Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Айгуль Фролова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Образовательная деятельность в старшей группе пересказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка".

Интеграция образовательных областей:

"Коммуникация", "Социализация".

Задачи:

Образовательные: Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора; учить оценивать словосочетания по смыслу.

Развивающие: Развивать умение слушать вопросы воспитателя и адекватно на них отвечать; стимулировать звукопроизношение; обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы. Упражнять детей в подборе синонимов.

Воспитательные: Воспитывать у детей доброе отношение к окружающему миру.

Оборудование: Техническое средство, мультимедиа.

Материал: Изображение картины "Первая рыбка".

Предварительная работа. Беседа о рыбах, рассматривание иллюстраций к рассказу.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель читает рассказ Е. Пермяка "Первая рыбка", затем обращается к детям с вопросами: О чем говорится в этом рассказе? Что вам особенно в нем понравилось? Куда поехала Юрина семья? (Рыбу ловить.) Как об этом можно сказать по-другому? (На рыбалку, на рыбную ловлю.) (Если дети затрудняются, воспитатель отвечает сам.)

Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)

Если дошкольники называют не все выражения, педагог зачитывает соответствующие отрывки, обращая на них внимание детей.

- Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то большущий ершище, то крохатный ершишка? (Дети размышляют.)

После ответов детей воспитатель должен сделать следующий вывод.

- Когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и слова такие подобрали. Ерш не просто большой, а большущий, не просто ерш, а ершище. А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не большущий ершище, а крохотный ершишка.

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз. Слушайте внимательно, потому что вы будете рассказывать его самостоятельно. Не забывайте слова, которые использовал в рассказе автор.

После трех пересказов группами по три человека необходимо обсудить, кто из детей рассказал интересно, выразительно. При оценке следует обратить внимание дошкольников на использование в пересказах авторских слов и выражений.

В рассказе говорится: крохотный ершишка. Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (Маленький, малюсенький.)

Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький? (Дети отвечают.)

Какими словами сказано про ершище? (Большущий ершище.) Давайте скажем про него по-другому, подберите к слову большущий слова, близкие по смыслу. (Огромный, громадный.)

Как вы думаете, можно ли сказать: большущий ершик? (Нет.) Почему вы считаете, что нельзя? (Дети отвечают.) А можно сказать: крохотный ершище? Почему? (Дети высказываются.)

Про что еще можно сказать крохотный, что бывает крохотным?

А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильностью согласования.)

Рассказ «Первая рыбка» (Евгений Пермяк)

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (ноябрь) НОЯБРЬ 1 «Первая рыбка» Пересказ рассказа. Учить детей пересказывать литературный текст; обратить внимание детей на то, как меняется смысл.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Опубликовано: 6 марта 2014 в 15:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Петербург-город фонтанов (фотозарисовка)
Всем добрый день! Санкт-Петербург не только город музеев и дворцов, но и город фонтанов. Отрадно, что их запускают и в современное время, а не только...
Отчет о проделанной работе педагога ДО за 2017 год
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2016-2017 ГОД [/b] Одним из направлений художественно-эстетического воспитания...
Квест-игра «Дом моды»
Квест - игра «Дом моды» Аннотация. Квест предназначен для детей 6-7 лет. Направлен на решение задач по развитию знаний о моде, одежде, профессиях людей,...
Танец «Народы Мордовии» — видеоотчёт
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу сегодня представить вашему вниманию стилизованный народный танец. В нём соединены национальные танцевальные особенности...
«Песочная фантазия»
«Песочная фантазия» Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком, учить детей лепить из мокрого...