Получи документы

Конспект НОД «О чем поют весной птицы»

Татьяна Кузьмина
Конспект НОД «О чем поют весной птицы»

Ход занятия.

1 часть.

(Дети сидят на стульях полукругом)

Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, а вы послушайте.

Воспитатель читает стихотворение:

«Вернулись раннею весной

Через моря, долины,

Певцы пернатые домой

На родину с чужбины»

Ребята, я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?

( Ответы детей: ….)

Публикация «Конспект НОД „О чем поют весной птицы“» размещена в разделах

Воспитатель: -Почему птицы прилетели именно к нам? (Потому что они у нас жили. Они вернулись на свою родину, наступила весна, появились насекомые.)

Воспитатель: -Ребята, а весна наступила? Назовите мне пожалуйста признаки весны. (растаял снег, стало тепло, лопаются почки и появляются листочки, трава, подснежники, солнце греет, день становится длиннее) .

Воспитатель:- Какие чудеса происходят весной в природе? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы, подснежники, тюльпаны, нарциссы распускаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т. д.)

Воспитатель: -Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам возвращаются наши пернатые друзья. И самая первая птица, которая прилетает к нам в марте – это скворец. В народе говорят: «Скворцы прилетели, значит весна пришла

-Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелётные)

Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Хорошо- плохо»

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас (зимой холодно в наших краях. Им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год.)

-Что плохого в том, что птицы улетают от нас (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же. (Дети заводят хоровод и произносят слова игры- заклички)

Игра «Закличка»

«Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.»

Ребята, у нас в группе есть чудо- деревья, на которые должны прилететь птицы. На столе лежат картинки перелётных и зимующих птиц. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды по 5 человек, каждый возьмёт по 1-й птице.

Рассмотрите их, и определите, какие они- зимующие или перелётные. Давайте всех зимующих птиц пригласим на дуб, на котором изображена снежинка ( зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.). А всех перелётных птиц пригласим к берёзе, на которой изображено солнышко. (перелё тные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка)

(Дети берут по 1 птице, рассматривают их и крепят к деревьям.

Вопитатель:- Что за чудо- деревья! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Перелё тные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка; зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.)

Воспитатель: - Как одним словом можно назвать этих птиц (Перелётные) ,

Воспитатель: -Как вы догадались, что это ласточка (У неё голова, крылья. Спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)

Воспитатель: -Как вы догадались, что это иволга? (у неё жёлтое оперение, а крылья и кончик хвоста – чёрные.)

Воспитатель: -А по каким признакам догадались, что это скворец? (Он весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)

Ребята, а как одним словом можно назвать птиц, которые остаются зимовать. (Зимующие).

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем!

Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)

Воспитатель: Что неправильно, почему (Мухи – это насекомые.)

Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, куницы…

Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…

Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки…

Воспитатель: Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своим песнями.

- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость. тревогу, волнение, страх и т. д.) .

Воспитатель: -А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто, как кричит»

Гуси (гогочут)

Утки (крякают)

Вороны (каркают)

Голуби (воркуют)

Синицы (пищат)

Совы (ухают)

Воробьи (чирикают)

Сороки (трещат)

Журавли (кричат)

Соловьи (свистят)

2 Часть

Воспитатель читает стих:

«Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце, о весне

И о родимой стороне.

И нет их песенки чудесней».

(Воспитатель с детьми переходят к столам)

Воспитатель: -А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые) .

Воспитатель: -Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры др.) .

Воспитатель: -Где строят свои гнезда? (На деревья, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)

Воспитатель: -Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.

(рассматривают картинки с изображением птиц и их гнезд)

Воспитатель: -А вот посмотрите, как ловко устроено гнездо зяблика : свито из тонких прутиков, из сухих прошлогодних стеблей. А чтобы кто- нибудь из врагов гнездо не заметил, в стенки его вплетены лишайники, те самые, что на дереве растут и ленточки бересты, чтобы хорошо было замаскировано гнездышко, не скоро найдешь!

-Гнездо дрозда устроено в самой развилке сучков. Да так хорошо, прочно оно устроено, все стенки глиной промазаны.

-А гнездо иволги похожи на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.

-Обычно соловей поселяется на опушке леса, по берегам рек в густых камышах, в садовых кустах и кустарниках. Устраивают гнезда около земли.

-Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится из комочков размокшей после дождя земли или глины.

-А вот дятлы строят гнёзда в дупле, которое легко определить по круговому входному отверстию, вытянутому сверху вниз.

-Кукушка

Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Помоги собрать материал для постройки гнезда»

(соломинки, веточки, пёрышки, бутылки пластиковые, пробки, вата, фантики, карандаши)

-Вот когда гнезда готовы, какая следующая забота перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).

Воспитатель: -А кто заботиться, высиживает, согревает, бережет их? (Мама- птица, самка)

Воспитатель: -Кто заботиться, кормит мама и птенцов? (папа, самец)

Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы) .

Воспитатель: -Ребята а мы можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники.)

3 Часть.

(дети проходят к стульчикам)

- Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу, в парке, в сквере? (тихо, спокойно; не рвать и не ломать растения, не разорять птичьи гнёзда и т. д.)

-Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу).

– А какую пользу они приносят природе? (птицы защищают растения от вредных насекомых)

- Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка» (дети разбирают прищепки –«клювики» и встают в круг)

Ищет птичка и в траве, (открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)

И на ветках, и в листве, (то же пальцами левой руки)

И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)

Мух, червей, слепней, жуков. (то же правой)

Воспитатель:- Ребята, а как вы считаете, надо охранять всех птиц и все живое на Земле?

(Ответы детей….)

– Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают «Правила друзей леса»с показом картинок)

Давайте будем любит, беречь и охранять природу.

Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны.

Ни скворца, ни воробья

Не обидел в жизни я.

4 Часть

Анализ занятия

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Из какого материала птицы делают гнёзда?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Литература :

1) М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду»

2) В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Экология», «Познавательное развитие»

3) Н. Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии «О чём поют птицы весной?» (средняя группа) Цель:уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых, развивать интерес.

Конспект открытого интегрированного занятия по аппликации в средней группе  «Скворечник»Конспект открытого интегрированного занятия по аппликации в средней группе  «Скворечник» Конспект занятия в средней группе Тема: «Скворечник» Программные задачи: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «О чем поют весной птицы»
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 22:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД