Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт»

Елена Приемщикова
Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт»

Группового занятия по формированию фонетической стороны речи "Прогулка на машине"

Цели:

Образовательные:

- формирование и расширение семантического поля слов – глаголов, развитие валентности слов;

- закрепление различных видов транспорта;

- учить употреблять приставочные глаголы.

Коррекционные:

- закрепить моторный и слуховой образ звук ш;

- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукового анализа, через опору на вспомогательные средства

- развитие навыков слогового анализа слов с выкладыванием графической схемы;

- закрепить навыки определения места звука в слове;

- развитие функций словоизменения;

- учить составлять предложения с заданными словами, анализировать их;

- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;

- уточнение и расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина».

Воспитательные:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование: цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико – артикуляционного образа звука, счетные палочки, сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Выделение четвертого лишнего: «самолет», «машина», «ракета», «вертолет».

- Почему машина лишняя?

- Сядем на свои машины и поехали на занятие:

Мчатся бешено машины –

По шоссе шуршат их шины.

В конце дальнего пути

Слышен шепот: «ш-ш-ш».

2. Развитие мимических мышц лица

- Вы рады, что прокатились на машине?

- Как называют человека, который управляет машиной?

Шофер умеет удивляться,

Шофер умеет сердиться,

Шофер умеет огорчаться.

Шофер умеет улыбаться,

3. Развитие артикуляционной моторики

- Под песню «Улыбка» сделаем гимнастику для нашего язычка (под песню «Улыбка» дети выполняют гимнастику)

4. Развитие мелкой моторики

- Наши пальцы разомнем:

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Дети делают попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочередно открывают пальцы от стола (начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опускают пальцы на стол.

5. Массаж лица

- Ехала машина по разным дорогам: по зигзагообразной, по серпантинной, по кочкам, по прямой. (Дети делают массаж по общим правилам.)

6. Объявление темы

- Посмотрите на картинку, что случилось с нашей машиной? (лопнула шина)

- Это лопнула шина. Как выходит воздух из шины? (ш-ш-ш)

- Сегодня мы с вами прокатаемся на машине и посмотрим, что она умеет делать, но при этом надо постоянно следить за правильным произношением звука ш.

7. Анализ акустико-артикуляционног образа звука (опора на таблицу)

- Чтобы заменить шину на машине и поехать, нужно рассказать об арткуляции звука ш с помощью зеркала и схемы. (Произнесение изолированного звука ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

Губы: вытянуты рупором

Зубы: сближены, 2 верхних и 2 нижних резца обнажены

Язык: широкий, в виде чашечки

Голосовые складки: не работают (не напряжены)

Воздушная струя: длинная, теплая

- Что еще вы можете сказать об этом звуке: согласный (не тянется, твердый (спинка языка опущена, глухой (голосовые складки не работаю)

8. Развитие фонематического слуха

Со звуком Ш вы поиграйте

И скорей его поймайте

Выделение звука из ряда (дети хлопают в ладоши, когда слышат звукш):

а) звуков: ш-м-н-ш-к-г-ш-м-н-б-ш-к-н-ш…

б) слогов: ша-ка-но-со-то-шо-шу-лу-мы-шы-бы…

в) слов: шапка-стол-лампа-кукушка-кошка-гусь-шалаш…

9. Закрепление звука в словах

- В машине много разных картинок. Назовите картинки, четко выделяя звукш. Каждый возьмите по картинке.

а) «запишите» название своей картинки;

б) разделите слово на части-слоги;

в) определите место звука в слове.

10. Закрепление звука в предложениях

- Составьте и «запишите» предложения со своими словами (графическая запись слов).

11. Звуковой анализ слов.

- На чём приехали картинки на наше занятие? (на машине)

- Сейчас мы с вами составим цветные бусы к слову «машина» (дети определяют количество звуков в слове и характеризуют их).

12. Соотнесение звука с буквой

Три шипа, а снизу палка,

Чьи-то шины очень жалко.

«Ш» на грядке потрудилась,

Вместо граблей пригодилась

- Дети рисуют букву «ш» в воздухе, пальчиками на столе, выкладывают из счетных палочек.

13. Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Папа мне купил машину, (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)

Значит, я теперь шофер. (Развернуть ладонь вверх, соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)

Открываю я кабину, (Раскрыть ладони.)

Завожу мотор. (Сжать руки в кулаки.)

На педали нажимаю, (Соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)

По площадке разъезжаю (Вытянуть сомкнутые руки вперед.)

14. Формирование лексико-грамматической стороны речи

- Ребята! Нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину вместе с картинками, где нарисованы действия, которые она умеет выполнять, но он никак не может разобраться и просит вас о помощи.

На доску выставляются картинки: машина заезжает в гараж, машина выезжает из гаража, машина стоит у гаража, машина едет по мосту, машина подъезжает к гаражу, машина отъезжает от гаража. Дети поочередно называют действия нарисованные на картинках.

- Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки

15. Итог занятия

Все прекрасно занимались,

Но пришла пора прощаться

Вспоминайте обязательно

Что учили на занятии.

- С каким звуком вы познакомились на занятие?

- Что вы о нем узнали?

- А сейчас,

Заведем машину: ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Накачаем шину: ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Улыбнемся веселей

И поехали скорей в группу.

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Конспект по теме «Транспорт» Тема занятия: Транспорт 1. Цель занятия: Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт»
Опубликовано: 27 января 2013 в 22:59
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...