«Мы — друзья природы». Конспект НОД учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

Ирина Щенникова
«Мы — друзья природы». Конспект НОД учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

Конспект НОД учителя – логопеда в подготовительной к школе группе

для детей с нарушением зрения Щенниковой И. П.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 69» ЭМР г. Энгельса Саратовской области

Февраль 2014 года

Тематическое занятие «Мы – друзья природы» (Зимующие птицы)

Цель: Пробуждать у детей устойчивое желание заботиться о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие цели:

• Продолжать развивать подвижность органов артикуляции.

• Совершенствовать умение слушать, слышать, отвечать на вопросы.

• Развивать ручную и речевую моторику.

Учить детей составлять описательные рассказы, опираясь на предметно –

образные композиционные решения, отдельные символические элементы.

• Развивать зрительное восприятие при анализе основных признаков птиц

(окраска, оперение, величина, пространственное положение птицы).

Коррекционно-воспитательные цели:

• Побуждать к активному речевому общению.

• Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

• Воспитывать умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко,

в неторопливом темпе.

Коррекционно – здоровьесберегающие цели:

• Использовать ароматерапию – запах эвкалипта повышает работоспособность на 45 – 50%

• Использовать музыкотерапию для снятия нервно – психического напряжения, принесения ребенку эстетической радости, транслируя организму положительную

энергетику, которая благоприятно влияет на здоровье, самочувствие и

формирование личностных качеств.

• Проводить динамическаю паузу - которая сокращают пребывание детей в статическом режиме и предупреждают психическое утомление.

• Поддерживать на протяжении всего занятия правильную осанку (сидя, стоя).

• Включать зрительную гимнастику.

Материал к занятию.

Картинки зимующих птиц, волшебная птичка, сделанная из шарика,

магнитофонная запись голоса птиц, карточка – схема для описательного рассказа,

4 – 5 карточек для игры «Шестой лишний», муляжи птиц, кормушка, различный

корм, одежда для волшебницы, оригами птиц по количеству детей, магнитная

доска, картина зимородок.

Предварительная работа:

Проведение дидактических игр с зимующими птицами:

• Дидактическая игра «Один – много»

• Дидактическая игра «Счёт птиц»

• Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

• Дидактическая игра «Назови ласково»

• Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»

• Беседы о бережном отношении к птицам, о помощи им, особенно зимой.

Ход занятия.

Ароматерапия. Запах эвкалипта или лимона

Дети стоят цепочкой, звучат голоса птиц (магнитофонная запись)

• Дидактическая игра «Где это мы с вами?»

Ответы детей: В лесу В саду

На даче На Волге

В сквере В деревне

В парке В поле

В роще В зоомагазине

Сегодня мы с вами поговорим о птицах, о зимующих птицах.

• Давайте поиграем в игру «Цепочка слов» с этой сказочной птицей (шарик, сделанный под птичку)

Передаём вперёд: Назови зимующую птицу.

Ответы детей: Ворона голубь сорока

Громко Дятел воробей свиристель

Синица клёст снегирь

Сова

Передаём назад: Зимующая птица какая?

Ответы детей: Зимующая полезная пёстрая

Тихо Маленькая проворная большая

Белобокая шустрая беззащитная

Насекомоядная чернокрылая красногрудая

Длинноклювая боязливая храбрая…

Передаём вперёд: Что зимующие птицы умеют делать?

Ответы детей: Летать нахохливаться

Шепотом Долбить охорашиваться

Стрекотать чирикать

Выклёвывать каркать…

Вывод: Вот какая у нас получилась длинная цепочка ваших слов. Самое красивое слово было у …, ему и отдаём волшебную птичку.

• Сесть на ковёр по – турецки

- «Послушайте, отгадайте!»

А) Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю… (картинка Воробья)

Кто первый отгадает - забирает с подноса себе птичку – муляж Воробья.

Б) Зимой на ветках яблоки. Скорей их собери.

Но вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (картинка Снегири)

Отгадавший забирает птичку – муляж Снегиря

В) А мы все учили загадку про эту птицу (картинка Дятла)

Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.

Давайте проговорим эту загадку как скороговорку.

В) Отгадываем дальше, что загадает Кристина:

Трещала с самого утра: пора…пора…пора.

Такая с ней морока, когда трещит (картинка Сорока)

Отгадавший забирает с подноса муляж Сороки.

Дети с птицами рассаживаются за столы – в виде птицы.

• Зрительный ориентир по стене (Полёт Свиристели)

• Составление 3 описательных рассказов за столами по схеме (Карточка):

Название зимующей птицы.

Внешний вид. Части тела.

Чем питается.

Какую пользу приносит человеку.

Дети пользуются указкой – лазером.

После каждого рассказа ребёнок свою птичку сажает на кормушку и угощает со словами: «Сюда…Воробей, сюда.

Вот тебе, друг, еда

Благодарим за работу!» (Рассказ – описание 2 детей)

• Обобщающий рассказ логопеда «Воробей»

Это птичка Воробей. Он серо – коричневый. У него маленькое туловище, небольшая голова с клювом. Маленькие лапки, поэтому он на них долго не стоит, а всё время подпрыгивает. Крылышки у него маленькие, поэтому и махать ими приходится чаще. Всегда воробьи веселы, всегда стайкой летают и весело чирикают, свистят. Питаются всем – семенами кустарников, трав, крошками, зернами, семечками, остатками каши. Воробьи уничтожают много вредных насекомых. Воробьи стойко переносят холод: они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. «Воробей мал, да удал!»

• Рассказ – описание про Синичку - 2 детей.

• Обобщающий рассказ логопеда «Синичка»

Это птичка Синичка. «Спиною зеленовата, животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика». Лапки маленькие, но с острыми коготками, которыми она цепко прицепляется. Если есть удобная трещинка в коре, особенно под сучком – там и сохранились запасы: жучок, паучок, муха, комарик, семечко, зёрнышко, ягодка, яички насекомых, сколько весят сами. Движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя угадать, что они сделают в следующую секунду. Деревьям проводят самый зоркий осмотр. Поэтому синицы приносят очень большую пользу лесам, садам и паркам. «Мала птичка – синичка, да коготок востёр!»

• Зрительный ориентир по стене (полёт Синички)

• Динамическая пауза «Сорока» (Расскажи руками)

Сорока – воровка кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала – 4 раза

А этому не дала – ты дров не рубил,

Воды не носил.

Зачем дров не рубил? Зачем воды не носил?

Знай наперёд: здесь водичка - холодненька (поглаживание запястья)

Здесь водичка – тепленька (поглаживание сгиб локтя)

Здесь – горяченька (поглаживание плеча)

А здесь – кипяток, кипяток, кипяток! (щекотать бока туловища соседа)

Играем 2 раза.

• Рассказ – описание про Дятла – 2 детей

• Обобщающий рассказ логопеда «Дятел»

Это большой пёстрый дятел. Это зимующая птица. У него самые сильные лапы, упругий хвост – как упор. У него крепкий, как долото клюв.

Длинный, крепкий, с зазубринками язык. Крылья его не могут летать быстро и далеко. Живёт в дупле, которое сам несколько дней выдалбливает. Питается шишками, заклинивает её в щель и долбит, пустую выбрасывает и новую вставляет и достаёт языком из – под чешуек семена. Ест также и насекомых. Поэтому его называют лесным доктором. Стучит дятел – значит, будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить!

• Игра «Шестой лишний»

4 – 5 карточек – назвать среди зимующих птиц что лишнее и почему.

1 раз – на ухо логопеда, 1 раз – открыть на 30 секунд, закрыть.

• Рассказ логопеда о Зимородке (новые знания) с картиной.

Эту птичку зовут Зимородок. Она небольшая, чуть больше воробья. У неё густые пёрышки, особенно пуховые, которые спасают её от морозов зимой. Она желтовато – коричневого цвета. На голове пёрышки поднимаются хохолком. Её клюв похож на клюв дятла – длинный и мощный. Ещё интересно то, что у такой маленькой птицы такие сильные, устойчивые лапы, как у сороки и вороны. Но самое замечательное то, что зимородок зимой выводит и выкармливает птенцов. Питается зимородок жуками, насекомыми, ягодами, семечками в лесу, на полях.

В города птичка почти не прилетает. Но люди ей очень благодарны за то, что зимородок очищает наши поля и леса от вредных насекомых, которые весной могли бы появиться из личинок.

• Игра «Живые звуки»

Дети: «Я спокоен, я здоров. Я тихонько закрыл глазки,

Чтобы тут увидеть сказки!»

(Одеваюсь волшебницей, звуки «оживают» - каждый ребёнок – живой звук)

Дети читают: Голуби Сорока

Ворона Снегири

• Все дети подходят к кормушке для птиц (тихо звучат голоса птиц)

Мы с вами этой зимой тоже помогали птицам. Расскажите, как?

Ответы детей:

- Развесили кормушки в детском саду и дома.

- Приносили корм разный, чтобы подкормить птичек.

- Не кричали, не пугали, не мусорили, где птички.

Логопед:

- А что мы с вами запланировали ещё сделать?

Дети:

- Посадить рябину и калину.

- Сделать и повесить скворечник.

• Давайте опять поиграем в «Цепочку слов» с нашей волшебной птичкой.

Отвечать надо предложением на мой вопрос: «Как ты помогал зимующим птичкам?»

Ответы детей:

- Мы с папой сделали кормушку.

- Я для голубей приносила семечки.

- Я воробьям насыпал хлебных крошек.

- Мы в детском саду насыпали в кормушку разные мелкие зернышки.

- Я наливала в поилку водичку.

- Я для снегирей приносила рябину.

- Мы осенью заготовили шишки для птиц

- Мы с сестрёнкой приносили несолёное сало для синичек.

- Я не кричал, не пугал, не мусорил, где птички.

Логопед:

- Давайте птиц любить, оберегать.

И взрослым в этом деле помогать!

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось всё на веки!

• Итог занятия.

Вот послушайте народные приметы:

- Начал петь снегирь, а сорока спряталась под крышу – быть вьюге.

- Не холодом страшна зима птицам, а голодом.

- Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.

А ещё нам всем надо помнить: нельзя давать птичкам жареные семечки.

Семена лучше раздавливать. Черный хлеб вреден!

Ребята, раз вы всю зиму так заботились о наших зимующих птицах и рассказали мне, что и дальше будете им помогать, я решила подарить вам птичек – оригами.

Спасибо за занятие, мои юные логопедики!

Публикации по теме:

Акция «Уютный дом пернатым друзьям»Акция «Уютный дом пернатым друзьям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г. Дубны Московской области.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Мы — друзья природы». Конспект НОД учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 2 марта 2014 в 18:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...