Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: «Весна»

Ольга Вишнякова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: «Весна»

Цель:

1. Обобщить знания детей о весне.

2. Активизировать использование в речи образных выражений и сложных слов.

3. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

4. Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зависимости от сезона.

М. /п.: сюрпризный момент: внесение сказочного персонажа, вопросы к детям, использование моделей, д. /и. «Какой, какая, какое?», стихотворение-игра «Бабочка» (из серии «Расскажи стихи руками», развивающая игра «Чёрное – белое» (ТРИЗ, нар. П. /и. «Гори, гори ясно!», художественное слово, поощрения.

Словарь:

Существительные: ледоход, сокодвижение, почки, насекомые, перелётные птицы, звери, подснежник, ландыш и др.

Прилагательные: яркое, ласковое, тёплое, звонкий, быстрый, говорливый, клейкая, нежная, ароматная и др.

Глагол: наступать, распускаться, просыпаться, появляться, менять и др.

Наречия: тепло, светло, весело, радостно и др.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом, воспитатель вносит конверт).

Кто-то бросил к нам в оконце

Посмотрите, письмецо!

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко

Пролетая, уронил?

Может, кто письмо, как шишку

К нам в окошко запустил?

- Ребята, что же это за письмо такое к нам пришло? Давайте-ка прочитаем. (Читает).

- Оказывается, это письмо от жителей волшебного леса. Знаете, что там случилось? Старичок-Лесовичок в свой лес весну не пускает. Говорит, что ему зима нравится. А ведь все так ждут прихода тепла. Нужно помочь жителям этого леса. Правда, ребята? (Да)

Но как же мы попадём в этот волшебный лес? (заглядывает в конверт)

А вот и слова волшебные. Послушайте внимательно, запомните, что нужно будет сделать. (Читает 1-й раз – дети слушают, 2-й раз – дети выполняют).

Глазки закрой

И два раза шагни,

Левую руку вверх подними,

Три раза вокруг себя повернись

И в волшебном лесу очутись.

- Откройте глазки, ребята. Вот мы и попали в волшебный лес. А где же Лесовичок? Да вот же он под кустами сидит. Здравствуй, Лесовичок. Что же это ты делаешь, весну в лес не пускаешь? (слушает Лесовичка).

- Ребята, Лесовичок говорит, что ему больше зима нравится, что зимой тихо, спокойно, никто спать не мешает. А весной шум, гам.

- Нет, ребята, не нравится ему. Лесовичок, пусти, пожалуйста, весну в лес, все так рады будут. …Кажется, согласился, но сначала мы должны рассказать ему всё, что знаем о весне так, чтобы убедить его, что весна – это хорошо. А за каждый понравившийся ответ он будет давать нам шишку. Если этих шишек будет меньше 10, то он весну в лес не пустит. Ну что, ребята, сможем выполнить условия Лесовичка? (Да).

(Дети садятся на стульчики, перед ними 2 фланелеграфа. Один пустой, на другом иллюстрация весны со стрелками).

- Ребята, посмотрите, Лесовичок нам подсказки приготовил. Ой, да тут и зимние есть. (Выкладывает их на пустой фланелеграф). Запутать нас хочет. Но мы будем выбирать только те, на которых изображены приметы весны.

(Дети выбирают карточку-модель с приметой, рассказывают про неё и помещают на 2-й фланелеграф).

1. День стал длиннее, а ночь короче. Солнце не только светит, но и греет. Оно доброе, нежное, ласковое. (Дети объясняют выражение «ласковое солнце»).

2. Тает снег. Сначала он немного подтаивает, а потом оседает, темнеет и исчезает совсем.

- Ребята, Лесовичок спрашивает, почему весной снег грязный. (Выпадая, он впитывает в себя выхлопные газы, дым, а когда тает, вся грязь остаётся на поверхности). Но даже такой тёмный снег упоминается в стихах. Послушай Лесовичок:

Чернея снегом умирающим,

Разбрызгав искрами капель,

Идёт о чём-то вспоминающий,

Весной, разбуженный апрель.

3. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. (Дети объясняют выражение «говорливый ручей») И про ручей есть стихотворение:

Я звонким обручем качу

Воды своей колечко,

Я в май по камушкам скачу,

Меня ждёт мама – речка.

4. На реке начинается ледоход.

- Ребята, Лесовичок спрашивает, что это за слово такое интересное «ледоход»

(2 слова: лед + ходит)

А Лесовичку интересно, почему начинается ледоход? (ручьи вливаются в реку, воды становится много, лед набухает, трескается, и начинается ледоход).

5. появляется первая нежная травка, первые весенние цветы.

- Ребята. Лесовичок думает, что мы не знаем названий первых цветов. Давайте их перечислим: подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, фиалки, одуванчик и др.

А про весенние цветы тоже есть стихотворение, вот, например:

Лес стоит понурый, жалкий,

Он за зиму похудел.

Прибежали в лес фиалки,

чтобы он повеселел.

Им приятно в день весенний

Разливать лиловый смех.

Им не страшно, что под елью

Притаился талый снег.

- Набухают почки. Распускается листва. А Лесовичок говорит, что листочки могут и зимой распуститься, он их сам даже приклеит. Что-то он нас снова путает. Могут ли зимой появиться листья? Почему? (Нет. Потому что для роста растений необходимо тепло, а зимой холодно. Весной греет солнце, у деревьев начинается сокодвижение. На деревьях появляются листья.

Ребята, Лесовичку интересно, что означает слово сокодвижение. (Два слова: сок + движется).

Ребята, и все равно Лесовичок ворчит: солнце жаркое, ручей шумный, листва липкая. Давайте поиграем и скажем, какое солнце, какая листва, какой ручей.

(Игра, «Какой? Какая? Какое?»)

7. Просыпаются звери, которые зимой ложились в спячку (медведи, ежи, мыши, куницы и др.). Заяц и белка меняют свои шубки с белых на темные.

Весело аукнула из лесу весна,

Ей медведь откликнулся, пробурчав со сна.

Всполошилась белочка, глянув из дупла,

Дождалась, пушистая, света и тепла.

8. Просыпаются насекомые: божьи коровки, бабочки, муравьи, пауки и др.

- Ребята, Лесовичок не любит насекомых, особенно гусениц. Он говорит, что они такие неприятные. А Лесовичок даже не вспомнил, что из гусениц появляются прекрасные бабочки. Давайте ему об этом напомним.

Игра-стих «Бабочка».

Лесовичок говорит, что у него в лесу зимой тоже были насекомые: белые мухи, и они не жужжали и не кусались. Что это за мухи? (снег). А где зимой были настоящие насекомые? (спали под сухой листвой, травой, листвой деревьев).

9. Прилетают птицы: грачи, скворцы, стрижи, журавли, ласточки, чайки, утки.

- Ребята, оказывается, Лесовичка больше всего раздражает весенний птичий шум. Он говорит, что птицы только и умеют, что шуметь, кричать, и никакой пользы от них нет. Ты не прав, Лесовичок, птицы – друзья природы. Они приносят много пользы. Ребята, докажем Лесовичку, что птицы приносят больше пользы, чем вреда.

Игра «Черное и белое»

- Лесовичок согласился с пользой птиц, но он ни разу не видел таких птиц как грач и чайка. Давайте, изобразим грача и чайку, а Лесовичок посмотрит.

(Дети изображают грача и чайку: движения и звукоподражание).

- Ребята, что-то мы с вами играем и играем, а Лесовичок смотрит. Давайте позовем его с нами поиграть. Лесовичок, поиграй с нами в русскую народную игру «Гори-гори ясно!». В нее играл народ, когда провожал зиму и встречал весну.

(Игра с музыкальным сопровождением).

Ну что, Лесовичок, убедили мы тебя, что весна прекрасное время года? Ах да мы забыли шишки пересчитать. (Пересчитывают). Вот, Лесовичок, их 10 штук. Справились мы с твоим заданием! Пора весну в лес пускать.

Уходи, мороз косматый,

Слышишь, старый или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

А зима сдала, осела,

Хватит ей озорничать.

Выходи, ребята, смело

Песни петь и май встречать!

Послушайте, ребята. Слышите, птицы запели.

(звуки «Голоса птиц»)

Значит, в волшебный лес пришла весна. А мы можем возвращаться домой. До свидания, Лесовичок!

Глазки закрой

И два раза шагни.

Левую руку вверх подними.

Три раза вокруг себя повернись

И в группе уютной своей очутись.

Ну вот, ребята, мы и дома. Понравилось вам это приключение? Молодцы, все вы были активными, внимательными, дружными, поэтому и помогли волшебному лесу.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: «Весна»
Опубликовано: 24 мая 2013 в 07:12
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...