Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Огонь в жизни человека»

Татьяна Ратиёва
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Огонь в жизни человека»

Программное содержание

Обучающие задачи: сообщать детям элементарные сведения об образе жизни человека в древности (древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины). Знакомить с мифами, рассказывать о развитии труда человека, об изменении условий его быта. Углублять представления о свойствах и качествах различных материалов. Знакомить детей с социальной действительностью, рассказывать им о правилах пожарной безопасности, рассмотреть ситуации, когда огонь является помощником человека, а когда врагом.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Огонь в жизни человека“» размещена в разделах

Развивающие задачи : развивать познавательно - исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая детей к простейшим экспериментам. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, продолжать совершенствовать речь, как средство развития общения.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к истории эволюции Земли, к изучению места человека в природном и социальном мире.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Красный петушок по жёрдочке бежит. (Огонь).

- Ребята, представьте, что произошло бы на Земле, если бы вдруг исчез огонь? Когда - то, давным - давно, в одной стране такое случилось. Существует легенда, что в Древней Греции жили не только люди, но и боги. Причём, боги жили везде: на небе, на земле, под землёй. Они были богатыми, сильными, обладали большой властью. А люди в большинстве своём были беспомощны, бедны, голодны, жили во мраке. И тогда Прометей (полубог, получеловек) решил помочь им. И вот что произошло. Пустынная местность лежит на краю земли. Никогда не ступала здесь нога человека. Сюда и привели Прометея, чтобы навечно приковать его цепями к вершине скалы.

- За что же так разгневались боги? Прометей дал людям надежду и похитил для них божественный огонь. Он научил людей искусствам, дал им знания, обучил счёту, чтению и письму, познакомил людей с металлами, научил добывать их из недр земли и обрабатывать. Прометей приручил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли пользоваться его силой, обрабатывая землю. Он построил первый корабль, открыл людям силу лекарств; научил их всему, что делает жизнь легче, радостнее, счастливее. Но это не понравилось Зевсу, за это он и наказал Прометея и приковал его к скале. Жгут Прометея палящие лучи солнца, хлещут дожди и град, проносятся над ним бури, падает снег.

И каждый день прилетает огромный орёл. Он садится на грудь Прометея и терзает её острыми когтями, рвёт клювом его печень. За ночь заживают раны и вновь вырастает печень. Но наутро прилетает орёл вновь. Истомился могучий Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями. Наконец, приходит сюда, на край земли Геракл, сильнейший из людей. С ужасом смотрит он на мучения Прометея. Вдали слышится шум могучих крыльев - это опять летит орёл на свой кровавый пир. Он кружит высоко в небе, готовый опуститься на грудь Прометея. Но Геракл схватил лук, вынул смертоносную стрелу и пустил её. Взвилась стрела и пронзённый орёл упал в бурное море. Геракл разбил тяжёлой палицей оковы. Теперь Прометей свободен. Кончилась его неволя. С тех пор носит Прометей железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки!

Предложить детям ответить на вопрос: Прав ли был Прометей, когда забрал у всемогущего Зевса огонь и отдал его на землю людям? Почему вы так считаете? Расскажите, каким вам представился Прометей.

- Мы с вами знаем, что не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Вспомните, как жили древние люди. Как появилось первое открытие? Благодаря таким открытиям жизнь людей значительно улучшилась.

- А что же было важным открытием для человека? (ответы)

- Замечательным открытием было овладение огнём. Никто не знает точно, как это произошло, но, наверное, начало было таким.

Когда - то от молнии загорелось дерево, начался лесной пожар. Люди в ужасе бежали. Но только один смелый и любознательный человек догадался взять горячий кусок двумя палками и отнести его в пещеру. Однако, если огонь не поддерживать, то угли быстро погаснут.

- Ребята, как вы думаете, каким образом древний человек мог поддержать огонь? (ответы детей).

- Да, вероятнее всего, когда он принёс огонь в свою пещеру, то подложил в него сухие веточки и так стал поддерживать его постоянно.

- Как вы считаете, для чего нужен был огонь в пещере? (ответы).

- Верно, человек получил от огня свет, тепло. На огне можно было готовить пищу. Другие люди взяли из этого костра горящие поленья и тоже разожгли костёр в своей пещере.

Прошло время и люди заметили, что если сильно - сильно потереть палочку о палочку, то палочка нагреется и будет тлеть. Можно раздуть на ней пламя. (Вместе с детьми демонстрирует опыт по добыче огня трением дерево о дерево, при этом отмечает, что такой способ долог и труден - ведь дерево успело лишь немного нагреться от соприкосновения палочек. Другой способ возник так. Человек обрабатывал камнем другой камень, чтобы сделать, например, топор, и увидел, что из камня высекаются искры. И кто-то впервые догадался подложить под искры пучок соломы, чтобы от него зажечь костёр.

- Представьте себе, что мы с вами стали древними людьми. Давайте попробуем, а действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и от них зажигать костёр? (проводится экспериментирование).

- Оказывается, не так это легко. Но вот однажды какой - то человек заметил, что очень легко получаются искры при соприкосновении одного удивительного камешка с другим.

- Может быть, кто - то из вас знает, как называется этот камешек? Именно такой камешек живёт в этом предмете. Воспитатель показывает зажигалку. Далее предлагает вниманию детей блюдечко с кашей.

- Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Оказывается, огонь можно назвать поваром. Огонь готовит нам пищу и занимается он этим уже десятки тысяч лет. Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, бросали в воду небольшие камешки, раскалённые на костре - так сварили первый суп. Нанизали на прутья кусочки мяса, подержали их над костром - так и сейчас готовят шашлыки.

Человек кормил огонь и огонь кормил человека. Далее показывает детям кусочек кирпича.

- А нужен ли этим предметам огонь? (Да, и этим предметам нужен огонь, поэтому мы можем назвать его строителем). Глину смешали с песком, обожгли в печи - получился кирпич. Воспитатель показывает детям стеклянный стаканчик, бусы.

- Как вы думаете, почему так необходим огонь для изготовления этих предметов? (ответы).

- Огонь может быть и стеклоделом. Когда - то путешественники развели костёр, положили дрова на какие -то странные белые камешки. Проснулись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. Сначала из него делали украшения, затем догадались изготавливать посуду, очки, телескоп, аквариум. Затем воспитатель показывает детский альбом, задаё т вопрос: «А зачем огонь необходим бумаге Сейчас мы убедимся, что огонь может быть волшебником. Она - то, кажется, огня боится, но без огня её бы и самой не было. Ведь делают бумагу из измельчённого дерева, из крошечных волокон и их приходится разогревать. Бумагу варят, как стекло и сталь.

Но не всегда огонь - наш друг. Воспитатель обращает внимание на горстку пепла: «Как, по - вашему мнению, огонь связан с горсткой пепла?»

- К сожалению, огонь может быть и врагом. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо. Дай волю огню, он и дома съест, и лес, а на их месте только чёрный пепел останется. Дети рассказывают правила осторожного обращения с огнём.

- Мы с вами пришли к выводу, что огонь - это тепло и свет. А что ещё является для нас теплом и светом? (Солнце).

В конце каждого года на Руси проходил обряд прославления Солнца. Обычай этот сохранился со времён древних славян, когда старцы трением дощечек священного дерева добывали новый «живой» огонь, которым зажигали двенадцать костров. Верили, что этим огнём приближали январь - месяц «разгорания» Солнца. Вокруг костров читали заклинания, гадали. В огне сжигали всё плохое, избавляясь от нечисти.

Далее дети становятся в хоровод и поют:

Спиридон - святоворот

Стоит прямо у ворот,

Колесо в руках несёт,

Красно солнышко зовёт.

По святой Руси везёт.

Разгорайся, Солнце красно,

Ты на свете не погасло.

«Живой» огонь горел двенадцать дней, до самых Святок. Считалось, что в эти дни к огню сходятся все двенадцать месяцев года.

Публикации по теме:

«Огонь — друг, огонь — враг». Конспект открытого занятия в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Огонь – друг, огонь – враг человека». Цель: закрепить знания о вреде огня, о безопасном.

«Огонь-друг, огонь-враг». Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зёрнышки» села Работки Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Огонь как доброе и злое явление в природе» Тема: «Огонь, как доброе и злое явление в природе» Цель: Развитие интереса к познанию природы с помощью стихии Огня. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: • Социально – коммуникативное развитие • Познавательное развитие • Художественно – эстетическое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Роль зрения в жизни человека». Конспект нод по познавательному развитию на тему: «Роль зрения в жизни человека». Программное содержание: показать детям, какую роль играет.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Город — среда обитания человека» Цель: Продолжать формировать понятие город. Задачи: Закреплять и расширять представление о Воронеже..

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Огонь-друг, огонь-враг»Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Огонь-друг, огонь-враг» Цель: Продолжать учить детей правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём, дать короткое объяснение о том, как люди начали.

Конспект занятия в средней группе «Огонь-друг или враг человека» Воспитатель. Ребята! Огонь играет огромную роль в нашей жизни. На огне мы готовим пищу. Он согревает наш дом. Огонь – наш друг. Но иногда.

План-конспект открытого занятия в старшей группе детского сада «Цвета и их роль в жизни человека» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель занятия:.

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Природная стихия-огонь» Цель: расширять и обогащать представление детей об огне. Задачи: Образовательные: углублять представление детей о роле огня в жизни человека;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Огонь в жизни человека»
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 13:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД