Папки-передвижки

Конспект музыкального занятия «Сказка в музыке»

Наталия Черных
Конспект музыкального занятия «Сказка в музыке»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №4»,структурное подразделение №1

Образовательная область «Музыка»

Тема занятия : «Сказка в музыке»

Подготовительная группа

Выполнила:

Черных Наталья Александровна

музыкальный руководитель

Г. Ефремов 2017г.

Публикация «Конспект музыкального занятия „Сказка в музыке“» размещена в разделах

Тема занятия : «Сказка в музыке».

Цели занятия :

дать представление о содержании и музыкальной драматургии фрагментов из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

Задачи занятия :

Образовательные:

формировать понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;

формировать абстрактно-логическое и образное мышление детей.

Развивающие:

развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;

развивать умение размышлять о музыке и выказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;

развивать вокально-хоровые навыки, которые являются основой для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке;

воспитывать устойчивый интерес к различным видам искусства.

Оборудование занятия : аудиозапись, мультимедийные средства, музыкальные инструменты : пианино.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

М. рук. -Литература и музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! Ведь как часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений.

Но иногда случается еще одно чудо – эти строки превращаются в музыку.

Слова и звуки… Звуки и слова

Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – всё

Облекаем в них.

В словах и звуках вечный ключ сердец!

(Е. Ростопчина «Слова и звуки»). (Слайд)

2. М. рук. Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению. Такое «чудо прикосновения» произойдет и у нас на уроке.

3. Мы знакомы с оперой Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд, в котором музыка рассказывает нам о сказочных персонажах.

- Какое по жанру литературное произведение лежит в основе этой оперы? (сказка).

- Кто является автором этой сказки?

Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд)

Александр Сергеевич Пушкин(26 мая 1799, Москва — 29 января 1837, Санкт - Петербург) Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

А мы уже сказали, что Н. А. Римский - Корсаков написал на сюжет этой сказки оперу, которая так и называется «Сказка о Царе Салтане».

Это русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Автор пятнадцати разных и самобытных опер, симфонических произведений, камерной и хоровой (в том числе духовной) музыки. Так же он является композитором - сказочником, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты. (Слайд)

М. рук. - А что такое «опера»? (Слайд)

И так, опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

«Мы объехали весь свет

За морем житье не худо

В свете ж вот какое чудо

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

Со златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо,

Вот такие там три чуда», – писал А. С. Пушкин.

Слушание темы белочки.

М. рук. - Чья тема только что прозвучала?

Дети - Прозвучала тема белочки.

М. рук. - - А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Дети - Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.

М. рук. - Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?

Дети - Мелодия р. н. п. «Во саду ли, в огороде».

М. рук. - - Верно, русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Вот как про белочку пишет А. С. Пушкин:

«Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе

«Во саду ли в огороде». (Слайд)

Слушание темы «Тридцать три богатыря»

М. рук. - А это что за чудо?

Дети -Прозвучала тема богатырей.

М. рук. - Какая здесь музыка?

- Как она звучит?

- Кто исполняет эту тему?

Дети -Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие и исполняет ее симфонический оркестр.

М. рук. Послушайте, как про богатырей написал А. С. Пушкин:

«А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И останутся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря». (Слайд)

Слушание темы «Царевны- Лебеди».

М. рук. - А это что за чудо?

Дети - Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».

М. рук. - Каков характер темы «Царевна – Лебедь»?

- Что изображает музыка?

Дети - Характер плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.

М. рук. И вот как написал про царевну лебедь наш автор сказки :

«Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит

А во лбу звезда горит». (Слайд)

М. рук. Мы с вами прослушали все три темы. И на примере этой оперы убедились, что музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.

Продолжая тему занятия, мы разучим песню, которая называется «Зимняя сказка» муз. И Шаинского. (Слайд).

Разучивание песни.

-Какие чувства вызывает эта песня?

-Какое настроение передает эта музыка?

-Вокально-хоровая работа над песней:

1. слушание;

2. работа по фразам;

3. выявление трудностей и работа над ними;

4. целостное исполнение песни.

4. Итоговое обобщение темы занятия :

-Музыку какого композитора мы с вами слушали?

- Фрагменты из какой оперы Н. А. Римского-Корсакова слушали?

-Какая тема вам больше всего понравилась и запомнилась?

М. рук. Мы с вами выяснили, что музыка и литература живут рядом и даже нужны одна другой. Слова воздействуют на ум, а музыка воздействует на чувства.

Публикации по теме:

Конспект занятия по музыке «Мы любим классику» Задачи: Образовательные: Знакомство детей с новым музыкальным произведением; беседа с детьми, направленная на понимание услышанной музыки:.

Зимняя сказка в русской классической музыке Музыкально-литературная гостиная «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» в произведениях русской классической музыке Сценарий досуга для детей русской и башкирской.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыке «7 цветов у радуги, а в музыке 7 нот»Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыке «7 цветов у радуги, а в музыке 7 нот» Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада «7 цветов.

Конспект доминантного певческого музыкального занятия для детей старшей группы «Весенняя сказка в звуках и красках» Задачи: • Формировать певческие навыки, побуждать петь выразительно, эмоционально, передавать в песенных интонациях настроение, характер.

Конспект музыкального занятия «Помоги Фее музыкального королевства изменить настроение» КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовлен муз. руководителем МДОУ № 395 – ЦРД «Росток.

Конспект музыкального занятия познавательной направленности с использованием ИКТ «Город в Золотой долине. Сказка о Миассе» Видео Конспект музыкального занятия познавательной направленности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Город в Золотой долине» (Сказка.

Конспект педагогического мероприятия с детьми — музыкального занятия «Три кита в музыке» Конспект педагогического мероприятия с детьми – музыкального занятия. Музыкальный руководитель: Готчиева Н. В. Возрастная группа: старшая.

Лэпбук «Сказка в музыке»Лэпбук «Сказка в музыке» Мастер-класс по созданию лэпбука "Сказка в музыке" Лэпбук «Сказка в музыке» направлен на поиск новых форм работы по музыкальному воспитанию.

Образовательная игровая ситуация в старшей группе по музыке «Весенняя сказка» Образовательная игровая ситуация в старшей группе по музыке. Тема: «Весенняя сказка» Цель: Осваивать навыки игры на металлофоне, правильно.

Проект «Сказка в музыке» Я заметила, что в силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Сказка в музыке»
Опубликовано: 16 октября 2017 в 15:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД