Лучший педагог года

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки» (7 фото)

Наталья Шардакова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки»

Конспект составила: воспитатель МБДОУ № 11 «Машенька» Шардакова Наталья Владимировна, г. Сургут 2014г.

Тип: комплексное занятие.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка.

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Задачи:

Чтение художественной литературы:

1)Вызвать интерес детей к художественной литературе.

Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Ах, эти русские народные сказки“» размещена в разделах

2)Закреплять знания о жанровых особенностях русской сказки.

3)Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, кульминация, концовка).

4)Учить замечать и использовать при пересказе выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).

Коммуникация:

1)Учить выразительно передавать диалоги персонажей.

2)Работать над совершенствованием фразовой речи:

- строить распространённые предложения в соответствии с правилами управления и согласования;

- умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов.

3)Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

4)Учить детей самостоятельно составлять анализ сказки на основе построения наглядной модели.

Социализация:

1)Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.

2)Учить детей создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

Физическая культура:

1)Развивать потребность в двигательной активности.

Музыка:

1)Способствовать развитию музыкального воображения.

Материал и оборудование: настольные театры, крупные иллюстрации к сказкам, маски, костюмы персонажей-животных, игрушка Колобок, наглядные модели к сказкам.

Используемые виды моделей:

– сериационный ряд (сказка «Колобок»);

- двигательное моделирование (сказка «Три медведя»);

- временно-пространственное моделирование (сказка «Заюшкина избушка»).

Приемы и методы: Сюрпризный момент, беседа с детьми, показ иллюстраций, игровые приемы, дидактическая игра «Охарактеризуй героев», использование наглядного моделирования при анализе сказок, драматизация.

Предварительная работа:

1)Знакомство с русскими народными сказками.

2)Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных известными детскими художниками-иллюстраторами.

3)Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Звучит музыка песни «В гостях у сказки». Дети приглашают гостей в группу, здороваются, предлагают им садиться.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки. Хотели бы вы попасть в страну сказок? Для этого нужно произнести волшебное заклинание, повторяйте за мной:

Сказки правят волшебством,

Много в них чудесных снов,

Там волшебные тропинки,

Там есть присказки, былинки,

Сказка, сказка, отзовись, поскорее нам явись!

А теперь закройте глаза, повернитесь направо, хлопните в ладоши три раза, топните ногами три раза. Ну вот, мы и очутились в стране сказок.

Воспитатель: Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды).

Воспитатель: Какие виды сказок вы знаете?

(авторские сказки и народные сказки).

Чем они отличаются друг от друга?

(авторские сказки пишет писатель, а народные составляет народ).

Воспитатель: Ребята, а на какие виды еще делятся сказки?

(сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки).

По какому признаку они различаются?

(в сказках о животных главными героями являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером.

В волшебных сказках происходят чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения.

Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни).

Воспитатель:Ребята, еще нам нужно вспомнить, на сколько частей делится сказка, какие это части?

(начало – зачин сказки, середина – кульминация сказки, конец – концовка сказки).

(в зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия.

В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.

В концовке мы узнаем чем сказка закончилась).

Какие вы помните зачины, концовки?

(«Жили – были…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве …»

«В некотором царстве, в некотором государстве…».

«Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…» «Сказка – ложь, да в ней намек….» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!»).

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с присказок, какие вы запомнили?

(«Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди», „Было это на море, на океане…»).

Воспитатель: Ребята, но продолжать беседовать мы будем не по всем сказкам, а только по русским народным.

Обратите внимание на картинную галерею, посмотрите, как художники-иллюстраторы изображают в своих рисунках сказочных персонажей. Каких вы знаете детских художников?

(Владимир Сутеев, Николай Устинов, Юрий Васнецов).

Назовите мне знакомые вам русские народные сказки.

Какие животные часто встречаются в русских народных сказках?

(лиса, волк, заяц, медведь, мышка, петух, журавль).

Дид. игра «Охарактеризуй героев»

Какая лиса в сказках? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка). И т. д.

А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).

А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный, глупый).

А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).

Воспитатель: Ребята, в нашей стране сказок мне сегодня повстречался, а кто, вы сейчас угадаете:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (колобок)

Правильно, ребята, это колобок. Он приглашает нас в кружок.

Физкультминутка (музыкальное сопровождение, дети в кругу - согласование движений со словами текста).

Жил да был Колобок.

На печи он спать не мог,

И на месте не сидел –

У него ведь много дел:

Прыгать с зайкой по дорожкам,

Уносить от волка ножки,

С мишкой по лесу бродить,

В чаще средь ветвей кружить,

То тропинка узкая,

То тропа широкая,

Колобок за мишкою

Ножка в ножку топает.

С боку на бок покачаться,

За день надо все успеть

И лису не проглядеть.

Воспитатель: Ребята, но с Колобком случилось несчастье. Дело в том, что он катился-катился по тропинке и выкатился из своей сказки. Поможем ему попасть обратно в свою сказку?

Молодцы, ребята! Тогда можно смело отправляться в путешествие. (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).

Вот мы и прибыли в первую сказку. Давайте послушаем героев этой сказки и попробуем ее отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку

Да избушку не простую, а избушку ледяную.

Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,

Из трубы идет дымок… Славный вышел теремок!

Все разумно, все толково и почти уже готово!

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.

Да избушку не простую, а избушку ледяную.

На крыльце сверкает лед. Пусть завидует народ!

Все на солнышке искрится, я – Лисичка-мастерица!

Воспитатель: Кто догадался, какая это сказка? («Заюшкина избушка»).О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?

(Выкладывается модель сказки).

(Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - сказка о животных. Главные герои сказки – лиса и заяц. Это сказка о том, как лиса обманула зайца, поселилась в его избушке, а зайчика выгнала. Зайцу пытались помочь животные: собаки, медведь, бык, но не смогли. Самым храбрым оказался Петушок, он помог выгнать лису. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили – были лиса и заяц», концовка «Стали они жить поживать, да добра наживать»).

Воспитатель: Кто запомнил разговор зайчика с петушком и может повторить его?

Дети разыгрывают драматизацию диалога Зайца, Петуха и Лисы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся в следующую сказку! (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).

Слушайте загадку:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? («Три медведя»).

О чем говорится в этой сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?

(Выкладывается модель сказки).

(Русская народная сказка – «Три медведя» - сказка о животных. Главный герой сказки – девочка Машенька. Это сказка о том, как Машенька заблудилась в лесу и набрела на избушку, в которой жили три медведя. В избушке девочка сначала оказалась в столовой, затем в спальне. Она пыталась найти для себя удобное место за столом и удобную кровать, на которой заснула. Когда медведи пришли домой, то обнаружили беспорядок и спящую девочку. Девочка проснулась и убежала).

Воспитатель: Кто запомнил разговор трех медведей и может повторить его?

Дети разыгрывают драматизацию диалога трёх медведей.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие! (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).

Ну вот мы и прибыли в последнюю сказку. Угадайте, какая это сказка?

Кто румян был и горяч?

Кто катился, словно мяч?

Кто был круглым, как клубок?

Кто же это? – (колобок)

Что вы можете сказать об этой сказке?

(Выкладывается модель сказки).

(Русская народная сказка – «Колобок» - сказка о животных. Главные герои сказки – колобок и лисица. Это сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобка и «положила на окошко студиться». А колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, ему повстречались разные звери (медведь, заяц, волк). Все звери хотели съесть колобка, но он пел им песенку и звери его отпускали. Самой хитрой оказалась лиса, она обманула колобка и съела его. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили-были старик со старухой», заканчивается сказка словами «А лиса его – ам! – и съела».)

Дети разыгрывают драматизацию диалога лисы и колобка.

Воспитатель: Помогли мы Колобку попасть в свою сказку? Ребята, не огорчайтесь, что лиса съела колобка, бабушка нового колобка испечет и сказка повторится! Вам понравилось путешествовать по сказкам? В каких сказках мы сегодня побывали? Какие это сказки?

(добрые, хорошие, поучительные).

В благодарность Колобок оставил вам гостинцы.

В мире много сказок волшебных,

И прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло!

Вот и нашему путешествию конец – кто нас слушал молодец!

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки»
Фото «Ах, эти русские народные сказки»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста - фото
Конспекты занятий Все конспекты Конспект составила воспитатель МБДОУ Машенька Шардакова Наталья Владимировна г Тип комплексное занятие Интеграция образовательных областей чтение художественной литературы коммуникация социализация физическая культура музыка
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 22:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД