Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: «Весна»

Ольга Вишнякова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: «Весна»

Цель:

1. Обобщить знания детей о весне.

2. Активизировать использование в речи образных выражений и сложных слов.

3. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

4. Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зависимости от сезона.

М. /п.: сюрпризный момент: внесение сказочного персонажа, вопросы к детям, использование моделей, д. /и. «Какой, какая, какое?», стихотворение-игра «Бабочка» (из серии «Расскажи стихи руками», развивающая игра «Чёрное – белое» (ТРИЗ, нар. П. /и. «Гори, гори ясно!», художественное слово, поощрения.

Словарь:

Существительные: ледоход, сокодвижение, почки, насекомые, перелётные птицы, звери, подснежник, ландыш и др.

Прилагательные: яркое, ласковое, тёплое, звонкий, быстрый, говорливый, клейкая, нежная, ароматная и др.

Глагол: наступать, распускаться, просыпаться, появляться, менять и др.

Наречия: тепло, светло, весело, радостно и др.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом, воспитатель вносит конверт).

Кто-то бросил к нам в оконце

Посмотрите, письмецо!

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко

Пролетая, уронил?

Может, кто письмо, как шишку

К нам в окошко запустил?

- Ребята, что же это за письмо такое к нам пришло? Давайте-ка прочитаем. (Читает).

- Оказывается, это письмо от жителей волшебного леса. Знаете, что там случилось? Старичок-Лесовичок в свой лес весну не пускает. Говорит, что ему зима нравится. А ведь все так ждут прихода тепла. Нужно помочь жителям этого леса. Правда, ребята? (Да)

Но как же мы попадём в этот волшебный лес? (заглядывает в конверт)

А вот и слова волшебные. Послушайте внимательно, запомните, что нужно будет сделать. (Читает 1-й раз – дети слушают, 2-й раз – дети выполняют).

Глазки закрой

И два раза шагни,

Левую руку вверх подними,

Три раза вокруг себя повернись

И в волшебном лесу очутись.

- Откройте глазки, ребята. Вот мы и попали в волшебный лес. А где же Лесовичок? Да вот же он под кустами сидит. Здравствуй, Лесовичок. Что же это ты делаешь, весну в лес не пускаешь? (слушает Лесовичка).

- Ребята, Лесовичок говорит, что ему больше зима нравится, что зимой тихо, спокойно, никто спать не мешает. А весной шум, гам.

- Нет, ребята, не нравится ему. Лесовичок, пусти, пожалуйста, весну в лес, все так рады будут. …Кажется, согласился, но сначала мы должны рассказать ему всё, что знаем о весне так, чтобы убедить его, что весна – это хорошо. А за каждый понравившийся ответ он будет давать нам шишку. Если этих шишек будет меньше 10, то он весну в лес не пустит. Ну что, ребята, сможем выполнить условия Лесовичка? (Да).

(Дети садятся на стульчики, перед ними 2 фланелеграфа. Один пустой, на другом иллюстрация весны со стрелками).

- Ребята, посмотрите, Лесовичок нам подсказки приготовил. Ой, да тут и зимние есть. (Выкладывает их на пустой фланелеграф). Запутать нас хочет. Но мы будем выбирать только те, на которых изображены приметы весны.

(Дети выбирают карточку-модель с приметой, рассказывают про неё и помещают на 2-й фланелеграф).

1. День стал длиннее, а ночь короче. Солнце не только светит, но и греет. Оно доброе, нежное, ласковое. (Дети объясняют выражение «ласковое солнце»).

2. Тает снег. Сначала он немного подтаивает, а потом оседает, темнеет и исчезает совсем.

- Ребята, Лесовичок спрашивает, почему весной снег грязный. (Выпадая, он впитывает в себя выхлопные газы, дым, а когда тает, вся грязь остаётся на поверхности). Но даже такой тёмный снег упоминается в стихах. Послушай Лесовичок:

Чернея снегом умирающим,

Разбрызгав искрами капель,

Идёт о чём-то вспоминающий,

Весной, разбуженный апрель.

3. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. (Дети объясняют выражение «говорливый ручей») И про ручей есть стихотворение:

Я звонким обручем качу

Воды своей колечко,

Я в май по камушкам скачу,

Меня ждёт мама – речка.

4. На реке начинается ледоход.

- Ребята, Лесовичок спрашивает, что это за слово такое интересное «ледоход»

(2 слова: лед + ходит)

А Лесовичку интересно, почему начинается ледоход? (ручьи вливаются в реку, воды становится много, лед набухает, трескается, и начинается ледоход).

5. появляется первая нежная травка, первые весенние цветы.

- Ребята. Лесовичок думает, что мы не знаем названий первых цветов. Давайте их перечислим: подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, фиалки, одуванчик и др.

А про весенние цветы тоже есть стихотворение, вот, например:

Лес стоит понурый, жалкий,

Он за зиму похудел.

Прибежали в лес фиалки,

чтобы он повеселел.

Им приятно в день весенний

Разливать лиловый смех.

Им не страшно, что под елью

Притаился талый снег.

- Набухают почки. Распускается листва. А Лесовичок говорит, что листочки могут и зимой распуститься, он их сам даже приклеит. Что-то он нас снова путает. Могут ли зимой появиться листья? Почему? (Нет. Потому что для роста растений необходимо тепло, а зимой холодно. Весной греет солнце, у деревьев начинается сокодвижение. На деревьях появляются листья.

Ребята, Лесовичку интересно, что означает слово сокодвижение. (Два слова: сок + движется).

Ребята, и все равно Лесовичок ворчит: солнце жаркое, ручей шумный, листва липкая. Давайте поиграем и скажем, какое солнце, какая листва, какой ручей.

(Игра, «Какой? Какая? Какое?»)

7. Просыпаются звери, которые зимой ложились в спячку (медведи, ежи, мыши, куницы и др.). Заяц и белка меняют свои шубки с белых на темные.

Весело аукнула из лесу весна,

Ей медведь откликнулся, пробурчав со сна.

Всполошилась белочка, глянув из дупла,

Дождалась, пушистая, света и тепла.

8. Просыпаются насекомые: божьи коровки, бабочки, муравьи, пауки и др.

- Ребята, Лесовичок не любит насекомых, особенно гусениц. Он говорит, что они такие неприятные. А Лесовичок даже не вспомнил, что из гусениц появляются прекрасные бабочки. Давайте ему об этом напомним.

Игра-стих «Бабочка».

Лесовичок говорит, что у него в лесу зимой тоже были насекомые: белые мухи, и они не жужжали и не кусались. Что это за мухи? (снег). А где зимой были настоящие насекомые? (спали под сухой листвой, травой, листвой деревьев).

9. Прилетают птицы: грачи, скворцы, стрижи, журавли, ласточки, чайки, утки.

- Ребята, оказывается, Лесовичка больше всего раздражает весенний птичий шум. Он говорит, что птицы только и умеют, что шуметь, кричать, и никакой пользы от них нет. Ты не прав, Лесовичок, птицы – друзья природы. Они приносят много пользы. Ребята, докажем Лесовичку, что птицы приносят больше пользы, чем вреда.

Игра «Черное и белое»

- Лесовичок согласился с пользой птиц, но он ни разу не видел таких птиц как грач и чайка. Давайте, изобразим грача и чайку, а Лесовичок посмотрит.

(Дети изображают грача и чайку: движения и звукоподражание).

- Ребята, что-то мы с вами играем и играем, а Лесовичок смотрит. Давайте позовем его с нами поиграть. Лесовичок, поиграй с нами в русскую народную игру «Гори-гори ясно!». В нее играл народ, когда провожал зиму и встречал весну.

(Игра с музыкальным сопровождением).

Ну что, Лесовичок, убедили мы тебя, что весна прекрасное время года? Ах да мы забыли шишки пересчитать. (Пересчитывают). Вот, Лесовичок, их 10 штук. Справились мы с твоим заданием! Пора весну в лес пускать.

Уходи, мороз косматый,

Слышишь, старый или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

А зима сдала, осела,

Хватит ей озорничать.

Выходи, ребята, смело

Песни петь и май встречать!

Послушайте, ребята. Слышите, птицы запели.

(звуки «Голоса птиц»)

Значит, в волшебный лес пришла весна. А мы можем возвращаться домой. До свидания, Лесовичок!

Глазки закрой

И два раза шагни.

Левую руку вверх подними.

Три раза вокруг себя повернись

И в группе уютной своей очутись.

Ну вот, ребята, мы и дома. Понравилось вам это приключение? Молодцы, все вы были активными, внимательными, дружными, поэтому и помогли волшебному лесу.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: «Весна»
Опубликовано: 24 мая 2013 в 07:12
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...