Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

Жанна Думанишева
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

Тема: «Традиции соблюдай, в круг друзей собирай»

Программные задачи:

- приобщать детей к обычаям и традициям русского и адыгского народа;

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- воспитывать толерантность через традиции;

- формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре двух народов;

- развивать умение сравнивать и находить общее в традициях двух народов;

- воспитывать уважение к обычаям и традициям;

- мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций.

Словарная работа:

обогащение словаря за счёт слов: обряд, традиция, боярышник;

активизация словаря: чем богаты, тому рады; гости, подарки, масленица.

Материал и пособия: слайды, проектор, экран, волшебный мешочек с атрибутами для выбора профессии, символы «Масленицы» в конвертах, веточка дерева, атласные ленточки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Жанна Рашидовна.

Ребята, я узнала, что в вашем детском саду есть такая замечательная группа, где играют, познают что-то новое дети разных национальностей (адыги, русские, греки, чеченцы, татары) и все они очень дружные.

А вы знаете, что у всех народов есть свои обычаи и традиции.

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте, мы с вами поговорим сегодня о них. Ребята традиции это - всё то хорошее, что нам передалось от стариков к детям от детей к внукам. Это частушки, праздники, игры, это и правила которые соблюдаются у нас и сейчас, в каждой семье.

Вопрос детям. А какие традиции есть у вас в семье?

(наводящими вопросами стараюсь добиться этих ответов)

Ответы детей. Желать здоровье, дарить подарки, приглашать и ходить в гости.

Слайд с русской избой под р. н. м. «Во поле берёзонька стояла»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня нас с вами в гости приглашает Машенька. Давайте узнаем, как в старину встречали гостей. А встречали они вот так: (накидываю шаль на плечи и говорю): Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать, заходите дорогие гости в дом, чем богаты, тому и рады! Как вы думаете, ребята, чем же угощали в русской избе?

Ответы детей:

Воспитатель: Скажите когда к вам домой приходят гости, вы их приглашаете в дом или квартиру? А чем вы угощаете гостей?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, что это? Какая звучит зажигательная музыка!

Посмотрите ребята, пожалуйста, на экран - это Алкес приглашает нас в свой дом — хъачещ. В свою адыгейскую семью. А это было так: (надеваю адыгейский головной убор)

… Ещё в стародавние времена у адыгов была комната отведённая специально для гостей. Угощение хозяева ставили для гостей на круглый стол с тремя ножками. Даже если гость был для них врагом или они его не знали, всё равно они его встречали и почитали как самого близкого три дня и три ночи. Только после этого они могли спросить, что же его привело к ним.

Ребята как вы думаете, какими адыгейскими блюдами будет угощать Алкес гостей?

(наводящими вопросами стараюсь добиться этих ответов)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята все народы очень гостеприимны и дружны.

А сейчас я хочу вам рассказать об очень интересном обряде, который называется «Первый шаг ребёнка».

И у русского народа и у адыгов название этого обряда звучит по-разному, но эта традиция, которую соблюдают и русские и адыги.

Ребята давайте мы с вами зайдём в гости в адыгскую семью и посмотрим, как проходит этот праздник «Первый шаг ребёнка».

Слайд Обряд первого шага.

Непривычного к ходьбе малыша всячески оберегали от падений и ушибов, надеялись и на магическую помощь обряда.

«Ребенка ставили на прочные предметы, например, на камень желая: «Пусть твердо, как камень, стоит на ногах!».

Русские имитировали перерезание ножницами невидимых пут, якобы до сих пор связывающих ноги ребёнка.

Главное в этом обряде - символический выбор будущей профессии: для мальчика - топор, молоток, нож, кинжал, изображение коня, газыри, и т. д., а перед девочкой выкладывали иголку, нитки, ножницы и прочие другие вещи. Выбранный ребенком предмет символизировал его «будущее занятие», «профессию».

Люди верили в то, что этот совершенный обряд помогает ребенку твердо встать на ноги, что с этой минуты ребенок начнет уверенно ходить.

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» и попробуем узнать, кто кем станет, когда вырастит.

Игра «Волшебный мешочек»

Слайды с праздником Масленицы

Воспитатель: Ребята, когда заканчивается зима и начинается весна, все люди празднуют приход весны. Вот и русский народ празднует «Масленицу». Это очень весёлый и радостный праздник с блинами частушками с пляскам, с играми, с песнями!

Беседа с детьми:

- Ребята, а вы отмечали в детском саду этот праздник?

- Вам было весело на нём?

- А как вы его отмечали?

Воспитатель: А давайте сейчас с вами соберём символы Масленицы из пазл.

Подойдите, пожалуйста, к столам. Соберите пазлы с элементами этого праздника. Какие вы ребята молодцы!

Воспитатель: Я хочу ребята устроить нам настоящий праздник.

По масленичной традиции обычно плели косички из ленточек.

Давайте мы с вами посоревнуемся, кто быстрее заплетёт солнышку косички из ленточек.

Игра «Заплети косички»

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы с вами узнаем, как же адыги празднуют приход весны?

Этот праздник они называют «Праздник первой борозды», он связан с солнцем и пробуждением жизни после зимы. На поле вспахивают первую борозду для посева зерна. А во дворах домов украшали в этот день дерево или ветку боярышника. Это растение - боярышник, считается у адыгов символом плодородия, его украшали ленточками и загадывали желания. В этот день адыгский праздничный стол ломится от еды - даже блюда сыр, щалям похожие на солнце - «славят» солнце.

Ребята давайте мы с вами тоже украсим ленточками наше дерево, и каждый загадает желание.

Воспитатель: Ребята любой праздник не обходится без игр. Давайте мы с вами тоже поиграем в одну очень интересную игру, в которую играю дети разных национальностей. Игра наша называется по-русски «Подбери платочек», а по-адыгски «Подбери шапку».

Воспитатель: Хвалю детей за активность, быстроту, умение играть дружно.

Воспитатель: Мы с вами поиграли и повеселились от души. Ребята, в каждой семье есть свои традиции и обряды. Даже если вы считаете, что в вашей семье их нет, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже сказанное утром: «Здравствуйте!», «Доброе утро!» и вечером: «Спокойной ночи!» - это тоже, своего рода традиции.

Соблюдая традиции, люди учатся дружить и уважать друг друга.

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами станцуем танец дружбы.

Ну-ка, повторяйте за мной!

«Танец дружбы» с трансляцией слайдов.

Воспитатель: Ребята вам сегодня со мной понравилось играть?

А какие обряды и традиции вы узнали?

Ответы детей: (если затрудняются задать наводящие вопросы)

Воспитатель: Ребята, не забывайте традиции, сохраняйте их и передавайте их друг другу! Ведь это очень здорово!

Мне с вами было очень интересно, вы дружные и гостеприимные! И я не могла прийти к вам с пустыми руками! У меня для вас подарки! Угощайтесь мои хорошие.

Всего вам доброго!

До свиданья! До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город — моя малая Родина» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город — моя малая Родина». Интеграция образовательных областей:.

«Городище — наша малая Родина». Итоговое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы«Городище — наша малая Родина». Итоговое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы .

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие по малой и большой Родине» Тема: «Путешествие по малой и большой Родине» Форма: Виртуальная экскурсия Цель: создание условий для развития познавательной активности.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Снова к нам пришла весна» Конспект непрерывной образовательной деятельности для старшей группы «Снова к нам пришла весна» Задачи: образовательные: - продолжать формировать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе «Гном-огородник» Автор: Михайлова Ирина Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка. Цель: Совершенствовать знания детей о месте произрастания.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы. «Приключения в математическом королевстве»Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы. «Приключения в математическом королевстве» Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы тема: «Приключения в математическом королевстве» Составила.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город» Воспитатель: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой.

Конспект занятия для детей старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Воронеж вчера и сегодня» Конспект занятия для детей старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию “Воронеж – вчера и сегодня” составила: Иловайская Ирина.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Поселок, в котором я живу» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Поселок, в котором я живу» Проект по нравственно-патриотическому.

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Славься, Слюдянский район!» Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Славься, Слюдянский район!» Программное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы
Опубликовано: 6 мая 2016 в 20:41
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Фотоотчет «Театр глазами детей».
Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг. И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. Это всё -...
Фотоотчет занятий в средней группе, посвященных празднованию Дня Победы
День победы - это особый, очень важный для каждого русского человека, один из самых любимых и главных праздников в нашей стране! Именно поэтому очень важно...
Музыка, как средство здоровьесбережения.
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и...
Консультация для родителей «Секреты эффективного отцовства»
Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в...