Лучший педагог года

Конспект НОД по изучению мордовскгого языка «В гости к матрешкам»

Валентина Тумайкина
Конспект НОД по изучению мордовскгого языка «В гости к матрешкам»

МДОУ «Лямбирский детский сад №3

комбинированного вида»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

МОРДОВСКОГО ЯЗЫКА

«ЭРЬЗЯНЬ КЕЛЬ»

Подготовила и провела: Тумайкина В. Н

ЦЕЛИ И ЗАДЧИ.

Развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку,

стремление к общению на мордовском языке.

Публикация «Конспект НОД по изучению мордовскгого языка „В гости к матрешкам“» размещена в разделах

Способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.

Учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух.

Знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.

МАТЕРИАЛ.

Картины с изображением диких и домашних животных, продукты питания

/хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/, кукла в национальном костюме, деревья, кустарники, домик, картины с изображением птиц, маска-шапка петуха, силуэты фартуков, заготовки из цветной бумаги, ножницы.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель здоровается по-мордовски с детьми, дети отвечают ей.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

В. Ребята, давайте посмотрим от кого это письмо.

- Нас приглашают в гости мордовские матрешки. Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.

/ На столе приготовлены : хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/

Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мордовском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:

Д. «Мон саян кши», «Мон саян куяр» и т. д.

Загадки о продуктах.

Ашо, прок лов

Тантей, прок медь /сахар/

Кежев атя модасо

Оршазь тюжа шубасо

Кие сонзе кайсевтьсы

Сень лайшевтьсы /лук/

В. Дети продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.

- Как надо сказать по-мордовски «Счастливого пути!».

Д. Паро ки ланго

/Дети идут и подходят к лесу/

/Картины, изображения животных, птиц/

На пенечке сидит кукла в национальном мордовском костюме

Дети здороваются с ней на мордовском языке :

Д. Шумбрачи ялгай

-Шумбратодо

- Кода тонь леметь? /Как тебя зовут?/

-Монь лемем Настя. /Кукла знакомится с детьми, спрашивает как их зовут/

Д. Кода тонь леметь?

Дети: Монь лемем Ваня и т. д.

- Настенька, что ты такая грустная?

-Я заблудилась.

В. Ребята, давайте мы для нее расскажем потешки, дразнилки, чтобы она развеселилась.

/Дети рассказывают на мордовском языке/

В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Настенька. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.

/Заходим в «лес», слышно пение птиц/

В. Ребята, куда мы пришли?

- Кто знает загадку про лес?

/Кизна шубасо

Тельня штапо/

В. Ребята, посмотрите сколько птиц в лесу!

-Каких птиц вы знаете?

/Ответы детей/

В. А кто вспомнит и прочитает стихотворение про птицу- скворец на мордовском языке?

Д. Чтение стихотворения «Письмар»/

В. Я хочу познакомить вас еще с одной птичкой. Эта птичка – дятел, по-мордовски – «шекшата». Она тоже встречается в наших краях, но мы ее редко видим, т. к. она живет в лесах

/Беседа/

- Вот мы с вами узнали еще одно слово на мордовском языке. «Шекшата» - это дятел. Повторите это слово за мной.

/Дети проговаривают слово/

Д. Хорошо в лесу! А чтобы наши легкие наполнились чистым воздухом, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

В. Посмотрите, в лесу много зверей. Настенька, дети знают, как они называются по-мордовски.

/Дети называют/

В. Дети еще знают загадки про них. Они загадают, а ты Настенька догадайся кто это:

Кизна яки

Телень перть уды /Медведь/

Салмукс марто яки

А стамо а машты /Еж/

В. Ребята, идемте дальше, а то матрешки, наверное, заждались.

/Подходят к домику. Возле дома на скамейке сидит кошка, на лужайке корова, теленок, коза, лошадь, свинья, на крылечке – собака.

В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки. Их что-то самих не видно, но посмотрите, какое у них хозяйство! Назовите, кто у них живет по-мордовски.

- А теперь загадаете загадки о них:

Д. А сэреди, соньс кувци

Яки кувци, мадии-кувци /Свинья/

Аволь столяр, аволь плотник,

Велесэ вадря роботник /Лошадь/

Сисем оймензэ

Фонарть сельмензэ /Кошка/

В. Посмотрите, а здесь петушок с семьей. Кто здесь?

Д. Атякш, сараз, цыпакат/

В. Мы с вами знаем мордовскую игру, давайте в нее поиграем.

Называется игра «Петушок».

В. А вот и сами матрешки вышли на наш шум.

Д. Шумбратадо, Матрешкат!

- Шумбрачи, тенк!

- Ребята, давайте посчитаем их на мордовском языке

Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, веете/

-Ребята, пока вы их считали они мне нашептали на ушко, что у них разносились фартуки и они стали не красивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.

/Дети подходят к столам/

В. Какие элементы мордовской росписи вы знаете?

В. Какие цвета используются в мордовском узоре?

/ Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.

В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам и исполним хоровод «Авкай мон вирев».

Литература

1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск 2001г.

2. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск 2004г.

3. Исайкина А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях».Саранск 1996г.

4. Брыжинский А. И «Лисьмаприне». Саранск 1996г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по изучению ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» Программное содержание:уточнить знания детей о транспорте (грузовом, пассажирском). Дать представление о транспорте специального назначения.

Конспект занятия по изучению ПДД «Как пройти через дорогу» Цель: 1. Познакомить детей с правилами перехода через дорогу по светофору. Задачи: 1. Закрепить знание основных цветов светофора (желтый,.

Комплексное занятие по изучению ПДД в средней группе «В гости к Буратино» Программное содержание:[/b] 1. Формировать элементарные знания об улице: тротуар, проезжая часть, разделенная на две части. 2. Уточнить.

Конспект НОД «Волшебный мир калмыцкого танца» к декаде калмыцкого языка, посвящённой международному Дню родного языка ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА (открытое занятие в рамках декады калмыцкого языка, посвящённой международному дню родного языка) Цель: Обобщить.

Конспект занятия по изучению ПДД Цель: 1. Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешеходов. 2. Закрепить знания детей - как следует переходить дорогу,.

«Знакомство с улицей». Конспект занятия по изучению ПДД для детей младшего возраста Организованная образованная деятельность с детьми средней группы на тему: «Знакомство с улицей» Цель: Формирование знаний у детей среднего.

Конспект занятия по изучению английского языка «Happy English» В современных условиях возросла значимость изучения иностранного языка. В школе начинают изучать язык со 2 класса. Раннее обучение языкам.

Организованная образовательная деятельность по изучению татарского языка в режимные моменты в средней группе Конспект режимного момента по обучению детей татарскому языку по проекту УМК «Минем ем» в средней группе Закрепление словарного.

Конспект занятия «Украсим сарафанчики матрешкам» Конспект занятия по рисованию во 2-ой младшей группе. Тема: «Украсим сарафанчики матрешкам». Программное содержание. Воспитывать у детей.

Конспект занятия по изучению ПДД в старшей группе «Удивительное путешествие» Удивительное путешествие Старшая группа Цель: способствовать формированию осознанного поведения на улицах города и в общественном транспорте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по изучению мордовскгого языка «В гости к матрешкам»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 10:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД