Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука» (9 фото)

Юлия Харькова
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Разработчик конспекта : Харькова Юлия Сергеевна – воспитатель.

Цель: развитие познавательной активности и интереса к экспериментальной деятельности у детей средствами музыкальной лаборатории «Звук и тон»

Задачи проекта:

1. Развивающая:

Публикация «Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Звук, Свойства звука“» размещена в разделах

- способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со звуком;

- развивать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения, анализ, наблюдение, классификация;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, стремлению к самостоятельному познанию, размышлению.

2. Образовательная:

- знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;

- Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение и изменение;

- Знакомство с новыми словами и их понятием «резонатор звука», «камертон», «лаборатория», «звук – его тембр, высота».

3. Воспитательная: воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты. Проявлять интерес к музыкальным инструментам, их звучанию.

Методы и приемы:

- наглядный: рассматривание видеосюжета, иллюстраций, лаборатории.

- словесный: беседа по теме, инструкции педагога, постановка вопросов в ходе экспериментов.

- практический: выполнение заданий с помощью музыкальной лаборатории, физминутка, дидактическая и подвижная игра.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательная область»

ОО «Физическое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое» (музыка)

Результативность:

- оценить интерес детей к такому виду познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.

- оценить самостоятельность детей в ходе опытно-эксперементной деятельности и построение выводов.

Оборудование:

Телевизор и видеообращение, лабораторное оборудование «Звук и тон», бумага для фиксирования результата опытов, театральная ширма, шумовые музыкальные инструменты, картинки разными видами инструментов (струнные, ударные, клавишные, духовые) и запись исполнением музыки с разными инструментами.

Конспект НОДа

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила видеописьмо от нашей воспитанницы и вашей подруги Анны. Она сообщает нам, что сейчас находится на больничном (у нее перелом руки) и очень скучает. Недавно она посмотрела мультик про Фиксиков «Опыты со звуком». И теперь очень заинтересовалась этой темой. И просит нас ей в этом помочь и ответить на ряд вопросов: «Что такое звук? А как он увеличивается? Можно ли его увидеть? Двигается ли он? Откуда он берется? Что такое шумовые и музыкальные звуки? Чем они отличаются и т. д.» Ну что, поможем Анне?

Дети: - Да, согласны!

Воспитатель: - Тогда закрываем уши и слушаем, что мы сможем услышать.

Дети: - Ничего.

Воспитатель: - Почему? И что помогает человеку слышать звуки?

Дети: - Человеку помогают слышать звуки уши.

Воспитатель: - Правильно, наш слуховой аппарат. А звуки бывают природные (то, что мы слышим вокруг) и искусственные (их извлекают машины, человек, музыкальные инструменты разными способами). Давайте поиграем в игру «Что звучит?» (звучит аудиозапись разных звуков и дети отгадывают их. Если звучат музыкальные инструменты, то их называют. Определяют их вид и объясняют свою точку зрения: струнные, ударные, клавишные и духовые. Затем показывают их на картинке)

Воспитатель: - Подводим итог, что такое звук. Звук – это те колебания, которые принимает наше ухо. И даже не видя предмета, мы можем сказать, что издает тот или иной звук.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. С этим заданием мы справились и ответили на вопросы. Проходите к столам, присаживайтесь и внимательно посмотрите на предметы, которые на них лежат. Есть предположение, что это? (Дети рассаживаются на рабочие места, рассматривают предметы и высказывают свои предположения, что это может быть такое).

Воспитатель: - Ребята, перед Вами лабораторное оборудование «Звук и тон» : резонатор, камертон, музыкальная шарманка, ёмкость с водой, бусина на нитке, железная пластина (воспитатель все показывает).

Опыт 1. «Звук – это волны».

Воспитатель: - Возьмём в руки камертон, ударим его о край стола и поднесём к емкости с водой. Что мы увидим? ( Дети рассказывают о своих наблюдениях: видят волны, фонтанчик или ни чего, если камертон взяли не правильно). Молодцы.

Подводим итог: звук – это волны и зафиксируем это рисунком в таблице волной.

Опыт 2. «Громкость звука можно регулировать».

Воспитатель: - Возьмем в руки камертон, ударим его о край стола и поднесем к уху. Мы слышим еле уловимый для нашего уха звук. А вот если мы поставим в вибрящем состоянии камертон в резонатор, что услышим изменения – звук увеличился в громкости. Проведем такой же эксперимент и с музыкальной шарманкой. Что происходит с музыкой? (Дети рассказывают о своих наблюдениях).

Подводим итог: звук можно контролировать в громкости – увеличивать или уменьшать. Зафиксируем это рисунком в таблице с помощью стрелок.

Опыт 3. «Звук – это колебание волн»

Воспитатель: - Возьмем для опыта металлическую пластину и закрепим ее с обратной стороны резонатора. Оттянем одни конец пластины и отпустим ее. Пластина начнет колебаться и бить по воздуху – возникает некий звук. Если линейку выдвигать и задвигать в резонатор, то колебания становятся разными по высоте (низкие и высокие).

Подводим итог: звук – это те колебания, которые принимает наше ухо (фиксируем в таблице).

Воспитатель задает вопросы: что происходит с линейкой, как меняется звук? Можно рассказать в процессе опыта историю: «Оказывается, что первым человеком, который задумался над этим вопросом, был древнегреческий ученый Пифагор. И он ответил на него так: «Всякий звук - это удар». Струна лиры колеблется и бьет по воздуху. Колебания воздуха разносятся во все стороны, и достигают наших ушей. Если удар будет сильный – звук будет громкий. Если слабый – тихий.»

Опыт 4. «Как увидеть звук

Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобятся камертон и бусина на нити.

Возьмём камертон, ударим его о стол и поднесем к бусине. Мы увидим, что бусина будет двигаться. И чем сильной удар в камертон, тем дальше бусина от него улетает. (Дети выполняют задание и рассказывают о своих наблюдениях)

Можно ли сказать, что в этом опыте мы УВИДЕЛИ звук?

Подводим итог: чем громче звук, тем сильнее движение предметов, которые он двигает (фиксируем в таблице).

Воспитатель: - Вы все большие молодцы! А теперь нам необходимо размяться и зарядкой заняться.

Физминутка «Все мы музыканты»

(Движения выполняются по тексту)

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Эй вы, звоночки,

Зазвоните,

Весело звоните,

Дили-день!

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Бум, бум, бум,

В барабаны бей!

Бум, бум, бум,

Ну-ка, кто сильней?

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Ду-ду-ду, - гудки гудят,

Ду-ду-ду, - зовут ребят!

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что звук бывает «естественным» (звуки живой природы) и «искусственным» (звуки, которые производит человек, машины, музыкальные инструменты.

Давайте поиграем в игру «Какой звук (воспитатель включает аудиозапись, а дети отгадывают происхождение звука). Воспитатель: - Молодцы, ребята. Как правильно вы отгадывали музыкальные загадки, особенно, когда звучали музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты бывают разные и звук они извлекают разными способами: ударные – ударом, струнные – струной, духовые – дуновением, клавишные – клавишами. Мне очень интересно, а вы знакомы с музыкальными инструментами?

Дети: - Да, мы знаем музыкальные инструменты.

Воспитатель: - Тогда давайте поиграем в игру «Музыкальные инструменты» - я показываю карточку с музыкальным инструментом, а вы его называете и определяете, каким способом извлекается из него звук.

Воспитатель: - А теперь ребята, подойдем к театральной ширме, вас там ожидает сюрприз: разные музыкальные инструменты. Каждый из вас по очереди поиграет на них, и мы отгадаем, какой из них звучит и каком образом извлекается звук.

Игра «На чем играю»

Воспитатель: - Молодцы ребята, все отгадали. Ну а теперь, прошу подойти к доске, посмотреть на нашу таблицу и вспомнить, что мы узнали о звуке, какие опыты проводили. Давайте вспомним, в какие игры играли, какие музыкальные инструменты слушали, к каким видам они относятся, каким способом извлекается звук. Что было самым интересным? Что сложным, а что легким? И самое главное, помогли мы нашей Анюте разобраться с этой темой?

Дети отвечают на вопросы.

Фото «Звук. Свойства звука»
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе - фото
Конспект НОД по познавательно экспериментальной деятельности в старшей группе Звук Свойства звука Разработчик конспекта Харькова Юлия Сергеевна воспитатель Цель развитие познавательной активности и интереса к экспериментальной деятельности у детей средствами музыкальной лаборатории Звук и тон Задачи проекта Все конспекты Обучение грамоте Звуки буквы слоги Опытно экспериментальная деятельность Опыты и эксперименты
Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Познавательное развитие предполагает.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства» Цель: знакомить детей со свойствами воды. Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды — какая она» в средней группе Программное содержание: Образовательные задачи: - систематизировать представления детей о воде, ее свойствах: жидкость, не имеет цвета,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Воздух — что это?»Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Воздух — что это?» Тема: «Воздух-что это?» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства»Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства» Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей «Снег и его свойства» в старшей группе Тема: Снег и его свойства Образовательные.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Ветер в комнате» по теме «Свойства воздуха» во второй младшей группе Цель: выявить, как образуется ветер Задачи: Образовательные: учить делать вывод Развивающие :развивать интерес к экспериментированию;.

Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель: развить в ребёнке исследовательские умения,формировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи: -закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
Опубликовано: 2 мая 2023 в 09:31
+219Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД