Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»

Елена Долматова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»

Основная образовательная область: «Коммуникация".

Коррекционно-развивающие цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения звуков в игровой деятельности.

Словарь. Лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, бобер, барсук, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хищный, опасный.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение, пересказ.

Наглядные - демонстрация картинок и пособий.

Игровые – разгадывание загадок, игра с мячом «Назови семью», проведение упражнения «Зайки», дидактическая игра «Составь предложение из слов».

Практические – коллективное рисование картины, самостоятельное выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Оборудование. Магнитная доска, мольберт, контейнер с цветными карандашами, клей, сюжетная картина с изображением зимы, фигурки животных, почтовые конверты, резиновый мяч средних размеров, рабочие тетради детей.

Предварительная работа.

Чтение рассказов: Е. Чарушин «Кто как живет», К. Д. Ушинский «Спор животных», Г. Я. Снегирев «Бобренок».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Задачи: Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона. Развитие речевого слуха и фонематических представлений (определение места звука в слове).

Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где на маленьком столике лежат конверты с изображениями букв.

Л.: Даша, скажи, пожалуйста, какой первый звук в твоем имени?

Даша: Д.

Л.: Возьми конверт, на котором изображена буква Д и присядь на свое место.

Аналогичное задание выполняют остальные дети.

Л.: Откройте конверты и посмотрите, что в них?

Дети: Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежа.

Л.: Кто это такие?

Дети: Это дикие животные.

Л.: Почему их так называют?

Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Л.: На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.

2. Коллективное рисование картины «В зимнем лесу».

Задачи: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности и навыка ориентировки на плоскости. Развитие диалогической речи, воображения и мышления.

Л.: Сейчас мы с вами нарисуем картину «В зимнем лесу». Вы видите, что я уже нарисовала заснеженные кусты и сугробы, высокую сосну. Осталось только добавить животных. Каждый из вас дополнит картину, используя свои фигурки. А кто пойдет первым, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку:

Без тропинок и дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это ….

Дети: Еж.

Л.: У кого фигурка ежа? Выходи, пожалуйста, бери клей и приклеивай фигурку в нужное место на нашей картине. Молодец. Скажи, какие слова-признаки мы можем подобрать, еж какой?

Ребенок: Маленький, колючий, серый, умный.

Л.: Правильно, садись, пожалуйста на свое место.

Подобное задание выполняет каждый ребенок.

Загадки.

В сосне дупло, в дупле тепло,

А кто в дупле, живет в тепле?

Непоседа, егоза, словно бусинки глаза.

(Белка)

Слова-признаки: шустрая, пушистая, красивая, забавная.

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увертки мастерица,

А зовут ее … (лисица).

Слова-признаки: хитрая, ловкая, изворотливая, рыжая.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(Волк)

Слова-признаки: серый, злой, страшный, зубастый.

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

(Заяц)

Слова-признаки: белый, косой, быстрый, трусливый.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Слова-признаки: большой, косолапый, лохматый, бурый.

Л.: Сколько разных слов вы подобрали, чтобы описать каждого лесного жителя на нашей картине. А сейчас я бы хотела проверить, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на нашу картину, какая здесь допущена ошибка?

Дети: На картине изображено зимнее время года. Белка к зиме меняет свой мех с рыжего на серый.

Л.: Конечно. Вы просто молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

3. Дидактическая игра «Составь предложение из слов».

Задачи: Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного, творительного, предложного падежей, преобразование глаголов из неопределенной формы в глаголы настоящего времени).

Ежик, норка, спать, в. Ежик спит в норке.

Заяц, куст, прятаться, под. Заяц прячется под кустом.

Белка, сидеть, ветка, на. Белка сидит на ветке.

Лиса, мышка, охотиться, на. Лиса охотится на мышку.

Медведь, берлога, зимовать, в. Медведь зимует в берлоге.

Волк, от, голод, воет. Волк воет от голода.

4. Физминутка.

Задачи: Выполнение упражнения «Зайки» на координацию речи с движением. Автоматизация произношения звуков в связной речи.

Зайки белые сидят и ушами шевелят, (Дети приседают, держа ладони у головы.

Вот так, вот так, – и ушами шевелят, Имитируют шевеление ушками).

Зайкам холодно сидеть, (Дети встают и потирают кисти рук -

Надо лапки им погреть. «греют лапки»).

Вот так, вот так, - надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять, (Дети прыгают на месте, держа руки

Надо зайкам поскакать. на поясе).

Вот так, вот так, - надо зайкам поскакать.

5. Игра с мячом «Назови семью».

Задачи: Активизация словарного запаса. Совершенствование лексико-грамматических представлений. Образование однокоренных слов.

Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч ребенку, называя любое дикое животное. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно логопеду, при этом называя всю семью этого животного. Например,

Л.: Лось.

Ребенок: Папа – лось, мама – лосиха, детеныш – лосенок.

Таким образом, отвечает каждый ребенок.

Животные: волк, заяц, еж, белка, медведь, лиса.

6. Работа в тетрадях.

Задачи: Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слова. Профилактика нарушений письменной речи. Подготовка руки к письму, развитие тонкой моторики.

Логопед приглашает всех сесть за парты и открыть рабочие тетради.

На странице изображение волка. Под ним схема:

Задание 1: Обвести контур и по образцу заштриховать рисунок вертикальными линиями (самостоятельно).

Л.: Ребята, кто напомнит, как мы проводим вертикальные линии?

Дети: Проводим прямую линию сверху вниз.

Л.: Верно. Пожалуйста, приступайте к работе.

Задание 2: В пустые клеточки вписать название животного (совместная работа с логопедом).

Логопед уточняет у детей общее количество звуков, их последовательность, записывает слово на доске – дети печатают в тетрадях.

Задание 3: Кружки обозначить цветом, где синий цвет обозначает согласный звук, а красный – гласный (совместная работа с логопедом).

Проводится устный звуко-буквенный анализ

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»

лова. Дети работают цветными карандашами в тетрадях.

7. Итог занятия.

Л.: Вот и подошло к завершению наше занятие. Скажите, ребята, о чем мы говорили сегодня? Что нового мы узнали? Что вам понравилось больше всего? Спасибо за то, что внимательно меня слушали и хорошо отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался?»Дидактическая игра «Кто спрятался?» Возраст детей: 5-7 лет Цель: развитие зрительного гнозиса. Задачи: Уточнить и расширить знания детей о диких животных наших лесов. Развивать.

Картинный материал по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Дикие животные наших лесов» Цели презентации: Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста по лексической теме: "Дикие животные наших лесов".

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
Опубликовано: 13 мая 2013 в 16:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...