемые ответы детей: все готовятся к зиме.

Осень-воспитатель. Молодцы! Всё правильно ответили! Порадовали Осень. Посмотрим на карту, на ней мы видим, что надо идти налево. Продолжим наше путешествие.

Вот 2 конверта. Посмотрим, что в них?

В первом конверте игра «Сосчитай один - три - пять».

Осень-воспитатель. Я буду называть слова, которые нужно сосчитать.

Предполагаемые ответы детей:

Один месяц, три месяца, пять месяцев.

Один дождь, три дождя, пять дождей.

Одна луна, три луны, пять лун.

Один урожай, три урожая, пять урожаев.

Одно дерево, три дерева, пять деревьев.

Один лист, три листа, пять листьев.

Один фрукт, два фрукта, пять фруктов.

Одно яблоко, три яблока, пять яблок.

Один апельсин, три апельсина, пять апельсинов.

Один овощ, три овоща, пять овощей.

Один помидор, три помидора, пять помидоров.

Один перец, три перца, пять перцев.

Осень-воспитатель : c этой игрой вы справились, а как вы справитесь с игрой «Один-много», которая в другом конверте?

Осень-воспитатель. Я говорю: «Наступил осенний день». Вы мне отвечаете: «Наступили осенние дни». На дереве желтый лист, продолжите Предполагаемые ответы детей: на деревьях желтые листья.

Осень-воспитатель. Плывет темная туча.

Ребенок продолжает: плывут темные тучи.

Осень-воспитатель. Идет холодный дождь.

Предполагаемый ответ ребенка: идут холодные дожди.

Осень-воспитатель. Дует сильный ветер.

Предполагаемый ответ ребенка: дуют сильные ветры.

Осень-воспитатель. Летит птичья стая.

Предполагаемый ответ ребенка: летят птичьи стаи.

Осень-воспитатель. Молодцы! Вы все правильно ответили.

Теперь можно идти дальше. Посмотрим карту, а путь наш лежит прямо, но впереди быстрая река. Чтобы перейти реку, вам нужно построить мост. В этом вам помогут волшебные зеркала. Берите зеркала, садитесь удобно. Если все правильно выполните, то появится мостик из картинок.

Артикуляционная гимнастика:

Осень-воспитатель. Ребята, вы любите играть шариками? Показывает картинку «Шарики». Дети выполняют. Прикрепляет картинку на мольберт, который стоит над «рекой».

Осень-воспитатель. Осенью мы часто смотрим в окно, узнать какая погода. Воспитатель показывает картинку, дети выполняют упражнение «Окошко». Воспитатель прикрепляет картинку на мольберт.

Осень-воспитатель. В холодную погоду мы любим сидеть за чашечкой чая. Воспитатель показывает картинку «Чашка», дети выполняют упражнение, прикрепляет картинку к мольберту.

Осень-воспитатель. С чаем мы любим есть вкусное варенье. Показывает картинку «Варенье» дети выполняют, показывает инструкцию как правильно работать язычком, прикрепляет картинку.

Осень-воспитатель. Покажите, какие осенью собираете грибы. Показывает картинку «Гриб», прикрепляет ее на мольберт.

Осень-воспитатель. Теперь построим мостик из язычка. Замечательно!

Прикрепляет последнюю картинку к мольберту. Дети выполняют упражнение. Воспитатель обращает внимание на язычок, дает инструкцию по выполнению упражнения.

Осень-воспитатель. Посмотрите, какой замечательный получился мостик через реку! Смотрите, по реке плывет лодка. Повторяйте за мной:

Ист, ист, ист прилетел кленовый лист

Ост, ост, ост, мы построим скоро мост.

Осень-воспитатель. Теперь мы можем перейти реку и продолжить свое путешествие. Открывает карту, смотрит. По карте впереди нас ждет лес. Отправляемся налево. А вот и деревья. Давайте поиграем в игру «Узнай какое дерево по коре, стволу и расположению веток,форме листика?»

Осень-воспитатель обращается к ребенку. Какое дерево?

Предполагаемый ответ ребенка: береза.

Осень-воспитатель. Почему ты так считаешь?

Предполагаемый ответ ребенка: цвет коры белый с черными пятнами, ветки раскидистые, листья похожи на монетки с зубчиками по краям.

Осень-воспитатель. Какое дерево?

Предполагаемый ответ ребенка: клен.

Осень-воспитатель. Почему ты решил, что это клен?

Предполагаемый ответ ребенка: дерево раскидистое, кора темно-серого цвета, листья похожи на звезду.

Осень-воспитатель. Какое дерево?

Предполагаемый ответ ребенка: тополь.

Осень-воспитатель. Почему это тополь?

Предполагаемый ответ ребенка: ствол серый, высокий. Листья овальной формы.

Осень-воспитатель. Как это дерево называется? Почему?

Предполагаемый ответ ребенка: дуб. Ствол могучий коричневого цвета, края листа в виде волны, кроме листьев у дуба есть желуди

Осень-воспитатель. Какое дерево?

Предполагаемый ответ ребенка: рябина. Ствол тонкий, прямой, цвет коричневый,дерево высокое, листья овальной формы расположены попарно. У рябины есть красные ягоды.

Осень-воспитатель : Молодцы! Хорошо узнаете деревья по стволу, коре и веткам. Как вы думаете, какие это деревья?

Предполагаемые ответы детей: лиственные.

Осень-воспитатель. Почему они без листьев?

Предполагаемый ответ детей: готовятся к зиме.

Осень-воспитатель. По карте, наш путь лежит к сундучку. Откроем сундук. Здесь листья. Может их ежик припрятал для своей норки. Ребята, поиграем в игру «Узнай листья». Я вам показываю лист, а вы мне говорите, с какого дерева этот лист, какой он. Например, лист с березы - березовый.

Осень-воспитатель. Лист клена, значит какой лист.

Предполагаемые ответы детей: кленовый.

Воспитатель показывает листья разных деревьев, дети угадывают.

Осень-воспитатель. Посмотрите дети, а здесь веточка все еще зеленая. От какого дерева эта веточка?

Предполагаемые ответы детей: от сосны.

Осень-воспитатель. Есть на этой веточке листья?

Предполагаемые ответы детей: на ней иголки.

Осень-воспитатель. Это какое дерево?

Предполагаемые ответы детей: хвойное.

Осень-воспитатель. Сегодня я вам подарю открытие, оказывается у сосны листья, называются хвоинками, они в виде игл. Они остаются на дереве 2-3 года, а потом опадают, но не все сразу, а по одной. Как называются листья у сосны?

Предполагаемые ответы детей: хвоинки.

Осень-воспитатель. Запомнили? Какие вы молодцы, порадовали меня своими знаниями. Ребята, слышите музыку?

Превратились все в осенние листочки.

Подвижная игра «Листья осенние»

Цель: координация речи с движениями.

(показывает воспитатель, дети выполняют)

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками вправо-влево)

Буд-то опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся).

(Слышится звук ветра. Фонограмма).

Осень-воспитатель. Подул холодный осенний ветер на листья. Дыхательная гимнастика: достает обруч с листьями, дует на листья не надувая щёк, долго и плавно. Один вдох и длинный плавный выдох.

Осень-воспитатель : Теперь подул порывистый ветер: делаем один вдох и три отрывистых выдоха на разные листочки, висящие рядом.

Осень-воспитатель. Ветер утих, листья улетели.

Воспитатель убирает обруч с листьями. Раскрывает карту, смотрит.

Осень-воспитатель. Посмотрите, а у нас последнее задание, называется «Опиши картину». В последнем задании я Вас приглашаю на свою любимую полянку. На этой полянке я часто гуляю со своим лучшим другом ветром. Присаживайтесь, полюбуйтесь на мою полянку. Расскажите, что на полянке изображено, по следующему плану.

Воспитатель показывает графический план. Приглашаются 2 ребенка для описания картины.

Осень-воспитатель. Молодцы! Закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать?

Предполагаемые ответы детей: да.

Осень-воспитатель. Почему понравилось?

Дети отвечают.

Осень-воспитатель. Мне с вами тоже понравилось путешествовать. Вы знаете отличие осени от лета, знаете, что делают животные, растения, люди осенью, вы узнаете деревья, по листьям и коре и мне очень понравилось, как вы описали мою любимую полянку.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание», во второй младшей группе. «В гостях у ёжика» Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) «Познание» во 2 младшей группе. Тема: «В гостях у ежика». Цель: закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексной тематической непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Осеннее путешествие»
Опубликовано: 28 мая 2013 в 21:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД