Лучший педагог года

Конспект НОД «Корни Саровской земли»

Галина Головкина
Конспект НОД «Корни Саровской земли»

1. Пояснительная записка.

Цель: - приобщение детей и родителей к историческим, культурным и духовным ценностям Саровской земли.

Предварительная работа:

• изготовление объёмного макета из бумаги " Рельеф местности";

• оформление презентации;

• рассматривание иллюстраций с изображением храмов Сарова, видов монастыря "Саровская пустынь" разных веков;

• составление карт-схем Сарова, карт Саровского городища на пленке;

• формирование начальных умений ориентироваться по карте Сарова;

Публикация «Конспект НОД „Корни Саровской земли“» размещена в разделах

• проведение экскурсии по детскому маршруту к "Свято-Успенскому мужскому монастырю "Саровская пустынь";

• чтение книги П. В. Тужилкина "Сказ о Сарове";

• составление лимерик.

Форма проведения: занятие-взаимообучение.

Предполагаемый результат: дети проявляют интерес к истории родного города; самостоятельно используют полученные знания; отражают свои впечатления в художественно-речевом творчестве; владеют знаниями об уникальности саровской земли; умеют находить местоположение древнего поселения "Старое городище" на карте-схеме города Саров; у детей появляется стремление развивать в себе нравственные качества личности на примере жизни и деятельности людей, внесших вклад в историю Сарова; проявляют уважительное отношение к истории края и чувство сопричастности к родной земле.

II. Схема конспекта НОД

Подготовительная часть.

1. Ресурсный круг "Любимый город Саров".

2. Демонстрация фотографий с видами Сарова.

3. Слушание притчи "О дубе и тополе".

4. Эвристическая беседа в ресурсном кругу.

Основная часть:

5. Работа с макетом «Рельеф местности». Сообщение ребенка.

6. Работа с картами "Саровское городище" "Карта города Саров"

7. Воображаемая ситуация "Саровское городище"

8. Русская народная игра «Тетерка»

9. Презентация " История Свято Успенского мужского монастыря

"Саровская Пустынь"

10. Мотивация на познавательную деятельность детей совместно с родителями.

Показ фотографий.

11. Рассказ ребенка "Мы с семьей ходили в городской краеведческий музей"

12. Рассказ ребенка "Что я видел на раскопках"

13. Формирование "Корней Саровской земли"

14. Чтение и наклеивание лимерик на макет дерева.

Ш. Дидактическое обеспечение:

Технологии: информационно-коммуникативные технологии, ТРИЗ-технология, личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества, технология развивающего обучения, технология интегрированных занятий.

Дидактическое оснащение и оборудование:

- фотографии 6 шт. с видами Сарова

- плоскостной макет дерева с корнями формат А-1;

- притча "О дубе и тополе"

- макет "Рельеф местности";

- карта Сарова демонстрационная;

- карта Сарова форматА-4 на каждого ребёнка;

- карта "Старое городище" демонстрационная;

- карта "Старое городище" на каждого ребенка

- карандаши простые на каждого ребёнка;

- клей - карандаш на каждого ребенка

- мультимедийная презентация " Презентация " История Свято Успенского мужского монастыря "Саровская Пустынь";

- лимерики, напечатанные на листочках, у каждого ребенка свой;

- технические средства: проектор, компьютер, музыкальный центр.

IV. Мотивационно-ориентировочная часть:

Вместе с друзьями выяснить, в чём уникальность саровской земли.

V. Организация детской деятельности:

1. Подготовительная работа.

Ресурсный круг "Любимый город Саров"

(Дети сидят в ресурсном круге. На мольберте перед ними фотографии с видами города Саров.

Сегодня мы будем говорить о нашем любимом городе Саров и о Саровской земле. Скажите, что вы знаете о Сарове и из какого источника вы узнали? Источником может быть книга, энциклопедия, рассказ взрослого человека, друга, посещение экскурсий, музеев, выходные поездки. ( Ответы детей: город расположен на юге Нижегородской области, на территории Мордовского заповедника, он закрытый, является федеральным ядерным центром, в нем есть мужской монастырь "Саровская Пустынь", здесь жил батюшка Серафим и т. д.)

Мы живем в чудесном городе Саров, который расположен на территории Мордовского заповедника, поэтому он очень зеленый и красивый. Посмотрите, город как - будто утопает в зелени - столько в нем деревьев!

Демонстрация фотографий.

Мы с вами наблюдали, что когда случаются сильные бури и ураганы, то ветер выворачивает некоторые деревья из земли с корнем. Почему сильные ветра одни деревья ломают, а другие нет? (Ответы детей) Чтобы поразмышлять над этим вопросом, послушайте притчу "О дубе и тополе" : "На высоком лысом бугре жил разбойник ветер. Изредка он, по-змеиному свернувшись в кольцо, вполглаза дремал. Но чаще улетал в соседнюю деревню и безобразничал: то напустит в избы холоду, то сломит верхушку берёзы, то еще что натворит. Возвращался довольный, а за ним всегда тянулся хвост сора, пыли.

Однажды на лысом бугре весной проклюнулись два зеленых росточка. Росточки тянулись к солнцу, крепли и со временем превратились в два молодых деревца — дубок и тополёк. С высокого бугра они видели, как ветер в деревне обижает людей. «Как жаль, что мы выросли не на деревенской околице, — шептались они. — Мы бы своей грудью заслонили деревню от ветра».

С годами они стали крепкими и сильными деревьями. Но каждый со своим характером. Когда ветер начинал бушевать слишком сильно, тополь скрипел всем своим упругим телом, шумел и возмущался. Стоял с гордо поднятой головой, корни его были поверхностные, а он старался тянуться вверх. И однажды в сильную бурю сломался. Люди изрубили его на дрова.

Молодой дубок остался в одиночестве, и каждый порыв ветра гнул его до земли. Люди удивлялись его живучести, а он всё глубже пускал корни в землю, и разбойник ветер ничего с ним не мог поделать. А осенью в его ветвях выросли желуди. Ветер совсем рассвирепел: «Ишь како-о-ой! — выл и шумел он. — Гнулся до земли, а сам желудями обвешался! Уничтожу всё твоё потомство!» Ветер яростно стал срывать жёлуди и разбрасывать их как можно дальше.

Снова пришла весна, и из желудей проклюнулись росточки и потянулись к солнцу лопоухие дубки. Постепенно на бугре выросла зелёная дубрава и надёжно заслонила собой деревню. "

-Где жил разбойник ветер? (На высоком лысом бугре.)

-Что делал ветер? (Спал по-змеиному, а чаще улетал в деревню и безобразничал.)

-Какие два деревца выросли на бугре? (Дубок и тополек.)

- Какой тополек был по характеру? (Гордый, старался тянуться вверх, не пускал корни.)

-Какой дубок был по характеру? (Выносливый, терпеливый, волевой, он глубоко пуская свои корни в землю.)

- Что случилось с тополем? (Его сломал ветер.)

-Что произошло с дубом? (Дуб переносил порывы ветра и пускал глубже свои корни. Весной на нем выросли желуди, ветер разбросал их и из них выросла зеленая дубрава и заслонила деревню.)

- Почему ветер не смог сломать дуб? (Ветер не смог сломать дуб, потому что у него были сильные корни.)

Скажите, а у города или родной земли могут быть корни (ответы детей). Корни города или родной земли - это предки - люди, жившие на этой земле, их характеры и человеческие качества, дела и поступки, происходившие события. Чем глубже в историю уходят корни, чем события насыщеннее добрыми делами и поступками предков, тем мощнее и могучее корень. В трудные моменты людей питает то, что скрыто в их корнях, в сердце. в душе.

Вам интересно было бы узнать, что сокрыто в корнях Саровской земли, на которой мы живем? (ответы детей) Для этого перейдем к макету «Рельеф местности». Таня И. сделали с папой макет "Рельеф местности" и подготовили сообщение. (Макет представляет собой рельеф местности в виде треугольного мыса с крутыми берегами.)

2. Основная часть:

Работа с макетом «Рельеф местности»

Таня И: "Оказывается корни Саровской земли уходят глубоко в историю. Очень давно на территории нашего современного города был дремучий лес. В лесу находилась остроносая крутая гора. Примерно такой рельеф - земная поверхность был много тысячелетий назад. Повсюду росли хвойные и лиственные деревья. (На макет выставляются фигурки деревьев деревянного конструктора.) В лесу жило множество зверей и птиц. (Выставляются фигурки зверей и птиц.) С двух сторон гору огибали две реки, которые сливались и несли свои воды дальше. (Кладутся две атласные голубые широкие ленты, огибающие с двух сторон гору.) Однажды сюда пришли люди. Им здесь очень понравилось: в лесах было много зверей и птиц, в реках рыбы, а из горы струились родники с чистой и прозрачной водой. Люди здесь остались жить. Они укрепили эту территорию четырьмя валами (На макете размещаются три короткие пластилиновые валики и один длинный) и рвами. Получилось четыре отсека – четыре города. Эти места заселили тогда Городецкие племена, строившие укрепленные поселения. Называли их городищами. Эта территория стала частью Саровского городища, по названию реки. Нужно отметить, что Городецкое и Саровское городища - самые древние поселения на территории Нижегородской области.

Позднее эти земли были заселены мордовскими племенами. Мордва – народ спокойный, мирный и трудолюбивый. Люди занимались собирательством и охотой, умели изготавливать посуду из глины и даже плавить железо, делая ножи, копья и украшения. Все сведения об их образе жизни и традициях основаны на результатах археологических раскопок.

Древнее поселение погибло от вражеского нападения. Все строения были уничтожены пожаром. Долгое время эту территорию никто не хотел заселять, люди обходили её стороной. Она стала пустой. Её так и назвали – Пустынь, то есть пустое место. "

Работа с картами.

Хотите сами определить по карте, где находилось Саровское городище? (Ответы детей.) Садитесь за столы по парам. Перед вами карта современного города и карта Саровского городища, изображенная на пленке.

-Что нужно сделать, чтобы определить местоположение древнего поселения? (Нужно наложить карту древнего поселения на карту современного города.)

-По каким природным объектам будем ориентироваться? (По рекам.)

Кладём карту Саровского городища на карту города, совмещаем реки: реки Сатис и Саровка двух карт должны соответственно совпасть друг с другом. Мы видим, что первые три города располагались на территории Соборной площади и улицы Мира, а большой город почти доходил до улицы Ленина.

Воображаемая ситуация "Саровское городище"

Представим себе, что мы находимся в городище. Как вы думаете, что мы увидим? (ответы детей.) Мы увидим, что люди мирно занимаются каждый своим делом: изготавливают глиняную посуду, ткут, собирают грибы и ягоды, охотятся, ловят рыбу. В дремучих лесах увидим много птиц и зверей. Давайте с вами поиграем в игру «Тетерка», ведь в лесах в то время было очень много тетеревов.

Русская народная игра «Тетерка»

Тетерку выберем по нашей считалке:

«Я считалочку скажу,

Про Саров я расскажу

Он ни стар, ни млад у нас

Три «дубка» себе запас,

Здесь учёный и монах,

Много зелени в лесах,

Могу много говорить,

А теперь тебе водить.»

Правила игры: водящего – Тетерку выбирают по считалке. Тетерка выбирает себе тетеревят - половину детей. Тетеревята встают за Тетеркой цепочкой, взявшись за пояс впередистоящего. Все остальные дети, взявшись за руки и подняв их, образуют круг. Они представляют собой «лес». Тетерка, петляя между деревьями, ведет гулять тетеревят по лесу, напевая с ними песню:

«Тетерка шла, моховая шла,

Шла по ельничку,

По березничку,

Мне б самой пройти,

Да детей провести.

Открывайтесь ворота-

Заходите все сюда»

Последние две строчки поют дети, изображающие «лес» и резко захлопывают «ворота». «Тетеревята», оказавшиеся внутри круга, считаются «потерявшимися в лесу» и переходят в «деревья».

- На чем мы с вами остановились, знакомясь с корнями Саровской земли? (Ответы детей.) Что было дальше в истории нашего города, какие люди пришли, какими качествами они обладали, кто из них внес вклад в историю Саровской земли мы узнаем, посмотрев презентацию.

Презентация " История Свято Успенского мужского монастыря

"Саровская Пустынь"

Слайд1. Место стало пустынным, люди его обходили стороной, заселяя земли, находившиеся рядом: появился Темников, Арзамас, Дивеево. В Темниковских лесах жили разбойники, занимаясь грабежом и разбоем. Дорога Темников – Арзамас проходила через Пустынь -безлюдное, обросшее легендами место. Лес был настолько густым, что разбойники перемещались по веткам деревьев, наводя страх на проезжающих людей. Здесь то и любили разбойники -"подорожники " делить свою добычу. Так устроен человек, что все плохое забывается, а хорошее, доброе остается и умножается. Это время прошло.

Слайд 2. Места оставались пустынными до прихода первых русских иноков. Первым пустынножителем был монах Феодосий, он поселился на Саровской пустыни в 1664 году. Затем пришел инок Герасим. Они срубили себе кельи - небольшие домики и жили какое - то время на горе в безмолвии, перенося трудности и молясь Господу.

-Как вы думаете, какими качествами они обладали. (Ответы детей) Храбростью, решительностью, стойкостью. Нужно отметить, что монах Феодосий рассказывал о чудесах, происходящих на Саровской горе : о колокольном звоне из-под земли, о необычайном сиянии, исходившем от горы. Это место действительно является чудесным, не зря мы говорим, что Саров – чудесный город! Затем Феодосий и Герасим ушли, не выдержав испытаний. Некоторое время это место опять пустовало.

Слайд3. Позднее в 1691 году на Саровское городище или Старое городище пришел инок Введенского монастыря в Арзамасе Исаакий, в схиме Иоанн Попов которому было тогда 21 год. Пришел он для отшельничества, то есть для того, чтобы жить одному, вдали от людской суеты. Он и стал первостроителем Саровского монастыря, а 1691 год считают годом рождения города Саров. Он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер. Постепенно к нему стали присоединяться желающие жить строгой пустыннической жизнью - образовалось монашеское поселение.

В 1706 году был построен первый деревянный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" при отсутствии денежных средств за 50 дней. Жители Кременок и других окресных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, принесли церковную утварь, иконы, одежду, книги, колокола. 1706 год - год освящения первого храма считают годом рождения Саровского монастыря.

Вся жизнь первого настоятеля была полна примеров терпения, милосердия, братолюбием и добра. Вместе со всеми ходили на покосы и рыбную ловлю. Монастырский Устав - порядок, который ввел первый настоятель Иоанн, был очень строгий. Говорили: "Кто суров - тому в Саров". Саровский Устав взяли себе многие монастыри России.

-Скажите, какими качествами обладал первостроитель. (Ответы детей.) Терпением, трудолюбием, сильной волей, крепкой верой, умением дружить с людьми.

Слайд 4. Шестой строитель иеромонах Ефрем отличался строгой жизнью, терпением. За тихое и миролюбивое общение со всеми его любили и уважали. Отец Ефрем отличался необыкновенным милосердием и человеколюбием. Во время великого голода 1775 года многим приходилось питаться древесной корой, смешивать с мукой гнилое дерево и дубовые желуди. Тогда старец, печалясь о бедствующих, приказал кормить всех приходящих в обитель, каких бывало до тысячи в день. Другие монахи стали говорить, что самим не хватит хлеба. Тогда старец сказал: «Доколе Господу угодно, лучше страдать со всем народом, чем оставить его гибнуть от голода. Какая нам польза пережить подобных нам людей? Из них, может быть, и сами нас питали своими даяниями». Вскоре прибыл громадный обоз с хлебом.

-Как вы думаете, какими качествами обладал настоятель Ефрем? (Ответы детей) Терпением, человеколюбием, милосердием, огромной верой в Господа.

Слайд 5. Девятый настоятель Саровской обители – игумен Нифонт. Он следил за строгим соблюдением Устава, был способный строитель монастыря, трудолюбив, начитан в книгах. Сколько труда, старания, умения, смекалки необходимо было приложить первым строителям, чтобы без техники, машин построить такие величественные, красивые Храмы. Монахи сами возделывали землю, сеяли хлеб, на жерновах мололи муку. Занимались токарным и столярным делом, шили одежду, плели лапти, служившие обычной обувью. Одежда монахов была простой: летом – балахоны из холста, зимой – тулупы. Вкушать пищу разрешалось лишь в трапезной. Единственным лакомством братии в праздничные дни служил настой из малины и мяты, который пили с медом.

- Что можно сказать о насельниках монастыря, какие они были? (Ответы детей). Трудолюбивые, смекалистые, отличались послушанием и простотой во всем.

Слайд 6. Наш любимый и дорогой батюшка Серафим. Он не был настоятелем Саровской обители, но его вклад в историю Саровской земли, нашей страны неоценим. Господь наградил его за искреннюю веру, глубокую верность, нестяжательство, всецелое послушание Господу и Царице Небесной такой любовью к людям, что её хватало на всех приходящих к нему людей. Давайте вспомним, какой был батюшка Серафим и какие подвиги он совершил. (Ответы детей)

-Какими качествами был наполнен Преподобный? (Ответы детей.) Безмерной любовью, добротой, послушанием, простотой во всем, силой духа и верой.

Мотивация на познавательную деятельность детей совместно с родителями.

Показ фотографий.

Скажите, как люди узнали о том, какие события и какие люди жили на Саровской земле сотни лет назад. (Ответы детей)

Слайд 7. Сохранились письменные записи, устные воспоминания, предметы, сохранившиеся до наших дней. Все это и многое другое можно посмотреть с родителями в выходной день в городском краеведческом музее. Многие экспонаты музея были обнаружены в окрестностях Сарова. Каменные орудия труда тоже найдены в ближайших Сарову районах.

Слайд 8. В музее представлены древние книги, с оттисками печати библиотеки "Саровской пустыни".

Миша К. с семьей ходили в краеведческий музей. Сейчас он нам расскажет, что ему понравилось и запомнилось в нем.

Рассказ ребенка "Мы с семьей ходили в городской краеведческий музей"

Слайд 9. Для того, чтобы узнать больше об истории города проводились археологические раскопки. Два года назад был большой археологический раскоп в районе Октябрьского проспекта

Артем З. приходил на раскоп с братом. Послушаем, что он нам расскажет про раскопки.

Рассказ ребенка "Что я видел на раскопках"

Слайд 10. Совершая экскурсии на монастырскую площадь, мы с вами видели как копают котлован для постройки Успенского собора. Оказывается, в земле было сокрыто много различных объектов, а вот каких мы с вами узнаем, когда нам представится такая возможность.

Формирование "Корней Саровской земли"

Перед нами макет дерева. Давайте представим, что это Саровская земля. Что будет являться кроной дерева (ответы детей) Крона дерева- это современный город, мы с вами, настоящее. Поэтому перенесем фотографии с мольберта на крону дерева.

- Что будет в корнях этого дерева? (Ответы детей) это предки - люди, жившие на Саровской земле, их характеры и человеческие качества, дела и поступки, происходившие события. Давайте вспомним, какими качествами обладали люди, внесшие вклад в историю Саровской земли. (Ответы детей) Храбростью, решительностью, стойкостью, терпением, трудолюбием, милосердием, сильной волей, умением дружить с людьми, любовью, добротой, послушанием, простотой во всем, силой духа и верой.

- Куда мы прикрепим эти качества на макете. (Ответы детей) На корни. (Дети приклеивают заранее приготовленные листочки с напечатанными качествами личности)

- Вам нравится наше дерево? Почему оно такое красивое, крепкое, сильное, зеленое

(Ответы детей). Потому что у дерева сильные, добрые корни. Помните об этом и старайтесь быть такими же любящими, добрыми, милосердными, волевыми и верящими.

- Что мы подарим дереву? (Лимерики). Дети читают и наклеивают лимерики на макет.

Мы живём в удивительном городе Саров,

В котором много красивых дворов,

Много умных и известных людей,

У них в головах полно интересных идей.

Я люблю свой город Саров.

На горе было Старое Городище-

Древних людей жилище

Потом люди пропали,

Ничего с собой не взяли.

Так и осталось место пустынным

Был когда-то дремучий лес

И гора со множеством чудес

Две речки протекали

Прохладу давали.

Вот что было раньше.

Стоял когда-то монастырь,

Он был большой как богатырь.

Был он славен и могуч

И доставал до самых туч

Вот какой был раньше монастырь

Есть монастырь в городе Саров,

Он стоит между двух берегов.

Он победил много врагов.

Над ним батюшки Серафима покров.

Вот какой у нас монастырь.

Жили-были две речки,

Они были тихие. как овечки,

Любили они рядом плыть,

И о чем-то говорить.

Так и дружили Сатис и Саровка.

Стоит на горе колокольня,

Мы к ней ходили сегодня,

Наверху у неё часы,

А стрелки на них как усы.

Замечательная у нас колокольня.

Жил- был батюшка Серафим.

Многие его помнят таким:

Ходил он в простой одежде,

Давал людям надежду.

Люди любили батюшку

Рефлексия.

1. Что вы знаете о древнем поселении?

2. Как называлось древнее поселение?

3. Какое событие мы считаем днем рождения города?

4. Какое событие мы считаем днем рождения Саровской обители?

5. Какими качествами обладали настоятели и монахи?

Предлагаю вам, ребята, взять свои карты для того, чтобы рассказать родителям что нового вы узнали о саровской земле.

Желаю вам, чтобы для вас саровская земля была самой чудесной родной и чтобы корни саровской земли держали вас крепко в жизни. Мы можем гордиться корнями саровской земли. И если вам будет трудно, то вспомните, как поступали в подобных ситуациях монахи, батюшка Серафим и попробуйте поступить так же.

VI. Список литературы.

1. Серафим Чичагов. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/letopis-serafimo-diveevskogo-monastyrja/

2. Тужилкин П. В. Сказ о Сарове. — 2009.

3. Агапов А, Кожевникова В., Подурец А. Настоятели Саровского монастыря. - 1991

4. Подурец А. М. Саров : Памятник истории, культуры, православия. Саров-Саранск, 1999

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Успенская_Саровская_пустынь

Публикации по теме:

Конспект НОД «Дружат дети всей Земли» «Дружат дети всей Земли» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего возраста. Задачи закрепить знания детей о родном крае,.

Конспект НОД по изобразительному искусству «Богатыри земли русской» в подготовительной группе Конспект НОД «Изобразительное искусство» по теме «Богатыри земли русской» в подготовительной группе Вид деятельности :продуктивная Форма.

Конспект НОД по ФЦКМ «Илья Муромец — богатырь земли Русской» Тема НОД: Илья Муромец – богатырь земли русской. Воспитатель: Тархина А. В. Программное содержание: формировать представление о прошлом русского.

Конспект НОД по познавательному развитию «День Земли» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «День Земли» в средней группе Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на.

Конспект НОД по познавательному развитию «День Земли» в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Образовательная область.

Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри — защитники земли русской»Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри — защитники земли русской» Конспект НОД в подготовительной группе "Богатыри — защитники земли русской" Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского.

Конспект НОД «Защитники земли русской» с использованием ИКТ Программные задачи: - Образовательные: Способствовать накоплению знаний детей о военных профессиях. Активизировать познавательную и речевую.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Конспект НОД Познавательное развитие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия «Тамбовские корни Александра Сергеевича Пушкина» Тамбовские корни Александра Сергеевича Пушкина. Воспитатель: «Наверное, нет такого человека, который не читал бы произведений Александра.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Учимся писать корни и суффиксы» Цели: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов. Задачи: предметные УУД: содействовать развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Корни Саровской земли»
Опубликовано: 2 июля 2018 в 12:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД