Конспект открытой НОД по рассматриванию картины А. Куинджи «Березовая роща» в подготовительной группе

Анна Павлей
Конспект открытой НОД по рассматриванию картины А. Куинджи «Березовая роща» в подготовительной группе

Программное содержание: продолжать знакомить детей с пейзажем, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту родной природы. Формировать представления о выразительных средствах, которые использовал художник. Учить высказывать свои впечатления о картине.

Предварительная работа: наблюдения в окружающей природе, заучивание стихов, рассматривание пейзажных картин.

Ход занятия:

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Увидеть ее красоту помогают нам художники. Как называются картины, которые они рисуют?

Дети: Пейзажи. Художники-пейзажисты.

Воспитатель: У нас в России много замечательных художников-пейзажистов. С картинами некоторых из них мы уже знакомились. Назовите их. Дети вспоминают и называют.

Воспитатель: Перед вами картина Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща». Художник Куинджи очень любил родную природу и по-своему передавал ее красоту. (Пауза).

Воспитатель: Что художник изобразил на этой картине?

Дети высказываются.

Воспитатель: А сейчас послушайте голоса леса и представьте себя в этой роще. (Включает грамзапись). Мы с вами попали в березовую рощу в первой половине дня, когда еще не рассеялась утренняя свежесть росы. Листва деревьев пронизана лучами, стволы берез освещены солнцем. Особо притягивает родничок среди поляны. Вода в нем кажется холодной, свежей. По течению воды наш взгляд перемещается на задний план картины, и будто сами пробираемся через чащу. И вот оказались на залитой солнцем поляне. Какое настроение создает у вас эта картина?

Дети: радостное, веселое, приятное, хорошее. Воспитатель: Когда вы смотрите на картину, как вы думаете, что художнику кажется красивым? Дети высказываются.

Воспитатель: А что больше всего привлекло ваше внимание?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какой день в какое время года изобразил художник? Дети: Летний солнечный день.

Воспитатель: Верно. В картине художник блестяще передал состояние летнего солнечного дня. Свет пронизывает белые стволы берез, заливает поляну, четко обрисовывает контуры леса. Картина завораживает своей удивительной солнечностью, радостностью. Какие краски нужны были художнику, чтобы показать нам всю эту красоту? Дети: Зеленая, голубая и т. д.

Воспитатель: Давайте посмотрим повнимательнее и определим поточнее цвет зелени на картине, ведь она разная. Посмотрите, какой цвет вот здесь на переднем плане?

Дети: Темно-зеленый.

Воспитатель: Правильно. Передний план картины погружен в холодную изумрудную тень от невидимых нам крон деревьев. А теперь посмотрите на эту лужайку. Какого она цвета?

Почему?

Дети: Лужайка светло-зеленого цвета. Она освещена солнцем.

Воспитатель: Верно. Рядом с темно-зеленой тенью желто-зеленый, залитый солнцем сияющий луг. А теперь расскажите, как написан лес.

Дети: Лес густой, темно-зеленый, но верхушки и края деревьев светлее, потому что они освещены солнцем. Солнце кое-где пробивается сквозь ветки деревьев.

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, как ветви берез на фоне темного леса кажутся кружевными. Легкая голубоватая дымка создает ощущение, что картина наполнена воздухом. А как. каким приемом художнику удалось показать, что стволы березок тоже освещены солнцем? Дети: белой краской, белыми мазками. Воспитатель: Правильно, солнце, его ослепительный свет несет радость в эту картину. Послушайте пьесу П. И. Чайковского и скажите, одинаковое ли настроение у картины и музыкального произведения? Возможно вам вспомнятся подходящие к этим произведениям (картине и музыке) стихи. А кто не сможет вспомнить стихи, пусть придумает свое название картины. Дети слушают. После слушания читают стихи, высказываются.

Воспитатель: Сегодня картина А. И. Куинджи еще раз напомнила нам: посмотрите, как красива родная природа.

Можно заучить стихи, прочитать отрывок:

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый.

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Лето.

И. СУРИКОВ

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни глянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука, —

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Яркое лето. Жаркое лето.

В белое платье березка одета.

Красные серьги горят на малине,

Небо в рубашке немыслимо синей.

Доброе лето. Щедрое лето.

Г. РЕГИСТАН

Лес, русский лес!

Всех лесов на Земле ты красивей.

Лес. русский лес!

Ты богатство и гордость России.

Лес, русский лес,

Вечно радуй людей и расти до небес!

Для воспитателя:

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа.

Войдем и сядем под корнями

Дерев, поимых родником, —

Там, где обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке лесном.

Ф. ТЮТЧЕВ

Сияет солнце, воды блещут

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостью трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир цветущий, мир природы

Избытком жизни упоен.

Ф. ТЮТЧЕВ

Березовая роща

Хороши березовые светлые рощи! Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые душистые почки. В эти весенние дни березки угощают нас живительным сладким соком.

Далеко разносится в роще веселая песенка голосистого дрозда.

С дерева на дерево перелетают шустрые синички. Чудесным ковром расстилаются под березами голубые и белые подснежники.

Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную пору! Под дуновением легкого прохладного ветерка шелестит сочная молодая листва. Пахнет спелой душистой земляникой. Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.

(ПО И. СОКОЛОВУ-МИКИТОВУ)

Публикации по теме:

«Золотая осень» И. Левитан Тема : рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» (занятие в старшей группе) Программное содержание: Познакомить детей с творчеством.

Задание для воспитателей на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие» Картины художников, музыка способствуют правильному и глубокому восприятию природы. Задача педагогов:к музыкальному произведению подобрать.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Потешки и стишки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по рассматриванию картины А. Куинджи «Березовая роща» в подготовительной группе
Опубликовано: 4 июля 2013 в 14:46
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...