Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»

Елена Долматова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»

Основная образовательная область: «Коммуникация".

Коррекционно-развивающие цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения звуков в игровой деятельности.

Словарь. Лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, бобер, барсук, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хищный, опасный.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение, пересказ.

Наглядные - демонстрация картинок и пособий.

Игровые – разгадывание загадок, игра с мячом «Назови семью», проведение упражнения «Зайки», дидактическая игра «Составь предложение из слов».

Практические – коллективное рисование картины, самостоятельное выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Оборудование. Магнитная доска, мольберт, контейнер с цветными карандашами, клей, сюжетная картина с изображением зимы, фигурки животных, почтовые конверты, резиновый мяч средних размеров, рабочие тетради детей.

Предварительная работа.

Чтение рассказов: Е. Чарушин «Кто как живет», К. Д. Ушинский «Спор животных», Г. Я. Снегирев «Бобренок».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Задачи: Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона. Развитие речевого слуха и фонематических представлений (определение места звука в слове).

Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где на маленьком столике лежат конверты с изображениями букв.

Л.: Даша, скажи, пожалуйста, какой первый звук в твоем имени?

Даша: Д.

Л.: Возьми конверт, на котором изображена буква Д и присядь на свое место.

Аналогичное задание выполняют остальные дети.

Л.: Откройте конверты и посмотрите, что в них?

Дети: Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежа.

Л.: Кто это такие?

Дети: Это дикие животные.

Л.: Почему их так называют?

Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Л.: На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.

2. Коллективное рисование картины «В зимнем лесу».

Задачи: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности и навыка ориентировки на плоскости. Развитие диалогической речи, воображения и мышления.

Л.: Сейчас мы с вами нарисуем картину «В зимнем лесу». Вы видите, что я уже нарисовала заснеженные кусты и сугробы, высокую сосну. Осталось только добавить животных. Каждый из вас дополнит картину, используя свои фигурки. А кто пойдет первым, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку:

Без тропинок и дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это ….

Дети: Еж.

Л.: У кого фигурка ежа? Выходи, пожалуйста, бери клей и приклеивай фигурку в нужное место на нашей картине. Молодец. Скажи, какие слова-признаки мы можем подобрать, еж какой?

Ребенок: Маленький, колючий, серый, умный.

Л.: Правильно, садись, пожалуйста на свое место.

Подобное задание выполняет каждый ребенок.

Загадки.

В сосне дупло, в дупле тепло,

А кто в дупле, живет в тепле?

Непоседа, егоза, словно бусинки глаза.

(Белка)

Слова-признаки: шустрая, пушистая, красивая, забавная.

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увертки мастерица,

А зовут ее … (лисица).

Слова-признаки: хитрая, ловкая, изворотливая, рыжая.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(Волк)

Слова-признаки: серый, злой, страшный, зубастый.

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

(Заяц)

Слова-признаки: белый, косой, быстрый, трусливый.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Слова-признаки: большой, косолапый, лохматый, бурый.

Л.: Сколько разных слов вы подобрали, чтобы описать каждого лесного жителя на нашей картине. А сейчас я бы хотела проверить, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на нашу картину, какая здесь допущена ошибка?

Дети: На картине изображено зимнее время года. Белка к зиме меняет свой мех с рыжего на серый.

Л.: Конечно. Вы просто молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

3. Дидактическая игра «Составь предложение из слов».

Задачи: Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного, творительного, предложного падежей, преобразование глаголов из неопределенной формы в глаголы настоящего времени).

Ежик, норка, спать, в. Ежик спит в норке.

Заяц, куст, прятаться, под. Заяц прячется под кустом.

Белка, сидеть, ветка, на. Белка сидит на ветке.

Лиса, мышка, охотиться, на. Лиса охотится на мышку.

Медведь, берлога, зимовать, в. Медведь зимует в берлоге.

Волк, от, голод, воет. Волк воет от голода.

4. Физминутка.

Задачи: Выполнение упражнения «Зайки» на координацию речи с движением. Автоматизация произношения звуков в связной речи.

Зайки белые сидят и ушами шевелят, (Дети приседают, держа ладони у головы.

Вот так, вот так, – и ушами шевелят, Имитируют шевеление ушками).

Зайкам холодно сидеть, (Дети встают и потирают кисти рук -

Надо лапки им погреть. «греют лапки»).

Вот так, вот так, - надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять, (Дети прыгают на месте, держа руки

Надо зайкам поскакать. на поясе).

Вот так, вот так, - надо зайкам поскакать.

5. Игра с мячом «Назови семью».

Задачи: Активизация словарного запаса. Совершенствование лексико-грамматических представлений. Образование однокоренных слов.

Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч ребенку, называя любое дикое животное. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно логопеду, при этом называя всю семью этого животного. Например,

Л.: Лось.

Ребенок: Папа – лось, мама – лосиха, детеныш – лосенок.

Таким образом, отвечает каждый ребенок.

Животные: волк, заяц, еж, белка, медведь, лиса.

6. Работа в тетрадях.

Задачи: Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слова. Профилактика нарушений письменной речи. Подготовка руки к письму, развитие тонкой моторики.

Логопед приглашает всех сесть за парты и открыть рабочие тетради.

На странице изображение волка. Под ним схема:

Задание 1: Обвести контур и по образцу заштриховать рисунок вертикальными линиями (самостоятельно).

Л.: Ребята, кто напомнит, как мы проводим вертикальные линии?

Дети: Проводим прямую линию сверху вниз.

Л.: Верно. Пожалуйста, приступайте к работе.

Задание 2: В пустые клеточки вписать название животного (совместная работа с логопедом).

Логопед уточняет у детей общее количество звуков, их последовательность, записывает слово на доске – дети печатают в тетрадях.

Задание 3: Кружки обозначить цветом, где синий цвет обозначает согласный звук, а красный – гласный (совместная работа с логопедом).

Проводится устный звуко-буквенный анализ

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»

лова. Дети работают цветными карандашами в тетрадях.

7. Итог занятия.

Л.: Вот и подошло к завершению наше занятие. Скажите, ребята, о чем мы говорили сегодня? Что нового мы узнали? Что вам понравилось больше всего? Спасибо за то, что внимательно меня слушали и хорошо отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался?»Дидактическая игра «Кто спрятался?» Возраст детей: 5-7 лет Цель: развитие зрительного гнозиса. Задачи: Уточнить и расширить знания детей о диких животных наших лесов. Развивать.

Картинный материал по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Дикие животные наших лесов» Цели презентации: Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста по лексической теме: "Дикие животные наших лесов".

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
Опубликовано: 13 мая 2013 в 16:01
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...