Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Моя Родина — Россия» (1 фото)

Татьяна Щербакова
Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Моя Родина — Россия»

Организационная информация: Данное занятие является итоговым по теме «Моя Родина-Россия»

Доминирующая образовательная область : Речевое развитие.

Вид деятельности детей Интеграция всех видов деятельности.

Игровая (художественно-творческая)

Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)

Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)

Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Тема образовательной деятельности: Символы России

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах

Методы и приемы реализации содержания занятия :

- словесные методы направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу с опорой на наглядный материал:

-вводная и обобщающая беседа, проблемного характера;

- отраженная речь ребёнка и взрослого;

-ответы на вопросы по знакомой картинке;

-самостоятельное описание знакомых картинок;

-спонтанная эмоционально окрашенная речь или рассказ по незнакомым картинкам;

-нормальная сформированная речь (беседы, просьбы и пр.)

-Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи.

-игровая познавательная мотивация речевого задания

-моделирование разных видов творческих произведений (стихов)

-демонстрация

-рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира.

-практические методы- направлены на формирование речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр

-хоровое и индивидуальное проговаривание

-проблемный анализ речевого творчества самим ребёнком или сверстниками

-упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний

-творческие задания

Традиционные методы логопедической работы :

-дыхательная гимнастика

-артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

-зрительная гимнастика

-развитие мелкой и общей моторики

-координация речи с движением

-развитие фонематического восприятия

-развитие фонематических представлений

- развитие лексико-грамматического строя речи

- развитие связной речи.

Использование элементов мнемотехники - обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи.

Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие

Возрастная группа: Группа компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Дети с ТНР

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о Родине; формирование лексико-грамматических категорий и связной речи

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».

-Расширение представлений детей о символах, достопримечательностях России

- Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа, согласование числительных с существительными в роде и числе, образование множественного числа имен существительных, относительных прилагательных, использование простых предлогов.

- Совершенствовать навыки: слогового анализа слов

- Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.

Развивающие:

- Развитие диалогической речи,

- Развивать связную речь.

- Развивать фонематический слух; зрительное восприятие; внимание; мышление.

- Развивать координацию речи с движением, длительный речевой выдох.

- Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность

Воспитательные:

Воспитывать уважение к различным символам России, к культуре, языку; воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе; воспитание чувства гордости за свой народ, за ее культурное наследие.

Воспитывать гордость за родную страну.

Планируемые результаты:

-Систематизированы представления о России, активизирован и актуализирован словарь по теме «Наша Родина — Россия».

-Расширены представлений детей о символах, достопримечательностях России.

- Способен образовывать существительных в форме родительного падежа, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, образует множественное число имен существительных)

- Совершенствованы навыки: слогового анализа слов

-Автоматизировано правильное произношение поставленных звуков

- Развивается диалогическая и связная речь.

- Развивается фонематический слух; зрительное восприятие; внимание; мышление.

- Совершенствуется координация речи с движением, длительный речевой выдох.

- Развиваются навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность

Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со сверстниками; сформированы нравственные и патриотические качества.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- карта, герб, флаг Российской Федерации; флаги и герб других стран

-иллюстрации с изображением Кремля, президента России.

-карточки с достопримечательностями, символами России упражнениями артикуляционной гимнастики., животными и их детёнышами.

-игра «Кто где живёт?»

-пазлы: берёза, ромашка.

-мнемотаблицы к стишкам о матрёшках.

-музыкальное сопровождение, колонка.

- символ-сердечко с достопримечательностями страны-России

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседа о России, её символах, достопримечательностях

Рассматривание карты России;; разучивание пословиц о Родине, выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики, работа с мнемотаблицами.

-Использование дидактических игр о животных и их детёнышах, о их жилище, частях тела, игры с предлогами.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

Введение в тему (создание проблемной ситуации

1. Орг. момент. Приветствие.

Логопед : Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

2. Проблемная ситуация.

Голос. -Доброе утро, ребята! (голос карты)

-Ребята, а кто ещё с нами поздоровался? Откуда доносится этот голос? (Дети определяют направление и место звучания фонограммы).

-Посмотрите, действительно, голос доносится с этого места. Что же это?

Дети: -Это карта.

Карта: Верно, ребята, я карта вашей страны, в которой вы живёте. Мне необходима ваша помощь! На мне были запечатлены все достопримечательности, символы нашей Родины. Достопримеча тельность — место, вещь или что-то живое, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо. Сердитые ветры похитили многие из наших чудес и разбросали их по всему миру. Не хотят злодеи, чтоб все люди мира знали о том, какая наша страна необыкновенная и гостеприимная. Только ваша смелость, дружба, сообразительность смогут мне помочь вернуть достопримечательности

Мотивация деятельности детей

Логопед : Ребята, карта сказала, что только мы сможем помочь ей. Как вы думаете, сможем мы справиться с таким сложным заданием? А какими мы с вами должны быть в этом путешествии?

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Логопед : Если нам в дороге нужна смелость, то мы должны стать какими?

Дети: смелыми.

Логопед : Если нам поможет в пути дружба, то мы должны быть какими?

Дети: дружными;

Логопед : Если для решения сложных задач нам понадобится сообразительность, то мы должны быть какими?

Дети: сообразительными.

II. Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Логопед : Карта какой страны нас с вами попросила о помощи?

Дети: Карта России

Логопед : Как иначе можно назвать нашу страну?

Дети: Отчизна, Родина, Россия, Русь, Российская Федерация.

Логопед : Какие пословицы и поговорки мы знаем о нашей Родине?

Дети:

• Нет в мире краше Родины нашей.

• Жить – Родине служить.

• Кто за Родину горой, тот истинный герой.

• Народы нашей страны дружбой сильны.

Родину-мать учись защищать.

Чистоговорки проговариваем с детьми:

АША-АША-АША — Россия — Родина наша;

ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ — Родину будем беречь;

ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим свою страну. (Следить за чёткостью и внятностью проговаривания чистоговорок)

3. Поиск достопримечательностей.

Логопед : Нам пора отправляться на поиск достопримечательностей. Как вы думаете, на каком виде транспорта нам с вами нужно отправиться в путь, чтобы быстро преодолеть большие расстояния? (поезд, машина, самолёт, корабль)

Дети: на самолете.

Логопед : К какому виду транспорта относится самолёт? (к воздушному виду транспорта)

Музыкальная физминутка «Самолёт» (речь+движения с ускорением).

Добывание (сообщение и принятие) нового знания)

Логопед : Вот мы и прилетели. Что забрали у нас злые ветры, мы должны догадаться по силуэту. Как вы думаете, что же это за достопримечательность?

Дети: Это самовар.

Логопед : Верно, но забрать его мы сможем, лишь выполнив задание.

Дыхательная гимнастика.

Нарубим дров, чтоб разогреть самовар.

«Рубим дрова»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимите руки вверх, вдохните. Прогнитесь назад, затем, резко наклонившись вперед со звуком «ха», выдохните воздух. Руки опустите, как при ударе топором, и тут же начните выпрямлять туловище. Повторите 5-6 раз. Очень важно, чтобы звук «ха» образовывался за счет сильного выдоха.

Закипел наш самовар.

«Кипит самовар»

1. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох носом; на выдохе произносить «Пыхчу – пыхчу!»

2. Губки сожмём мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи!

Вдох носом, выдох через плотно сомкнутые губы; прерывисто (пых-пых). Щёки не надувать.

Логопед : А какое русское блюдо подают в России к чаю - отгадайте.

Круглые, румяные

С медом и сметаною,

До чего ж вкусны они,

Аппетитные. (блины)

Нужно нам напечь блины.

Артикуляционная гимнастика

Логопед : Сначала замесим на блины тесто.

Тесто: Тесто мнём, мнём, мнём

Тесто жмём, жмём, жмём.

Затем тесто разболтаем

И блины мы печь поставим.

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнять упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

Логопед : Испечем блинчики!

Блинчики: Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Логопед : Смажем блинчики вареньем.

Вкусное варенье: Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки»

Логопед : Выпьем вкусный, ароматный чай!

Чашка: Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

Логопед : Самовар и блины- это символы нашей страны. Всех гостей русский народ угощает чаем с блинами Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка, да самовар-батюшка».

Можем забирать самовар с блинами и отправляться в путь.

Раз, два, поспеши,

Место ты свое займи.

Не зевай, не скучай,

Символы запоминай.

Музыкальная пауза «Самолёт»

4. Поиск достопримечательностей.

Логопед : Мы прилетели на поиск следующих достопримечательностей (чудес нашей страны). Злые ветры загнали наши чудеса в свои жилища. Давайте узнаем кто в них живет?

В берлоге спрятался?. (медведь) со своими детенышами… (медвежатами). У медведицы много кого?. (медвежат)

Сосчитаем медвежат:1, 2, 5

В дупле спряталась ….(белка) со своими детенышами (бельчатами). У бельчихи много кого?. (бельчат)

В норе спряталась…. (лиса) со своими детенышами (лисятами). У лисы много кого?. (лисят)

В логове спрятался (волк) со своими детенышами ….(волчатами). У волчицы много кого?. (волчат).

Сосчитаем волчат: 1, 2, 5

Как мы назовем одним словом: медведя, волка, лису, белку? (дикие животные)

Д/и «Чей, чья, чьи»

-Чей хвост виден в норе? (лисий хвост)

-Чьи ушки высовываются из дупла? (беличьи ушки).

-Чья голова торчит из-за куста? (медвежья голова)

Логопед : Русский народ с древних времен относился к медведю с уважением. Согласно русским сказкам, медведь — это царь леса. Поэтому символом России является медведь. Изображение этого животного можно наблюдать на различных эмблемах нашей страны. Например, мишка стал символом Олимпийских игр, которые проходили в России.

Забираем наших животных и торопимся дальше в путь!

Раз, два, поспеши,

Место ты свое займи.

Не зевай, не скучай,

Символы запоминай.

Музыкальная пауза «Самолёт»

5. Поиск достопримечательностей.

Логопед : Мы прилетели с вами на поляну. Ребята, а какое дерево является символом нашей Родины? (береза) Береза - символ красоты русской природы, символ России. Россию называют краем белоствольных берез. Почему березы так называют?

Дети: Белоствольные- значит белые стволы.

Д/ и «Семейка слов»

Логопед : Как мы назовем небольшую берёзу? (берёзка)

Как ласково назовём берёзу? (берёзонька)

Как назовём берёзовый лес, рощу? (березняк).

Как называют гриб, растущий под берёзой? (подберёзовик).

Логопед : Узнайте в загадке ещё один символ русской природы.

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… (ромашки)

Ромашка, как и береза, символ русской природы. По народному приданию ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.

Логопед : Нам нужно собрать из пазлов берёзку и ромашку.

Дети делятся на 2 команды и собирают картинки.

Логопед (пока дети собирают пазлы, индивидуально ведёт опрос детей).

-С какого звука начинается слово- берёза? (звук Бь)

-Это звук гласный или согласный, мягкий или твердый? Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?

-С какого звука начинается слово-ромашка? (звук Р)

-Это звук гласный или согласный, мягкий или твердый? Каким цветом обозначается твердый согласный звук?

-Каким звуком оканчивается слова береза и ромашка? Какой это звук гласный или согласный? Как вы определили?

Забираем с собой символы русской природы и движемся дальше.

Раз, два, поспеши,

Место ты свое займи.

Не зевай, не скучай,

Символы запоминай.

Музыкальная пауза «Самолёт».

6. Поиск достопримечательностей.

Логопед : Давайте скорее узнаем, что за символы нуждаются в нашей помощи.

Дети отгадывают загадки про музыкальные инструменты.

***

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

***

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (гармонь).

Д/и «Узнай по звучанию»

Логопед : задание для вас такое: когда услышите, что играет балалайка, то танцуют только девочки;

Если заиграет гармонь, то танцуют только мальчики.

Если играют сразу 2 инструмента, то танцуем все вместе!

Логопед : Вы справились и с этим заданием, забираем музыкальные символы и продолжаем путешествие.

Раз, два, поспеши,

Место ты свое займи.

Не зевай, не скучай,

Символы запоминай.

Музыкальная пауза «Самолёт».

7. Поиск достопримечательностей.

Логопед : Куклы эти подружились

И одна в одну сложились,

Интересны, симпатичны,

Как подарок символичны,

На них яркие одежки.

Глянь, как хороши. (матрешки)

-Как называется этот вид матрешки? (Загорская, Семёновская)

Мы сможем забрать матрёшек, если выучим про них скороговорки, а помогут нам в этом таблицы (мнемотаблицы).

1. Матрёшка у окошка шапку шьет.

Матрёшка в сапожках избушку метёт.

2. Матрёшка нашему малышке сшила новые штанишки.

Сшила шубку, сшила шарф для мишутки малыша.

Логопед : Матрёшка олицетворяет саму Россию с её широкой душой, и является доброй посланницей дружбы и любви. Забираем матрёшку и оправляемся в путь!

Раз, два, поспеши,

Место ты свое займи.

Не зевай, не скучай,

Символы запоминай.

Музыкальная пауза «Самолёт».

8. Поиск достопримечательностей.

Логопед : Самая известная достопримечательность в нашей стране и за её пределами – Московский Кремль. Как называется главный город нашей страны, где выстроен Кремль? (Москва)

Ребё нок:

Москва - это красная площадь

Москва - это башни кремля,

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

Логопед :- Ребята, а кто же управляет нашей большой страной? (Президент.)

- Кто является Президентом нашей страны? (В. В. Путин.)

-Какие главные государственные символы России вы знаете? (гимн, герб, флаг).

Самостоятельная деятельность детей

Практическая часть

Логопед : Злые ветры перемешали все флаги и гербы разных стран. Нам нужно найти среди них наши родные Российские символы.

Дети находят Российский герб и флаг.

Логопед : Что символизирует каждый цвет на флаге?

Дети: Белый цвет - березка

Синий - неба цвет

Красная полоска солнечный рассвет.

Девочки находят флаг России, мальчики-герб.

III.Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

Логопед : Мы с вами собрали все достопримечательности нашей страны. Что интересного было в нашем путешествии? Что было выполнять трудно? Что было весело выполнять? Какие символы мы вернули? Кому мы оказали помощь?

Давайте послушаем, что хочет нам сказать карта.

Голос карты: Спасибо вам, ребята! Будущее нашей страны России во многом зависит от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Но вы уже сейчас можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться.

Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся, и не будем забывать, что мы с вами- россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем:

«Если дружба велика – будет Родина крепка».

Дети проговаривают.

Логопед : Чтоб вы надолго запомнили наше путешествие, карта дарит вам символ-сердечко с достопримечательностями нашей страны-России

Итоговое стихотворение «Родина моя» .

Логопед зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строку- «Это Родина моя».

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки - (Это Родина моя.)

Горы снежные вершины,

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина? - (Это Родина моя.)

Где поля и степь без края,

На цветах блестит роса.

Песни птиц, жужжанье шмеля? (Это Родина моя.)

Лес, как царство Берендея,

В нем живут медведь, лиса

А в тайге есть даже тигры. (Это Родина моя.)

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.

А на юге- море, солнце. (Это Родина моя.)

Где город города прекрасней,

А всех важней из них Москва.

Цвет флага - белый, синий, красный. (Это Родина моя.)

IV.Дальнейшая разработка темы

Образовательная деятельность

Лепка диких животных-символов России. Аппликация «Ромашка-Родины цветок»; рисование матрёшек; чтение русских народных потешек; стишков. Драматизация сюжетов сказок, чтение и заучивание произведений о Родине, проговаривание чистоговорок

Самостоятельная деятельность

Сюжетно - ролевые игры, конструкторская деятельность, игры-драматизации, театрализованная деятельность

Прогулка :Подвижные игры.

Совместная деятельность детей и родителей

Театрализованная деятельность, игровая деятельность, чтение художественной литературы, рисование, изготовление книжек-малышек о символах России.

Временные затраты – 20-25минут

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Моя Родина — Россия»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Моя Родина — Россия» в подготовительной к школе группе Конспект интегрированного занятия по речевому и физическому развитию в подготовительной к школе группе «Моя родина – Россия» Воспитатель:.

«Россия — Родина моя». Конспект интегрированного занятия в средней группе детсада«Россия — Родина моя». Конспект интегрированного занятия в средней группе детсада «Россия – Родина моя»Конспект интегрированного занятия в средней группе д/сада Цель: Воспитывать патриотические и интернациональные чувства,.

Конспект комплексного открытого занятия «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Россия — Родина моя» Цель: Формировать патриотические чувства средствами музыки. Задачи: -Расширять представление о родной стране средствами музыкального искусства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Моя Родина — Россия»
Опубликовано: 25 марта 2024 в 22:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД