Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт»

Елена Приемщикова
Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт»

Группового занятия по формированию фонетической стороны речи "Прогулка на машине"

Цели:

Образовательные:

- формирование и расширение семантического поля слов – глаголов, развитие валентности слов;

- закрепление различных видов транспорта;

- учить употреблять приставочные глаголы.

Коррекционные:

- закрепить моторный и слуховой образ звук ш;

- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукового анализа, через опору на вспомогательные средства

- развитие навыков слогового анализа слов с выкладыванием графической схемы;

- закрепить навыки определения места звука в слове;

- развитие функций словоизменения;

- учить составлять предложения с заданными словами, анализировать их;

- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;

- уточнение и расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина».

Воспитательные:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование: цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико – артикуляционного образа звука, счетные палочки, сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Выделение четвертого лишнего: «самолет», «машина», «ракета», «вертолет».

- Почему машина лишняя?

- Сядем на свои машины и поехали на занятие:

Мчатся бешено машины –

По шоссе шуршат их шины.

В конце дальнего пути

Слышен шепот: «ш-ш-ш».

2. Развитие мимических мышц лица

- Вы рады, что прокатились на машине?

- Как называют человека, который управляет машиной?

Шофер умеет удивляться,

Шофер умеет сердиться,

Шофер умеет огорчаться.

Шофер умеет улыбаться,

3. Развитие артикуляционной моторики

- Под песню «Улыбка» сделаем гимнастику для нашего язычка (под песню «Улыбка» дети выполняют гимнастику)

4. Развитие мелкой моторики

- Наши пальцы разомнем:

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Дети делают попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочередно открывают пальцы от стола (начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опускают пальцы на стол.

5. Массаж лица

- Ехала машина по разным дорогам: по зигзагообразной, по серпантинной, по кочкам, по прямой. (Дети делают массаж по общим правилам.)

6. Объявление темы

- Посмотрите на картинку, что случилось с нашей машиной? (лопнула шина)

- Это лопнула шина. Как выходит воздух из шины? (ш-ш-ш)

- Сегодня мы с вами прокатаемся на машине и посмотрим, что она умеет делать, но при этом надо постоянно следить за правильным произношением звука ш.

7. Анализ акустико-артикуляционног образа звука (опора на таблицу)

- Чтобы заменить шину на машине и поехать, нужно рассказать об арткуляции звука ш с помощью зеркала и схемы. (Произнесение изолированного звука ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

Губы: вытянуты рупором

Зубы: сближены, 2 верхних и 2 нижних резца обнажены

Язык: широкий, в виде чашечки

Голосовые складки: не работают (не напряжены)

Воздушная струя: длинная, теплая

- Что еще вы можете сказать об этом звуке: согласный (не тянется, твердый (спинка языка опущена, глухой (голосовые складки не работаю)

8. Развитие фонематического слуха

Со звуком Ш вы поиграйте

И скорей его поймайте

Выделение звука из ряда (дети хлопают в ладоши, когда слышат звукш):

а) звуков: ш-м-н-ш-к-г-ш-м-н-б-ш-к-н-ш…

б) слогов: ша-ка-но-со-то-шо-шу-лу-мы-шы-бы…

в) слов: шапка-стол-лампа-кукушка-кошка-гусь-шалаш…

9. Закрепление звука в словах

- В машине много разных картинок. Назовите картинки, четко выделяя звукш. Каждый возьмите по картинке.

а) «запишите» название своей картинки;

б) разделите слово на части-слоги;

в) определите место звука в слове.

10. Закрепление звука в предложениях

- Составьте и «запишите» предложения со своими словами (графическая запись слов).

11. Звуковой анализ слов.

- На чём приехали картинки на наше занятие? (на машине)

- Сейчас мы с вами составим цветные бусы к слову «машина» (дети определяют количество звуков в слове и характеризуют их).

12. Соотнесение звука с буквой

Три шипа, а снизу палка,

Чьи-то шины очень жалко.

«Ш» на грядке потрудилась,

Вместо граблей пригодилась

- Дети рисуют букву «ш» в воздухе, пальчиками на столе, выкладывают из счетных палочек.

13. Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Папа мне купил машину, (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)

Значит, я теперь шофер. (Развернуть ладонь вверх, соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)

Открываю я кабину, (Раскрыть ладони.)

Завожу мотор. (Сжать руки в кулаки.)

На педали нажимаю, (Соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)

По площадке разъезжаю (Вытянуть сомкнутые руки вперед.)

14. Формирование лексико-грамматической стороны речи

- Ребята! Нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину вместе с картинками, где нарисованы действия, которые она умеет выполнять, но он никак не может разобраться и просит вас о помощи.

На доску выставляются картинки: машина заезжает в гараж, машина выезжает из гаража, машина стоит у гаража, машина едет по мосту, машина подъезжает к гаражу, машина отъезжает от гаража. Дети поочередно называют действия нарисованные на картинках.

- Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки

15. Итог занятия

Все прекрасно занимались,

Но пришла пора прощаться

Вспоминайте обязательно

Что учили на занятии.

- С каким звуком вы познакомились на занятие?

- Что вы о нем узнали?

- А сейчас,

Заведем машину: ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Накачаем шину: ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Улыбнемся веселей

И поехали скорей в группу.

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Конспект по теме «Транспорт» Тема занятия: Транспорт 1. Цель занятия: Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт»
Опубликовано: 27 января 2013 в 22:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о конкурсе «Природа — наш дом»
Уважаемые коллеги в одной из предыдущих публикаций я рассказывала о выставке детских работ на тему "Природа вокруг нас". Дети постарались показать красоту...
Огород на подоконнике «Во саду ли, в огороде»
Каждый год, ранней весной, мы с детьми организовываем "огород" на подоконнике. Заранее оформляем окно, готовим семена, емкости и грунт. В этом году...
«Рыбки плавают в водице». Конспект занятия по конструированию из салфеток с...
Интеграция образовательных областей . «Художественно -эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,...
Фотоотчёт о художественно-эстетической деятельности детей в форме аппликации «Сидит...
Совсем недавно мы с нашими детьми ходили на прогулку , где имели счастливую возможность понаблюдать за филином в естественных условиях( Конспект прогулки...
Система работы воспитателя по составлению календарного плана
Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере одной недели....