Конспект НОД по реализации ОО «Коммуникация» в подготовительной к школе группе «Аленушкины сказки»

Наталья Цыцулина
Конспект НОД по реализации ОО «Коммуникация» в подготовительной к школе группе «Аленушкины сказки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Коммуникация.

Тема: «Аленушкины сказки» подготовительная к школе группа

Цель непосредственно образовательной деятельности: приобщение детей к книжной культуре.

Задачи образовательных областей:

Коммуникация:

• Формировать умение воспитанников выразительно передавать диалоги персонажей, передавать интонацией различные чувства (удивление, радость);

• Активизировать словарный запас детей; (обложка, корешок, страницы – переплет; книги сказок, учебники, энциклопедии, словари, атласы; узелковое письмо, наскальное письмо, пергамент, береста, папирус; летописец; печатный станок)

• Закрепить у воспитанников умение видеть характерные отличия творчества художников – иллюстраторов Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина и В. Сутеева;

• Развивать умение связно высказывать свое мнение;

• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание:

• Познакомить воспитанников с историей создания книги;

• Активизировать познавательную деятельность;

• Вызвать интерес к миру книги;

• Воспитывать бережное отношение к книгам.

Социализация:

• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

• Создать атмосферу радости и добра, воспитывая самостоятельность, настойчивость в достижении положительного успеха;

• Побуждать умение включаться в совместную игровую деятельности.

Музыка:

• Развивать эмоциональность.

Художественное творчество:

• Формировать умение передавать в рисунке задуманный сюжет;

• Побуждать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа;

• Развивать детское творчество.

Физическая культура:

• Совершенствовать двигательную активность.

Здоровье:

Развивать моторную координацию.

Предполагаемый результат:

формирование у воспитанников интереса к книгам и интереса и потребности в чтении.

Направление: познавательно - речевое.

Образовательная область: познание.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная.

Формы организации совместной деятельности:

игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ педагога, физкультминутка, музыкальное сопровождение, показ слайдов, рисование воспитанниками иллюстраций к сказке.

Интеграция областей: Социализация, познание, физическая культура, музыка, безопасность, художественное творчество, здоровье.

Предварительная работа:

• Беседы с детьми об истории возникновении книги;

• Цикл познавательных и речевых занятий на тему «Художники-иллюстраторы»;

• Создание рукотворной книги «Аленушкины сказки» совместно с родителями;

• Акция «Лечим книгу»;

Рассказывание и пересказ сказок, отгадывание загадок;

• Показ инсценировки сказки «Заюшкина избушка» с использованием платковых кукол для детей младшей группы;

• Дидактические игры из серии «Мои любимые сказки»;

• Рисование, аппликация на тему «Волшебные картинки»;

• Выставка книг,«Какие бывают книги»;

• Рассматривание красочно оформленных книг;

• Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг, летописца и т. д.

• Чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга».

• Чтение пословиц о книгах.

Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой».

Участие родителей: Совместно с воспитанниками изготовление книжек-малышек на тему «Сказки на ночь», создание рукотворной книги «Аленушкины сказки».

Оборудование:

Мультимедийное устройство, слайды; выставка разных книг; маски для инсценировки: Мишка, Лисичка, Белка, Поросенок; портреты детей; восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.

В: Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

А о нём нам расскажут литературные герои.

Сценка

Ходит Мишка, вертит в руках дощечку, переворачивает, пытается прочитать. Следом входит Лисичка:

Лиса: Миша, здравствуй! Что ты делаешь?

Мишка: Читаю!

Лиса: Давай читать вместе! (читают, входит лягушка)

Поросенок: Здравствуйте, чем вы занимаетесь?

Мишка и Лиса: Читаем!

Поросенок: И я с вами! (звери читают все вместе)

Белка: Здравствуйте, а что вы делаете?

Поросенок: Читаем.

Белка: Я тоже хочу почитать. (читают все вместе)

Мишка: Что же здесь написано? Здесь, наверное, написано «мед»!

Лиса: Нет, здесь написано «курочка»!

Белка: Нет! Здесь написано «орехи»!

Поросенок: Здесь написано «желудь»!

Воспитатель: Не спорьте, друзья, давайте я помогу вам прочитать. Здесь написано «книга»!

Все: Книга?

В: Да, книга. Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно

Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней!

Для чего нужны книги? (Выслушать ответы воспитанников). Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.

Сегодня, друзья мои, мы будем говорить о книге, об истории ее создания и о бережном отношении к ней. Часто говорят: «Книги – наши друзья».

Почему книгу считают другом? (ответы воспитанников).

Правильно, книги, как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить удивительные путешествия. Люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. Не зря говорит пословица «Книга – источник знаний».

Какие книги вы знаете? (ответы воспитанников – книги сказок, учебники, энциклопедии, словари, атласы).

Как вы думаете, почему книги делают из бумаги? А не из железа, дерева или стекла? (ответы воспитанников).

Мы знаем, что предметы состоят из частей, фрагментов и даже мы с вами.

Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).

А все вместе называется переплет.

А теперь давайте покажем нашу книгу.

Физминутка. «Открывай скорее книжку!»

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой -

Ведь у киски мех такой!

(Сядьте на стульчики).

А вы знаете, что сейчас есть суперсовременные книги, что это за книги?

Сегодня я познакомлю вас с электронной книгой. Она расскажет нам об истории возникновения книг! (открывается ноутбук, на котором будут демонстрироваться слайды).

Давайте мы с вами совершим путешествие во времени, когда человек уже умел говорить, но не умел писать.

Как же люди передавали информацию, как вы думаете? (ответы воспитанников)

(слайд№2). Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки. Чтобы прочитать такое «узелковое письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Как вы думаете, почему такие письма люди перестали использовать?

Да, были неудобные «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.

(слайд№3). Когда книг не было вообще, наши предки рисовали на скалах, и такой рисунок назывался рисуночным письмом.

Что человек мог изобразить в рисуночном письме? (Ответы воспитанников: Человек изображал в рисунке как он жил, охотился и чем занимался).А можно ли было передавать такое письмо на далекие расстояния? (Ответы воспитанников)

(слайд№4). Постепенно люди искали новые способы передачи мысли, научились делать дощечки из глины. Человек уже придумал буквы, умел писать. На них записывали важные исторические события. Вот перед вами библиотека из таких дощечек, которую перевозили из одного города в другой на верблюдах.

Как вы думаете, удобно ли было читать такие книги? (ответы воспитанников: нет). Почему?

(слайд№5). Египтяне, спустя время, догадались писать на папирусе. Папирус – это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали за тем на них.

(слайд№6). Прошло время, и в Европе люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли эти свитки пергаментом.

(слайд№7). В Древней Руси писали на бересте, и сейчас в Нижнем Новгороде при раскопках находят кусочки бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.

(слайд№8). Грамотный человек, который писал красиво назывался летописец, он выводил вот такие буквы. (слайд№9).

(слайд№10). Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу и долго хранили свой секрет в тайне. Наконец, книги стали писать на бумаге сначала от руки, затем стали печатать.

(слайд№11). Так выглядит первый печатный станок.

(слайд№12). А это первый человек, который напечатал книгу – зовут его Иван Федоров.

(слайд№13). Такие были первые печатные книги.

(слайд№14). Сейчас печатают замечательные книги, и жизнь без них теперь мы себе не представляем. (Обратить внимание на выставку)

Ребята, а кто пишет книги сейчас? (писатели, поэты). Еще журналисты, ученые.

Мы так много знаем о книгах, я приглашаю вас поиграть в игру «Ты мне – я тебе». Давайте встанем в круг. Я назову литературного героя, а вы назовете автора, который придумал этого героя.

Молодцы! Вы назвали много авторов книг. А кто создает иллюстрации к художественным произведениям? (ответы детей: художники – иллюстраторы)

Давайте вспомним знакомых нам художников – иллюстраторов. Предлагаю поиграть в игру «Посмотри и назови». (угадай художника – иллюстратора по иллюстрации)

слайд№15,16 Юрий Алексеевич Васнецов.

слайд №17,18 Евгений Иванович Рачев.

слайд №18,19 Евгений Иванович Чарушин.

слайд №19,20 Владимир Григорьевич Сутеев.

Сегодня я предлагаю вам стать художниками – иллюстраторами и нарисовать иллюстрации к нашей новой сказке. (показ книги)

Как называется наша книга? (ответы воспитанников) Почему мы её так назвали? (ответы воспитанников).

Вы выпускники и очень скоро пойдете в школу, а на память о вас останется замечательная книга сказок!

У вас на столах лежат страницы, они с вашими портретами, я предлагаю вам превратить свой портрет в любого сказочного героя, используя для работы разные материалы - цветные карандаши, фломастеры, пастельные мелки для создания выразительного образа. На следующем занятии мы с вами придумаем сказку с этими сказочными героями.

Пальчиковая гимнастика «Книги»

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

Молодцы, занимайте свои рабочие места.

Самостоятельное творчество детей, по окончании работы вывешиваются на стену.

В: Ребята, посмотрите, какие замечательные иллюстрации у нас получились.

Наше путешествие в прошлое книги подошло к концу. Вам понравилось путешествие?

Вы молодцы, спасибо большое за работу!

см. Презентацию.

Публикации по теме:

Проект для детей ясельной группы «Как мы лук сажали» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учётом интеграции образовательных областей: "Познание", "Коммуникация",.

Памятка для воспитателей «Оформление конспекта НОД» ТЕМА: ЦЕЛЬ: ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: РАЗВИВАЮЩАЯ.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД по реализации ОО «Коммуникация» в подготовительной к школе группе «Аленушкины сказки»
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 17:36
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...