Папки-передвижки

Конспект НОД по знакомству детей старшей группы с изоискусством «Путешествие в волшебный мир живописи»

Ружена Григорьева
Конспект НОД по знакомству детей старшей группы с изоискусством «Путешествие в волшебный мир живописи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»компенсирующего вида для детей с нарушением речи

г. Чебоксары

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

по знакомству детей старшей группы

с изобразительным искусством на тему:

«Путешествие в волшебный мир

живописи»

Публикация «Конспект НОД по знакомству детей старшей группы с изоискусством „Путешествие в волшебный мир живописи“» размещена в разделах

Тема: «Путешествие в волшебный мир живописи

Цель: Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание им, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Словарная работа

Живопись, натюрморт, портрет, пейзаж.

Предшествующая работа

Рассматривание картин разного жанра.

Рассказы о художниках и картинах.

Дидактические игры.

Чтение стихов, прослушивание музыки.

Наблюдения в природе.

Методические приемы

1. Загадка про художника

2. Сюрпризный момент: превращение воспитателя в художника.

3. Беседа художника о живописи.

4. Дидактическая игра «Что лишнее?»

5. Рассматривание картин в зале живописи «Портреты». Вопросы к детям.

6. Дидактическая игра «Подбери картину к музыке».

7. Рассматривание картин в зале живописи «Натюрморты». Вопросы к детям.

8. Дидактическая игра «Подбери слово».

9. Рассматривание картин в зале «Жанровая живопись». Вопросы детям.

10. Физкультминутка.

11. Рассматривание картин в зале живописи Пейзаж». Сравнение картин.

12. Чтение стихотворения М. Лермонтова с одновременным просмотром картины И. Шишкина «На Севере диком».

13. Искусствоведческий рассказ воспитателя по картине.

14. Вхождение в картину.

15. Вопросы к детям.

16. Превращение художника в воспитателя.

Ход НОД

Воспитатель загадывает детям загадку:

У меня есть карандаш

Разноцветная гуашь

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист

А ещё мольберт- треножник

А зовут меня (художник)

-Ребята, вы хотите встретиться с художником?

-А поможет вам увидеть художника вот эта волшебная кисточка, которая умеет говорить и делать чудеса.

Встаньте в волшебный круг и закройте глаза. (Включается магнитофонная запись).

волшебный круг становись

Все вокруг завертись

Художник перед нами явись.

(Воспитатель «превращается» в художника).

-Здравствуйте, ребята! Я художник-живописец, с помощью кистей и красок создаю как бы живой мир, оживляю деревья, цветы, людей. Краски в моих руках могут рассказать о том, что я видел, чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие, любовь или ненависть. Краски могут создавать настроение, одни цвета радуют, другие волнуют. Я сегодня хочу пригласить вас в волшебный мир живописи. Вы хотите там побывать?

-Чтобы попасть в мир живописи, нужно пройти через волшебные ворота.

-Что же нам делать, посмотрите, ворота закрыты? А может нам поможет волшебная кисточка?

Волшебная кисточка заговорила (запись)

-Чтобы ворота в мир живописи открылись, нужно выполнить задание, которое находится в конверте у ворот.

-Давайте, ребята отыщем конверт. (Чтение письма).

Д/игра «Что лишнее?» (3 картины живописи, 1 картина графика.) Запись.

-Молодцы дети, выполнили задание, дверь в мир живописи открыта, но помните, что вести себя в мире живописи надо тихо, никому не мешать. - Если вы будете наблюдательны, не станете спешить, захотите почувствовать душу картины, то они откроют вам свои тайны, тайны, тайны.

Дети с художником проходят 1-ый зал. Звучит тихая музыка

-Мы с вами очутились в первом зале мира живописи. Посмотрите внимательно на картины (Даётся время на просмотр)

-Что здесь изображено? Чьи портреты? Какое у них настроение (грустное, веселое, и т. д.). Да, здесь мы видим людей разных: взрослых и детей, молодых и старых, женщин и мужчин, девочек и мальчиков, одетых в разные одежды. И настроение у этих людей разное: веселое, грустное, серьезное спокойное.

-А сейчас поиграем мы с вами в игру «Подбери к музыке картину». Звучит музыка:

Грустная- «Болезнь куклы» Чайковского.

Веселая - «Новая кукла» Чайковского.

-Молодцы, ребята, а теперь мы перейдем во второй зал. Посмотрите на эти картины внимательно. О чем они? (Ответы).

Да, здесь нарисованные разные овощи, фрукты, орудия труда, посуда, предметы. Мы уже знаем, как называются все эти картины. (Натюрморт). Натюрморт и есть такая картина, в котором героями становятся вещи. Слово это пришло к нам из Франции и переводится так «тихая или неподвижная природа».

-А что хотели рассказать нам художники этими натюрмортами?

Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, радуются их

красоте, удивляются, предлагают вам полюбоваться ими и видеть красоту в обыкновенных вещах, внимательно и бережно относиться к ним.

-Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слово».

Я буду называть два слова, а вы выберите одно наиболее подходящее к этой картине слово. Слушайте и смотрите внимательно! Какая эта картина?

-Звучная или тихая? Ответы детей ( звучная - здесь много предметов звучных: ножи, вилки, ложки, стеклянная посуда, они могут упасть разбиться).

-Тревожная или спокойная? Ответы детей (тревожная - есть приборы острые, есть стеклянная посуда, которые создают тревогу.)

-Радостная или унылая? Ответы детей (радостная – много предметов, им весело, краски яркие)

-Легкая или тяжелая? Ответы детей (тяжелая, как только стол выдерживает столько посуды.)

-Тёплая или холодная? Ответы детей ( холодная - все предметы из холодных материалов: металла - ножи, вилки, ложки, из стекла - графин, хрусталь – фужер, конфетница из фарфора и т. д.)

- Молодцы! Вы очень внимательно смотрели картину и много почувствовали, поняли, что нам хотел рассказать своей картиной художник.

-Дети, пройдем в следующий зал живописи. Посмотрите на эти картины. О чём они? (о войне, о труде, о праздниках). Картины, где изображаются события из жизни людей, относятся к жанровой живописи. Взгляните на эту картину, там что-то происходит. Что же там происходит? Люди ездят лошадях, съезжают с горки, играют на гармошке, катаются на карусели. Да это же праздник масленица.

-Дети, скажите, какая по характеру эта картина (праздничная, яркая). Почему картина получилось праздничной яркой? Потому что художник рисовал яркими цветами небо, одежду, людей! А сейчас мы представим, что оказались на празднике «Масленица», превратимся в лошадей, в людей покатаемся по городу, занесенным снегом.

Физкультминутка.

Под музыку дети ездят на лошадях.

-А сейчас пройдем в самый большой зал мира живописи.

Включается музыка. Дети 2-3 минуты рассматривают картины.

-Дети, как называется этот жанр живописи? (Пейзаж). Про что художники нам хотят рассказать? Да, про красоту нашей родной земли в разное время года (Показ картин). А еще мы видим изображение разного времени суток. (Вечер, ночь, утро, день). А здесь изображены горы, это горный пейзаж. А вот здесь мы видим морской пейзаж.

-Посмотрите на эти картины внимательно и сравните. В одной картине художник показывает погоду до дождя, а другой - после дождя. Сравните небо. Какое небо до дождя? Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать небо после дождя.

-Все картины, которые мы сегодня рассматривали - это не настоящие картины, а репродукции, а сейчас я вам покажу настоящую картину, нарисованную на холсте масляными красками - это подлинник. Эту картину написал художник Иван Шишкин к стихотворению М. Ю. Лермонтова на Севере Диком. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно смотрите на картину и слушайте (включается музыка).

-На Севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Зима. Ночь. Яркая луна освещает одинокое дерево на обрыве. Большая, могучая сосна стоит прямо, гордо, хотя ее ветки согнулись под тяжестью снега. Тихо-тихо кругом.

-Дети, вы хотите войти в эту картину и оказаться рядом с сосной?

-Ребята, что же вы видите? (снег, небо)

-Ребята, какое небо над нами? (тёмное, синее, на небе среди облаков виднеются небольшие звёздочки)

-А теперь посмотрим на снег, какой он?

(белый, холодный, блестящий)

-Как вы думаете, почему снег блестит?

(потому что светит луна)

-А как вы догадались,что светит луна?

(На снег падает тень от сосны)

-Посмотрим на сосну, на что она похожа?

-А теперь потрогаем сосну, что вы чувствуете?

-Какое настроение у сосны?

-Почему у неё грустное настроение?

(потому что ей холодно, вокруг нет никого)

Сосна нам что-то шепчет. Послушайте, что она говорит (ответы детей)

-Вы хотите сосне помочь?

-Скажем волшебные слова, и произойдёт чудо.

-Кисточка, волшебница,

Ты лети, лети!

Сосенку на Севере,

Солнцем освети!

Звучит музыка. Поднимается солнце. Поют птицы.

Сосенка говорит: (запись)

-Спасибо дети, вы мне помогли, я увидела солнышко, услышала пение птиц, мне стало весело и тепло.

-Вот мы с вами и побывали в волшебном мире живописи.

Узнали, о чем и как говорит живопись.

Вы были внимательны и наблюдательны. Я дарю вам волшебные краски. Пусть они в ваших руках творят чудеса

-А теперь пора возвращаться в детский сад.

волшебный круг становись, всё вокруг завертись, в детском саду очутитесь.

Дети закрывают глаза. Художник переодевается, «превращается» в воспитателя.

-Вот мы с вами очутились вновь в детском саду. Вам понравилось в мире живописи? Да.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «Экскурсия в картинную галерею». Конспект занятия по ознакомлению детей с жанрами живописи. Программное содержание: 1. закрепить у детей представления о том, что такое.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по знакомству детей старшей группы с изоискусством «Путешествие в волшебный мир живописи»
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 15:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД