Лучший педагог года

Конспект НОД по закреплению знаний о сезонных изменениях в природе в подготовительной к школе группе «Осенняя пора»

Наталья Карпович
Конспект НОД по закреплению знаний о сезонных изменениях в природе в подготовительной к школе группе «Осенняя пора»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа №12 «Пчёлка»

муниципального образования

Тимашевский район

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Осенняя пора»

Воспитатель

Карпович Наталья Николаевна.

г. Тимашевск

1. Вид деятельности: непосредственная образовательная деятельность.

Публикация «Конспект НОД по закреплению знаний о сезонных изменениях в природе в подготовительной к школе группе „Осенняя пора“» размещена в разделах

2. Возрастная группа : подготовительная

3. Тема «Осенняя пора»

4. Цель: Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев.

5. Программное содержание: Продолжать учить слушать музыку, стихи, рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение в связи с изменениями в природе. Закрепить умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине и рассказ из личного опыта, используя в своей речи образные выражения; подбирать сравнительные эпитеты, упражнять в образовании различных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

• Рассматривание картин об осени.

• Составление описательных рассказов по пейзажным и сюжетным картинам об осени.

• Разучивание стихов Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной …», А. С. Пушкин «Унылая пора…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», А. А. Блок «Зайчик», И. Бунин «Листопад», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Материалы и оборудование:

Репродукция картины Кончаловского «Первый снег», Щербакова «Осенняя пора», мультимедийная доска, ноутбук.

Ход:

Воспитатель: — Ребята, скажите, а какое у вас сейчас настроение?

Дети: — Хорошее, веселое, грустное.

Воспитатель: — А сейчас мы это проверим. На столе лежат осенние листья. Красный лист — радость, веселье, коричневый — грусть, недовольство, а желтый это хорошее, спокойное настроение. А теперь выберите листик, который соответствует вашему настроению.

(Дети выбирают и показывают)

Воспитатель: — Вы сейчас высказали каждый свое настроение. А знаете ли вы, что такое настроение? Настроение — это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Часто на наше с вами настроение влияет то погода, то музыка, то человек, с которым мы разговариваем. Настроение можно выразить по— разному: движением, мимикой лица. Вот сейчас мы с вами попробуем показать настроение музыкального произведения движениями, танцем с осенними листьями.

«Танец осенних листьев», муз. Филиппенко (Дети двигаются с листьями по всему залу.)

Воспитатель: — Вот видите, музыка была одна, а эмоции она вызвала у каждого свои. У кого-то радость, у кого-то грусть, у кого-то спокойствие, у кого-то веселье.

Воспитатель: — А теперь дети садитесь на стулья, и мы продолжим.

О каком времени года это музыкальное произведение?

Дети: — Об осени.

Воспитатель: — А сейчас какое время года?

Дети: — Время года осень.

Воспитатель: — А по каким признакам вы определили, что время года осень?

Дети: — Листья пожелтели, листопад, холодно, день короче ночь длиннее, ночью заморозки, небо серое, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, люди убирают урожай, утепляют свои жилища.

Воспитатель: — Да одна из первых примет осени — желтые пряди в листве деревьев, на одних листья еще зеленые, на других золотые, на третьих огненно красные, птицы готовятся к отлету в теплые края, а звери делают запасы и готовятся к зимней спячке, люди утепляют свои дома и запасают урожай в прок. В народе любят осень, особенно урожайную и теплую. Издавна в народе подмечали: «Если снег выпадает, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает». А вы знаете народные осенние приметы?

Дети: — «Гром в сентябре к теплой осени», «Осенью паутинка на ясную погоду», «Облака идут низко скоро похолодает».

Воспитатель: — Молодцы. Осенние приметы вы знаете. А на какие три периода можно разделить осени?

Дети: — Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: — А какие осенние месяца вы знаете?

Дети: — Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: — А теперь попробуйте угадать какой период осени описывают поэты.

1 ребенок:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

(Ф. И. Тютчев)

2 ребенок:

Унылая пора! Очей очарованье!

Прията мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А. С. Пушкин)

3 ребенок:

Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин)

Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное,

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые, Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Воспитатель: — Художники и поэты, музыканты часто выражают свое эмоциональное состояние, настроение в своих картинах, стихах, музыкальных пьесах. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на эти картины. Осень на них изображена разной грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Эти картины вам уже знакомы, давайте вспомним, о чем они. Вот первая картина, в каком жанре она изображена?

Дети: — Это пейзаж.

Воспитатель: — Кто её нарисовал?

Дети: — Художник Щербаков

Воспитатель: — Как она называется?

Дети: — Эта картина называется «Осенняя пора»

Воспитатель: — Какое время года изображено на ней?

Дети: — Художник изобразил время года осень.

Воспитатель: — Как вы узнали, что художник изобразил осень?

Дети: — Желтые листья на деревьях, пожухлая трава, прозрачное голубое небо и т. д.

Воспитатель: — А какое настроение вызывает у вас эта картина?

Дети: — Радостное, веселое.

Воспитатель: — Почему?

Дети: — Художник использовал яркие, теплые краски.

Воспитатель: — А теперь будет такое задание: придумать рассказ по этой картине, но название картине дать свое. Как бы вы назвали эту картину?

(Дети составляют один, два рассказа.)

Воспитатель: — А вот другая картина автор ее художник Кончаловский. А как называется эта картина?

Дети: — Картина называется «Первый снег».

Воспитатель: — А почему она так называется?

Дети: — Художник изобразил на ней первый снег.

Воспитатель: — В каком жанре она изображена?

Дети: — Это пейзаж.

Воспитатель: — Какое время года изображено на ней?

Дети: — Художник изобразил время года позднюю осень.

Воспитатель: — Как вы определили, что художник изобразил осень?

Дети: — Желтые листья на деревьях, опавшие листья, снег на крышах и на земле. Серое холодное небо.

Воспитатель: — Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Дети: — Грустное, унылое, хмурое, не веселое.

Воспитатель: — Почему?

Дети: — Художник использовал в картине серые холодные тона.

Воспитатель: — А по этой картине кто составит рассказ?

(Дети составляют один, два рассказа.)

Физ. минутка под музыку. «Травиата», муз. Верди

Воспитатель: — Отдохнули, вот и славно. А теперь поговорим о главном, садитесь на свои места.

Воспитатель: — Садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте осенний день под музыку Кореневского «Осенью».

(Дети слушают музыку с закрытыми глазами.)

Воспитатель: - Вот если бы вы были художниками, какие картины вы бы нарисовали, услышав эту музыку? Может кто-то нарисовал бы осенний день, как он гуляет по осеннему парку, а кто-то сидит дома и смотрит в окно на осенние улицы и т. д.

(Дети рассказываю два, три рассказа.)

Воспитатель: — Писатели и поэты также в своих произведениях по-разному воспевают осеннюю природу. Дети выучили стихи об осени известных поэтов.

1 ребенок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

Воспитатель: — Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети: — Радостное, веселое.

Воспитатель: — Почему?

Дети: — Автор говорит об осени веселыми, радостными словами.

2 Ребенок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора….

(А. С. Пушкин)

Воспитатель: — Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети: — Грустное, печальное.

Воспитатель: — Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

3 ребенок:

«Зайчик»

Хмурая дождливая наступила осень,

Всю капусту сняли, нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть…

Думает о лете, прижимает уши,

На небо косится — неба не видать…

Только б потеплее, только бы посуше…

Очень неприятно по воде ступать!

(А. А. Блок)

Воспитатель: — Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети: — Грустное, печальное.

Воспитатель: — Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель: — Сегодня мы с вами увидели и почувствовали, что осень у людей может вызывать разное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а быть может, теплую радость, если денек солнечный и погожий; возможно, тоску и уныние.

Воспитатель: — Предлагаю вам спеть песню «Осенний мотив», муз. и сл. Смирнова.

Воспитатель: — Ничего что осень наступила

Ничего что идут холода,

Ничего что на сердце тоскливо

Осень бывает уныла,

Осень бывает красива

Но жизнь продолжается, за осенью придет зима, которая будет радовать новыми красками, а пока еще осталось несколько деньков осени, давайте будем наслаждаться их красотой.

Воспитатель: — Дети, что вам понравилось и запомнилось больше всего из того что мы сегодня послушали и увидели?

(Дети отвечают.)

Публикации по теме:

«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе Наверное, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие.

Конспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группыКонспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое воспитание», «Физическое.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «По волнам математических знаний» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» Конспект образовательной.

Конспект ООД по развитию речи «Осенняя пора» в старшей группе. Цель: учить детей составлять небольшие рассказы по картине, придерживаясь плана; развивать связную и диалогическую речь; формировать умения.

Конспект прогулки по формированию обобщённых представлений о сезонных изменениях в неживой природе Программное содержание: Образовательная область «Познание» : - Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения продолжать.

Конспект прогулки в младшей группе «Осенняя пора» Цель: расширить представления детей об осени, ее основных признаках и характеристиках; конкретизировать и раскрыть представления детей об.

Конспект урока рисования в младшей группе «Осенняя пора» Автор: Трушкина Марина Александровна, воспитатель. Место работы: МБДОУ № 15 х. Красный Усть-Лабинский район Возраст: Младшая группа (3-4.

Конспект занятия «День знаний» в подготовительной к школе группе Цели : • Систематизировать и закрепить знания по теме «школа»; • Систематизировать и закрепить знания о школьных принадлежностях; • Развивать.

Мастер-класс по рисованию в подготовительной группе «Осенняя пора — очей очарование…»Мастер-класс по рисованию в подготовительной группе «Осенняя пора — очей очарование…» Сегодня хочу поделится с вами тем как мы с ребятами рисовали золотую осень используя разные материалы и краски. Цвет осени – это даже не.

Осень. Труд в природе на улице в подготовительной к школе группе Осень. Труд в природе на улице, в подготовительной к школе группе № 11. Выполнила: Федосеева С. Н. воспитатель 1 категории. сентябрь Первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по закреплению знаний о сезонных изменениях в природе в подготовительной к школе группе «Осенняя пора»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 13:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД