Получи документы

Конспект НОД «310 лет Санкт-Петербургу»

Олеся Саженкова
Конспект НОД «310 лет Санкт-Петербургу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49 комбинированного вида»

Конспект НОД

Для детей подготовительной группы

ОНР III

Тема: «310 лет Санкт – Петербургу, городу, основанному по замыслу царя- реформатора Петра I в устье Невы и ставшему на два столетия столицей Российской империи (1703г.)

Познавательно – речевое направление

«Ключи от волшебного города»

Обобщение знаний по теме «Санкт – Петербург»

Разработано

Учителем – логопедом

Саженковой О. В.

2013г.

Публикация «Конспект НОД „310 лет Санкт-Петербургу“» размещена в разделах

Коррекционные цели:

- расширить представления детей о родном городе и его достопримечательностях;

- обобщить и активизировать активный и пассивный словарь детей по теме: Санкт – Петербург : дворцы, мосты, Фонтанка, Петропавловская крепость, Летний сад, площадь, проспект и т. д.

- продолжить работу над формированием звукослоговой структуры сложных слов;

- развивать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными);

- совершенствовать навык звуко – буквенного анализа и синтеза;

-дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах.

Образовательные:

- умение образовывать слова – родственники, подбирать признак по предмету;

- развитие зрительного внимания детей, логического мышления;

- развитие связной речи, навыков чтения;

- умение вести диалог с педагогом.

Воспитательные:

- воспитание у детей любви к родному городу;

- воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание умения слышать и слушать взрослого и товарищей.

Интеграция областей:

«Социально – личностное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно – эстетическое» - воспитание.

Оборудование:

Мультимедийная доска и проектор, ноутбук, магнитная доска, иллюстрации с видами Санкт – Петербурга, карточка с ребусом, образцы раскрасок с видами СПб.

Предварительная работа: Просмотр иллюстраций с видами СПБ, поездка с родителями на экскурсию, чтение детских стихов о СПб, разучивание стихотворений, беседы по прочитанному, работа с разрезными картинками.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие детей. Создание эмоционально – положительного фона.

Педагог встречает детей. В руках – посылка.

- Ребята, посмотрите, что сегодня утром принесли в наш садик.

Дети: Это посылка!

Педагог: Правильно! Это посылка. Давайте все вместе ее откроем и посмотрим, что в ней лежит. Педагог открывает посылку и достает связку больших ключей.

Педагог: Интересно, что можно открывать такими большими ключами?

Дети: Большие двери, ворота, замки и т. д.

Педагог: Я думаю, что вы правы. Но я не знаю, где можно найти такие большие ворота. Наверно, только в больших городах. Ребята, скажите, а рядом с нами есть большой город?

Дети: Да! Это Санкт – Петербург!

Педагог: Молодцы! Конечно, это Санкт – Петербург!

Давайте отправимся в это город и может быть узнаем, что можно открывать такими большими ключами.

2. Рассказ педагога о том, кто основал этот город.

Педагог: А вы знаете, кто основал этот город и почему он так назван?

Дети: Нет!

Педагог: послушайте внимательно мой рассказ. Очень давно жил царь Петр I. Он был очень молод, всему хотел научиться сам и сделать многое для России. Петр много путешествовал, видел большие красивые города, в которых дома были высокие, каменные. В России таких городов не было. В столице государства Российского – в Москве, дома были маленькие, деревянные, не прочные. Да и непохожа она была на европейские города: одни заборы да огороды, каменных домов по пальцам пересчитать можно – большая деревня да и только.

Столица могучего государства должна быть другой: многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и морским портом. Но в России нет такого города. Нет? – Значит надо построить. Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает) : до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на российские земли ходить. Одна беда – земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но коли царь Петр решил, значит городу быть. Можно сказать, вся страна город строила. Строительство началось с Петропавловской крепости, которую построили на Заячьем острове. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без строительного груза – трех камней. И в 1703 году город поднялся.

Санкт – Петербург – город святого Петра – покровителя государя. Этот город был настолько красив, что его стали называть Северной Венецией и на два столетия он стал столицей нашего государства. А царя Петра I стали называть Петр Великий. (слайд №2 с изображением города).

Ребята, и сейчас наш город является одним из самых красивых городов мира. В этом году ему исполнилось 310 лет со дня основания. Поэты всех времен посвящают Петербургу свои стихи. Послушайте стихотворение «Моему городу» юной петербуженки Кати Озеровой:

Среди болот, дорог и вьюг,

Как исполин из сказки,

Явился миру Петербург,

Волной любви обласкан.

Его скульптуры и дворцы,

Фонтаны, скверы, парки,

Его ограды и мосты,

Кораблик на Фонтанке,

Его кресты, его гранит –

Веков узор так прочен!-

Все восхищает и пленит

В сиянье белой ночи.

Люблю тебя я, город мой,

Не знаю краше места!

Мне жизнь, единая с тобой,

Дарована в наследство!

Педагог: Понравился вам рассказ?

Дети: Да!

Педагог: Но мы должны справиться со сложной задачей: у нас есть ключи, а мы не знаем, для чего они. Мы с вами много говорили о Санкт – Петербурге, рассматривали иллюстрации, читали книги и я уверена, что вы справитесь с заданиями, хотя сделать это будет непросто.

3. Развитие связной речи, умение вести диалог с педагогом.

Начинаем наше путешествие. Посмотрите на слайды. Что вы видите?

(слайд № 3: Невский проспект, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор).

Педагог: Выберите хорошо знакомое вам изображение известного места и расскажите о нем: почему оно вам нравится, чем знаменито. Используйте в своем рассказе прилагательные, которые дополнят и украсят ваш рассказ. Например: Петропавловская крепость высокая, красивая, с золотым шпилем.

(Дети по желанию рассказывают о хорошо знакомом им месте). (на слайде № 3 появляется ключ).

Педагог: Вы молодцы! Вы составили очень хорошие рассказы и мы открыли первую дверь. Посмотрите, рядом с каким изображением появился ключ?

Дети: Рядом с Петропавловской крепостью.

Педагог: Правильно! Мы открыли двери Петропавловской крепости и можем идти дальше.

4. Деление слов на слоги, звукобуквенный анализ слов, умение вести диалог с педагогом.

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами изображены реки нашего города: Фонтанка, Нева, Мойка.

Давайте разделим эти слова на слоги.

Дети: Фон – тан – ка, Не – ва, Мой – ка.

Педагог: Молодцы! Перед вами лежат карандаши и тетради. Выполните в них звукобуквенный анализ этих слов.

(Дети вместе с педагогом выполняют задание).

Посмотрите на слайд. (Слайд № 4 с правильными ответами + ключ).

5. Развитие фонематических представлений (дифференциация С и Ш в слогах, словах).

Дыхательная гимнастика.

Педагог: Ребята, представьте, что подул легкий ветерок, подгоняя маленькие лодочки. Какой звук мы слышим?

Дети: С –С-С

Педагог: Правильно! Мы слышим звук С. А если подуть сильнее?

Дети: Ш –Ш –Ш

Педагог: Молодцы! А теперь давайте поиграем. Педагог берет в руки мяч ( совершенствование фонематических представлений: дифференциация звуков С и Ш в слога, развитие навыка чтения).

Педагог: СА

Дети: ША

Педагог: СО

Дети ШО

Педагог: Су

Дети: ШУ

Педагог: Молодцы! А теперь посмотрите на слайд. (слайд № 5 изображение двух девочек: Саши и Шуры и картинки со словами: сыр, кошка, носок, чашка, стол, шуба + ключ). Дифферециация звуков С и Ш в словах.

Перед вами изображения двух девочек: Саши и Шуры и картинки со словами. Выберите для Саши картинки со звуком С, а для Шуры – со звуком Ш. Дети выполняют задание, высвечивается правильный ответ на слайде. Педагог оценивает работу детей. Молодцы! Вы справились с заданием и получаете еще один ключ. А мы продолжаем наше путешествие по Санкт – Петербургу.

По рекам ходят корабли, маленькие лодочки.

(слайд № 6: корабли, катера, лодочки).

Перед вами ребус. Разгадав его, вы узнаете, что нужно кораблям для остановки и сможете получить еще один ключ.

(слайд № 7 с ребусом ЯКОРЬ + ключ).

Педагог: Да, корабли бросают якоря, чтобы остановиться и взять пассажиров на свой борт или груз.

А как называется место, где останавливаются корабли, катера?

Дети: Причал, набережная.

Педагог: Правильно.

(слайд № 8 с изображением Невы, Фонтанки + ключ).

Посмотрите, какие красивые набережные. Давайте попробуем подобрать прилагательные для их описания.

Дети: Набережные широкие, гранитные, чистые, нарядные.

Педагог: Умнички! Вы подобрали много прилагательных и заработали еще один ключ.

Давайте немного отдохнем. Физминутка «в Летнем саду листопад» Н. В. Нищевой

В Летнем саду листопад Кружатся на месте

Листья в саду шелестят Приседают, водят руками по полу.

В канавке Лебяжьей

Купаются листья

Газоны от листьев Взмахивают воображаемой метлой.

Дворники чистят

Грустные статуи в тихих аллеях.

(Встают на носочки и замирают.)

В тихих аллеях осенью веет. Снова кружатся.

Отдохнули? Тогда продолжаем наше путешествие.

6. Подбор родственных слов к слову мост, работа с разрезными картинками (общая и мелкая моторика) Адмиралтейство (картинка).

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, что соединяет два берега?

Дети: Мост.

Педагог: А вы знаете, сколько мостов в Петербурге?

Дети: Много.

Педагог: Да, много. Все мосты абсолютно разные. Есть разводные мосты, висячие мосты, железнодорожные.

Посмотрите на слайд. (слайд № 9. Мосты)

Педагог называет название мостов.

А давайте подберем к слову мост родственные слова.

Дети: Мостик, мосты.

Педагог: Молодцы! Самые красивые и необычные разводные мосты.

Они предназначены для того, чтобы большие корабли могли спокойно проплывать по Неве. А вы знаете, где был построен первый корабль?

Дети: Нет.

Педагог: В Адмиралтействе. Адмиралтейство – это верфь, место, где строились большие корабли. А корабли Петру I были очень нужны. Он говорил: «…Государь, у которого нет флота, имеет одну руку, а у кого есть флот – две руки….». Первый корабль назывался «Прам» и царь сам помогал его строить. Поэтому в Адмиралтействе стоит памятник «Царю – плотнику», а на шпиле Адмиралтейства – золотой кораблик.

Перед вами разрезные картинки. Сложите все части и мы узнаем, что открывает еще один ключ. (слайд № 10: Адмиралтейство, кораблик на шпиле + ключ).

Педагог: Вы честно заработали этот ключ. Мы идем дальше.

(слайд № 11: изображение памятных мест города).

А еще в нашем городе много церквей, соборов. Царь Петр I сам принимал участие в постройке Троицкого собора, Чесменской церкви. Он считал, что город оберегает Бог и святые. И в их честь построены Казанский и Исаакиевский соборы. Давайте послушаем рассказы ребят об этих соборах. (Заранее подготовленные рассказы)

Пример: Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства.

(рассказы сопровождаются показом слайда № 12 + ключ).

Педагог: Нам очень понравились ваши рассказы. Вы получаете еще один ключ. Я очень довольна вашими знаниями о своем городе. Мы проделали большой путь, много узнали нового и заканчиваем наше путешествие у красивых ворот.

(слайд № 13 Летний сад).+ ключ.

Что это за ворота?

Дети: Ворота Летнего сада.

Педагог: А вы знаете, почему он так назван – Летний сад? Летний сад – парковый ансамбль, памятник садово – паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт – Петербурга. Парк был заложен Петром I в 1704 году.

Летний сад – самый старый сад Санкт – Петербурга. Петр сам нарисовал план будущего сада. Сперва он засаживался однолетними цветами, «летником». Поэтому его и назвали Летним. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади. Давайте пройдемся по Летнему саду. Тишина. Не слышно городского шума, на скамеечках отдыхают люди, любуются красивыми клумбами, фонтанчиками. Так и хочется сесть и порисовать, помечтать. Возьмите карандаши, раскраски и немного пофантазируйте.

Дети раскрашивают раскраски с видами Санкт – Петербурга.

(слайд 14- раскраски + ключ).

Педагог: Давайте посмотрим на ваши работы и повесим их на магнитную доску. У вас получились замечательные работы. Из них можно сделать хорошую выставку. Я с удовольствием дарю вам еще один ключ.

7. Обобщение знаний по теме: «Санкт – Петербург».

Давайте вспомним, где мы были сегодня, что узнали нового и что открывали нашими ключами.

Ответы детей по пройденному материалу.

Педагог: Сегодня вы замечательно справились со всеми, даже очень трудными заданиями. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Педагог: Я сама тоже очень люблю этот город. Когда я также была юной, я тоже сочинила стихотворение об этом замечательном городе. Послушайте его:

Я иду по ночному проспекту,

От родного дома вдали,

Вдоль дороги, выстроясь рядом,

Ярким светом горят фонари.

Я люблю этот город волшебный,

Я люблю этот Петродворец,

По аллеям ходить незаметно,

Где скворец пропает, как певец.

Я вдохну эту влагу фонтана,

И у дуба в тени отдохну.

И уйду я не поздно, ни рано….

Чтобы снова вернуться к нему.

Я думаю, что став взрослыми, кто – то и из вас тоже напишет стихотворение об этом городе. Он действительно волшебный. А ключи, которыми мы открывали замки – это ключи от наших сердец, к которым этот город нашел дорогу раз и навсегда и остался в каждом из нас.

8. Заключительная часть

Педагог: Ребята, а вы помните, что было построено Петром I на Заячьем острове?

Дети: Петропавловская крепость.

Педагог: Правильно! Вы внимательно меня слушали. Посмотрите на слайд. Перед вами слово из пяти букв, которые стоят по порядку. Сложив правильно эти буквы мы узнаем, что находится на шпиле Петропавловской крепости и является хранителем нашего города.

(слайд № 15. Слово – ангел).

Вы молодцы! И завершаем наше путешествие «Гимном Санкт – Петербурга») О. Кваши

Слайд № 16 с видами Санкт – Петербурга.

Литература:

1. Открытки с видами Санкт – Петербурга

2. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» - СПб, Детство – Пресс, 2003г.

3. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. институтов/ под ред. Л. С. Волковой - М:. Просвещение, 1989г.

4. Санкт- Петербург : Рассказы для детей по истории города

Автор: В. К Дмитриев

Иллюстраторы А. Соловьев, В. Трофимов,.Н Полякова

Издательство: Корона – Принт

ISBN-5 – 7931 - 0351 – 1; 2010 г.

Сайты:

https://aboutpiter.ru- раскраски с видами СПБ

- ru.wikipediya.orq

- walkspb.ru

- https://livemp3.co- песня О. Кваши «Санкт – Петербург»

Показ презентации сопровождается музыкой Ф. Шопена «Весенний вальс».

Прикреплённые файлы:

peterburg_jfiaj.ppt | 24032 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Прошлое Санкт-Петербурга. Блокада Ленинграда» "Прошлое Санкт-Петербурга. Блокада Ленинграда" Старшая логопедическая группа Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ Задачи: Образовательные.

Конспект занятия-виртуальной экскурсии «Санкт-Петербург. Музей под открытым небом» Музейная педагогика в наши дни входит в образовательную деятельность как составная часть духовного, патриотического, эстетического воспитания.

Конспект НОД для детей 5–6 лет: «Путешествие по осеннему Петербургу» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. ГБДОУ д/с №56 Калининского района г. Санкт- Петербург Тема: «.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия по Санкт-Петербургу» .

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Прогулка по Санкт-Петербургу» Конспект открытого занятия Тема: «Прогулка по Санкт-Петербургу» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие,.

«Виват, Санкт-Петербург!» Конспект занятия, посвященного Дню города Конспект занятия, посвященный дню города. Для детей старшего и подготовительного возраста. «Виват! Санкт - Петербург» Составила.

Прогулка по Петербургу. Осенний досуг в старше-подготовительной группе 1. Под музыку дети входят в зал. Осень вместе с ними. Осень: Осень тонкой длинной кистью Перекрашивает листья. Красный, желтый, золотой.

Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по Санкт-Петербургу» Непосредственно образовательная деятельность с детьми Тема: «Путешествие по Санкт-Петербургу» (Младшая группа) Образовательный области:.

Непосредственная образовательная деятельность с использованием мнемотехники и моделирования «Путешествие по Санкт-Петербургу» Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Путешествие по Санкт-Петербургу» (Для детей старшего возраста 6-7 лет. С использованием.

Экскурсия по Санкт-ПетербургуЭкскурсия по Санкт-Петербургу Хочу поделиться своими впечатлениями после посещения красивейшего города нашей страны. Моему восхищению не было предела. Ведь это не просто.

Автор публикации:
Конспект НОД «310 лет Санкт-Петербургу»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 15:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД